В данной статье будет кратко пересказываться и разбираться "Предварительные положения к философской реформе" и "Основы философии будущего" Людвига Фейербаха. В прошлой статье кратко пересказывались и разбирались "Политика как призвание и профессия" и "Наука как призвание и профессия" Макса Вебера.
Приятного просмотра!
Автор и контекст написания книги
Людвиг Андреас фон Фейербах ( 28 июля 1804 — 13 сентября 1872 гг.) — немецкий философ-материалист.
Родился в семье криминалиста Пауля Иоганне Ансельма фон Фейербаха. Учился в Гейдельбергском, Берлинском и Эрлангенском университетах. Потом читал лекции в университетах и писал свои философские труды. Известен своими трудами по истории философии, по религии и по критики спекулятивной философии.
Был под влиянием философии Гегеля (конечно, ведь слушал лекции самого Георга Георговича Гегеля). Прошёл путь от пантеизма до материализма (с элементами пантеизма).
Обозреваемые книги были написаны в 1842/1843 (по очереди). Интересно то, что хороший знакомый и по сути ученик Людвига Карл Маркс в это время начал уходить из младогегельянских позиций (одним из главных представителей которого и был Людвиг) в сторону идей социализма и диалектического материализма (сформированного самим Марксом и ещё Энгельсом),которые сам Фейербах примет к концу жизни.
Содержание статей
1.В статьях Людвиг показывал сущность теологии (религии) со спекулятивной философией, их схожесть и их происхождение:
1)"Тайной теологии является антропология, а тайной спекулятивной философии теология" (Здесь имеются ввиду 2 вещи: Первая, что теология основана на человеке и соответственно бог это мистифицированная понимания человеком самого себя (немного в прошлом времени); Второе, что спекулятивная философия пытается о научить, конкретизировать теологию и на ней основана)
2)Спекулятивная философия отличается от обычной тем, что божественную сущность (теологию) она переносит в посюсторонний (наш) мир, то есть овеществляет, определяет, реализует её. (Здесь также имеются ввиду 2 вещи: Первое, что спекулятивная философия конкретизирует и убирает мистичность теологии; Второе, что спекулятивная философия работает по принципу от абстрактного к конкретному, но не стоит забывать, что абстрактным у спекулятивной философии является теология, а она основана на конкретном, но конкретное в ней мистифицировано)
3)Пантеизм необходимое следствие теологии, а атеизм необходимое следствие пантеизма. (Здесь имелось ввиду это: при развитии общества оно секуляризируется (постепенно уходит от религии). Сначала внутри самой религии (пантеизм), а потом вовсе отказавшись от неё (атеизм))
4)Спекулятивная философия превращает предикат (атрибут, элемент чего-то) в субъект и в качестве субъекта сделать объектом и принципом, и если спекулятивную философию перевернуть, то мы получим голую истину. (Здесь имелось ввиду это: теология беря действительность меняет духовное (продукт материального) и материальное местами и теперь уже материальное (человек) творение духовного (бога), Если теологию повернуть ещё на 180 градусов, то снова получим действительность (бог - мысль, мистифицированное самосознание человека)
5)Теология (и спекулятивная философия) раздваивает и отчуждает человека, чтобы затем отчуждённую сущность опять с ним отождествить. (По сути таким образом работает консерватизм: берут свои представления об хорошем и плохом (государстве) на основе своего прошлого, мистифицирует эти представления, делая их искусственно вечными и пытаются подстроить объективную реальность под эти мистифицированные представления. Приведу для понимания пример: либерал, видя увеличение влияния государства на экономику и другие сферы общества, берёт свои взгляды об идеальной свободе, называет её просто (абсолютной) свободой и говорит, что государство - деспот, который забирает свободу (и демократию) у людей)
6)Вера в потустороннее (бога) превращает всякое страдание в видимость, в неправду. (Здесь говорится по сути двойная функция религии: с одной стороны успокаивать людей, с другой сохранять существующее положение дел. Остальные функции важны, но они устарели.)
7)Философия, которая выводит конечное из бесконечного, определённое из неопределённого никогда не приводит к истинному утверждению
8)Отрицание пространства и времени есть только отрицание их границ, но не их сущности (Здесь как раз говорится об мистификации теологии и спекулятивной философии: при мистификации - попытке делать конкретное абстрактным, вечным и безграничным, конкретное лишь меняет форму, но не свою суть)
9)Началом философии (всегда) является конечное
2.Ещё в статьях Фейербах говорит об "Новой философии" (точнее той философии, которую хотел бы видеть):
1)Хочет объединить французский материализм (точнее умение правильно находить и изучать конкретное) и немецкий идеализм (точнее умение правильно из конкретного делать общее), чтобы делать правильные выводы из правильно подобранного конкретного
2)"Новая философия выступает всегда с новым именем; т.-е. возводит имя из низкого, подчинённого положения в княжеский ранг"
3)"Новая философия" реализует идеи христианства (Здесь автор хочет такое сказать: раньше философия и религия (теология) рассуждала об хорошем, плохом, абстрактным и не связанным с реальностью, а "новая философия" должна быть не оторванной, а практичной, связанной с реальностью, поэтому она и реализует христианские идеи на практике)
Мысли по поводу статей
Что можно найти полезного у Фейербаха из данных статьей?
Первое, что религия неосознанная форма самосознания человека, где бог не творец всего сущего, а представления человека об самом себе.
Второе, что спекулятивная философия (или идеализм) всегда сверхъестественное теологии пытается онаучить (дать научную форму) и сделать (искусственно) конкретным. Поэтому спекулятивная философия лишь формой отличается от теологии (религии).
Третье, что религия и спекулятивная философия довольно идеально подходят для аргументации консервативных идей (у которых уже не остаётся разумных аргументов для защиты существующего положения): просто скажи, что на это Воле Божье (и прочитай не связанную с этим перековерканную цитату из Библии/другого Священного Писания), и говори, что это по этой причине (причинам) недопустимо. Этот пример скорее подходит чисто религии, поэтому дам подобный пример для спекулятивной философии: просто скажи, что это антидемократично, это не соответствует (вечной) сущности человека (а какая сущность у человека не понятно), это уменьшает свободу и т.д., и говори, что это по этой причине (причинам) недопустимо.
Четвёртое,что религия и спекулятивная философия успокаивает народные волнение и помогает сохранять действующий строй, которому они прислуживают.
Пятое, что философия должна практически реализовываться, а не на словах работать(как с христианством в течении всего средневековье и нового времени) или вообще оставаться в рамках учёного общества, где оно останется лишь мыслью, не дойдя до реализации.
Итог
В данных статьях Людвиг Фейербах показал кратко сущность религии и спекулятивной философии, их работу и многое другое. Эти идеи продолжили жить в разных философах и только Маркс с Энгельсом эти идеи реализовали в марксизме, философской концепции, на основе которого свершались революции 20 века (кроме Парижской коммуны, которая существовала в середине 19 века) и были достигнуты многие великие достижения.
И ПОМНИТЕ: СИЛА В ЗНАНИЯХ, ЗНАНИЯ - В КНИГАХ!