23 июня 1969 года... Ил-14 компании «Аэрофлот» рейса 831 Москва - Чернигов - Симферополь готовится к взлету в подмосковном аэропорте Быково: на борту 19 пассажиров и пятеро членов экипажа.
В это же время с авиабазы Кедайняй под Каунасом один за другим взлетали четыре военно-транспортных самолета Ан-12 и брали курс на Рязань. В двух первых «Антоновых» транспортировали боевую технику, на третьем-четвертом - личный состав 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В 13.25 по московскому времени замыкающий Ан-12БП, на борту которого находились пять членов экипажа и 91 десантник, поднялся в небо.
Голубые береты на боевых машинах десанта должны были продемонстрировать свои умения на всесоюзных учениях министру оборону, маршалу СССР, дважды Герою Советского Союза Андрею Гречко.
Тем временем в 14.07 в подмосковном Быкове Ил-14 оторвался от земли, набрал высоту и, заняв предписанный эшелон 2700, направился на юго-запад.
Спустя 33 минуты - в 14.40 - командир пассажирского воздушного судна запросил у диспетчера разрешение подняться на эшелон 3300, поскольку на предписанной высоте была сильная турбулентность и нулевая видимость. Диспетчер ответил отказом. Он знал, что на встречном курсе всего в трехстах метрах выше прямо над верхним краем облаков следует в пункт назначения военно-транспортный Ан-12. В 14.50 командир «Антонова» в свою очередь вышел на связь. Внизу остался позади город Юхнов Калужской области, впереди ждал рязанский аэродром Дягилево. Диспетчер предписал экипажу Ан-12 продолжать движение на эшелоне 3000.
Как рассказал КП-Рязань авиационный историк Виктор Пахомов, радары в то время устанавливали только на боевых самолетах-перехватчиках, на Ил-14 и Ан-12 подобных систем не было. У диспетчеров наземных служб на радарах высоты движения самолетов не отображались - только фактическое место положения. На земле были уверены, что курсы самолетов пересекутся на разных эшелонах, но...
В 14.52 юго-восточнее Юхнова Ан-12 на скорости около пятисот километров в час налетел на Ил-14 «либо винтом, либо килем вспоров его брюхо»... После столкновения оба самолета, потеряв управление, свалились в штопор. Военный Ан-12 рухнул в поле неподалеку от деревни Выползово Юхновского района Калужской области, Ил-14 упал в окрестностях деревни Троица. Расстояние на земле между машинами составило порядка 3800 метров.
Так вспоминал эту трагедию заместитель командующего ВДВ СССР, генерал-лейтенант Чаплыгин:
«Место катастрофы представляло собой удручающее зрелище. Поваленные деревья, догорающее пламя, обломки самолета, разбросанные в радиусе примерно 100 - 120 метров... И среди этих кусков раскаленного металла - тела погибших. Даже мне, прошедшему всю войну «от звонка до звонка», было тяжело видеть это человеческое месиво».
В катастрофе погибли все члены экипажей и все пассажиры обоих воздушных судов - 120 человек (по некоторым данным 121 человек - на борту, возможно, находился четырехлетний ребенок одного из военнослужащих).
Расследование причин столкновения самолетов показало, что удар произошел на высоте 2910-2960 метров в условиях сильной облачности. Был сделан вывод, что оба пилота нарушили высоты следования.
На сегодняшний день трагедия с самолетом Каунас-Рязань остается самым крупным и самым страшным небесным столкновение над территорией современной России.