Автомобиль Газель Бизнес, двигатель УМЗ 4216. Обнаружены пропуски воспламенения в 4-м и 1-м цилиндрах, двигатель начинает троить, глохнуть. Проблема проявляется на ходу, под нагрузкой. При остановке, выключении зажигания и последующем включении проблема исчезает. И снова появляется только при интенсивном движении.
При подключении сканера ошибок нет. Поменяли местами форсунки, проверили свечи разрядником, проверили катушки, проверили датчики. Катушки, форсунки исправны, свечи без дефектов, свечной зазор в пределах допустимого (на двигателях УМЗ 4216 заводом — изготовителем установлен свечной зазор 0,7мм). Меряем компрессию, проверяем сопротивление высоковольтных проводов — никаких проблем, везде норма. Датчики исправны.
Уточнила у владельца автомобиля, не разбирался ли недавно двигатель и что делалось по механике. И тут выясняется, что недавно производилась переборка мотора. Все метки при ремонте были выставлены правильно, зубья задающего диска не повреждены.
Здесь следует немного погрузиться в теорию. Сразу оговорюсь, что газелями я ранее не занималась, практики по ним у меня не было.
Двигатель УМЗ 4216, поступление воздуха регулируется датчиком абсолютного давления со встроенным датчиком температуры, имеет нижнее расположение распредвала, привод которого осуществляется через косозубые шестерни, фазированный впрыск.
С 2009 года двигатели выпускались с гидрокомпенсаторами. Блок управления двигателем (контроллер) М 12.3 оперирует следующими факторами: длительность впрыска и угол опережения зажигания. По ним ЭБУ регулирует подачу топлива в цилиндры.
Отдельно отмечу, что в руководстве по эксплуатации установлены зазоры регулировки клапанов даже для двигателей с гидрокомпенсаторами! 1-й и 4-й цилиндры — 0,30 — 0,35мм, 2-й и 3-й цилиндры — 0,35 — 0,40мм. Порядок регулировки: 1-й, 2-й, 4-й, 3-й цилиндры. Когда первый в положении ВМТ, то регулируем или замеряем зазоры 1,2,4,6 клапанов, а после проворачивания коленвала на 180 градусов регулируем 3,5,7,8 клапаны. Да, да, на этих моторах, несмотря на наличие гидрокомпенсаторов, нужна регулировка клапанов!
Наверняка опытные механики, часто сталкивающиеся с Газелями, знают эту особенность и еще много чего интересного в плане нюансов их ремонта :). Но я, опять таки повторюсь, ранее не занималась диагностикой Газелей, поэтому для меня этот факт стал настоящим открытием :)).
Чисто теоретически, рассуждая о поиске неисправности, я осмелилась предположить, что причина появляющихся пропусков воспламенения кроется в механике, а именно в неправильной регулировке зазоров клапанов и ниже поясню, почему.
Еще раз напомню: неисправность проявляется при движении, под нагрузкой. На холостом ходу двигатель работает как часы.
ЭБУ анализирует информацию с датчиков, в том числе и с датчиков кислорода (у Газель Бизнес их два). При нагрузке, в результате неверной регулировки зазоров клапанов, топливо сгорает не полностью, и как следствие несгоревшее топливо попадает в катализатор. «Видя» попадание несгоревшего топлива, блок управления программно отключает его подачу в тот цилиндр, в котором обнаружено неполное сгорание и как следствие автомобиль троит на ходу.
Отдельно следует отметить, что такого рода болячки на газелях довольно распространенное явление и лечатся они еще прошивкой блока управления. Но в этой статье я чип тюнинг рассматривать не буду.
При визуальном осмотре двигателя все прокладки были сухими, никаких соплей, потеков. Все чисто, сухо. Было принято решение разбирать ГБЦ.
Разбираем ГБЦ — и вуаля!)). Что и требовалось доказать — клапаны 1-го и 4-го цилиндров зажаты. Регулируем клапаны, собираем ГБЦ. Проблема пропусков воспламенения исчезла, владелец доволен.
Могу отметить преимущество диагностирования и изучения матчасти отечественных автомобилей перед иномарками для начинающих диагностов — никаких проблем с поиском схем, руководств. Схемы понятные, все легко и просто. Однако я с такой «живностью» предпочитаю дел не иметь из коммерческих соображений. Даже если вы устанавливаете новые запчасти, гарантии на их работу никакой дать нельзя. Этот автомобиль был взят исключительно в целях саморазвития.