Найти тему
Kinoryba

Jethro Tull – Nothing Is Easy: Live At The Isle Of Wight 1970.

У Jethro Tull на виниле вышло довольно много концертов и все они совершенно разные. Не по содержанию, что само собой разумеется, и даже не по звучанию, а, как бы, по концепции звучания. Концерт 1970 года сыгран группой так, словно она соревнуется с Led Zeppelin – и местами превосходит его – по мощи, агрессии и инструментальному накалу в среднетемповых тяжеленных песнях, аранжированных для группы, играющей на одной сцене с Хендриксом и The Who. На самом деле, если говорить, так сказать, о сухом остатке, то Jethro Tull всегда играли тяжелый гитарный рок, а Андерсон, даже в самых “этнических” и фолковых альбомах насыщал музыку металлической гитарой Барра. Ну, или Барр делал это с согласия и под руководством Андерсона – неважно, но даже в Roots To Branches музыка из индийских и староанглийских мелодий съезжает в тяжелый металл. Просто металл Андерсона очень разнообразный, со множеством влияний и его попытки объять необъятное чрезвычайно успешны – он единственный из множества музыкантов, который делает это легко и органично. При том, что в одном из интервью Андерсон говорил, что вообще не слушает рок-музыку, в другом, опубликованном как аннотация к концертному альбому 1977 года – Songs From The Wood Tour он, помимо излияний в любви к фолковой музыке, говорит о том, что у него есть две любимые группы – в порядке очередности первое место занимает The Rolling Stones – вершина рока без вариантов, а второе место – Led Zeppelin. Альбом Live At The Isle Of Wight, записанный в 1970-м, вышел на виниле лишь в 2004 и в аннотации уже весьма пожилой Андерсон признается в любви к Джими Хендриксу и ему же посвящает эту пластинку. И это вполне логично – Jethro Tull на этом концерте дали такого раскаленного хард-рока, таких гитарных наездов, что на тот момент времени они вполне вставали в один ряд и с Хендриксом и с Led Zeppelin и с Deep Purple – Black Sabbath совершенно не уступая им в плотности и громкости музыки. Альбом начинается с My Sunday Feeling, вломившей по публике ревущими гитарными аккордами и хуками ритм-секции, вполне сравнимыми с Fire Хендрикса, флейта Андерсона не размывает этот адский рок, а только подстегивает темп, толкая на слушателей тяжеленный локомотив своей музыки. My God тревожные фразы акустической гитары открывают – но в середине второго куплета – гитарно-барабанно-басовый взрыв – и покатило – семь с половиной минут звучания почти Black Sabbath, только мелодически разнообразней и с совершенно не облегчающими песню флейтовыми отступлениями. Даже соло, когда флейта остается одна – не кажется легким, Андерсон хрюкает, кричит, дышит, рычит и флейта его не поет, а режет острым ножом, металл песни не ржавеет и не превращается в труху – группа подхватывает выход из соло и Black Sabbath кажутся уже группой второго эшелона. Взлет флейты в финале – торжество группы, показавшей, как нужно играть тяжелый рок. With You There To Help Me обманчиво намекает на то, что начинается “музыкальная пауза” – фортепиано, поддерживающий бас и голос, но не тут-то было. Гитарные риффы синхронно с ударными расшвыривают лирику вступления в разные стороны, бас из поддерживающего выходит на первый план и звук его становится ревущим, перегруженным – таким и останется до конца. Песня звучит десять минут – оказываясь многочастевой – трагическое соло фортепиано, которое подхватывает флейта и они Андерсон и Эваном играют дуэт, съезжающий из европейской классики в джаз и возвращающийся обратно, через авангард к традиции и – наконец, снова – в тяжелый гитарный рок. Группа соскучилась по звуку и шарахает гитарными аккордами, ударными и басом, а Андерсон радостно кричит – “У-я, у-я!!!” – и начинается следующий номер. To Cry You A Song открывается сразу же, без рассуждений и подготовки – гитарой Барра, сложным риффом, тяжелыми ударными, грузным басом органом - и ни секунды передышки, шесть минут того, что называют “диким рубиловом”. Bouree, бодро сыгранное всей группой на концерте не так чисто, но в разы живописней, чем на студийном альбоме, с добавлением легкой импровизации Андерсона и замечательным сольным выходом Корника на бас-гитаре, перегруженной в какой-то момент начинающей напоминать по звучанию Grand Funk. Обязательное для 1970 года околоджазовое соло на ударных в Dharma For One – после классического, церковного органного вступления и гитарного рока Барра, жгущего аккордами под бешеный драйв ритм-секции и пения и криков Андерсона, еще одного выхода Корника со своим сверхтяжелым хрипящим басом, виртуозного соло органа и – привет Хендриксу от Jethro Tull – уносящегося в космос прямо из ночных джунглей гитарного соло Барра. Расширенная версия Nothing Is Easy сыгранная с диким свингом, с гитарным и флейтовым соло без остановки переходит в раскачивающуюся We Used To Know – сыгранную точно так же, как в студии, но здесь совершенно не похожую на “Отель Калифорния” – хотя, вроде бы, и гармония та же, но раскрывается сущность песни – и она совсем другая, никто ее не повторял. Меняется гармония, Барр оказывается ка будто на авансцене и начинает дуэль с ударными – Банкер и Барр играют дуэт – дикие ударные с пулеметной бочкой (двумя?) и озверевшая гитара. Еще два привета – одновременно и Джинджеру Бейкеру и – еще раз – Хендриксу. И из этого безумия вырастает For A Thousand Mothers – здесь хоть и есть коротенькое лиричеcкое отступление, но оно моментально растворяется в гитарном реве, грохоте ударных и баса, монументальны клавишных, стальной флейте и едком голосе Андерсона. В результате этот альбом – вероятно, одна из лучших концертных записей семидесятых в тяжелом роке. Альбом отточенный, мощный, без намека на расслабуху и перекуры между песнями, болтовню, которая позволяет музыкантам чуть перевести дух и глотнуть чего-нибудь бодрящего – идеально сыгранный, мощный, тяжелый и очень музыкальный концерт.