Сергей Трикачев
Так вот проведя некоторое время на курсах подготовки при институте, наступила пора подавать документы в выбранное учебное заведение. Надо было догонять моего друга Володю Татаринова, который уже приехал на каникулы, после окончания первого курса училища. Отработав почти год на заводе, пройдя определенный трудовой путь в качестве модельщика 4 разряда. Получив почти полное представление, о тружениках, проработавших на заводе как минимум по 25-30 лет и пройдя школу трудового становления, я взял отпуск и уехал поступать в училище.
Это был уже знакомый мне путь, от врачебно-летной экспертизы, до экзаменов. В какой то период стало понятно, что в этом году, шансы попасть будут выше, не смотря на приличный конкурс. Не знал я тогда, что где то рядом, поступают еще два алапаевца, Юра Каракулов из первой школы и Евгений Жулимов, из пятой. В итоге я пройдя мандатную комиссию был зачислен, получив документ о поступлении. Приехав домой, подал заявление на увольнение и поехал сниматься с учета в военкомате. Но там обстановка, была не простая. Как объяснили мне в одном из кабинетов. Поскольку я, был призывник ближайшей осени, мне уже определена команда набора №........ и офицер с угрожающим видом, читал мне нравоучения в части того, что может и не снять меня с учета. Хотя по всем документам, немного знакомым мне, это было противозаконно. Позднее, когда один из офицеров сказал, что меня снимут с учета, если я развезу пятьдесят-семьдесят повесток по указанным адресам, я понял, что это полный "развод", но противиться не стал.
Забрал повестки, взял у отца мотоцикл "Иж Планета" и целый день посвятил этому мероприятию. В итоге развез я где то сорок повесток, вернул оставшиеся в военкомат и в кабине учета, снялся с него. Теперь, сидя в самолете, было легко и спокойно рассуждать о прошедшем годе, всех перипетиях и в ожидании приземления, думать о будущей учебе. Самолет, после почти трех часов полета, приземлился в аэропорту Смольный. Здание существенно отличалось своей архитектурой от Свердловского аэропорта Кольцово, хотя постройки этих же лет. Здание аэровокзала я проскочил почти мгновенно. Уже зная от моего друга, одноклассника, как добираться до Финляндского вокзала, на автобусе, до станции метро Московская и далее подземкой, с пересадкой на станции метро - Технологический институт. Метро не особо отличалось от Московского, только наверное глубже и при проезде в тоннеле, под рекой Невой , немного закладывало уши, но это не было проблемой. Вот и Финляндский вокзал. Купив билет по маршруту Ленинград-Выборг, оставалось время прогуляться и посмотреть поезд, на котором Владимир Ленин, прибыл в Питер из Финляндии, находившийся за территорией вокзала, а так же выйти к памятнику основателю Советского государства, стоящий перед самим вокзалом. Вот пришло время усаживаться в электричку и заняв место у окна, я всматривался в проплывавший ландшафт местности.
Володя говорил мне, что они по курсантскому удостоверению, покупают билеты в половинную стоимость, да и в полную, цена была не велика, всего то рубль восемьдесят. Мелькали названия станций, с незнакомыми названиями. Это по маршруту Алапаевск-Свердловск, я знал все станции на память. Парговоло и Белоостров, Зеленогорск и Рощино сменили экзотические названия Каннельярви и Лейпясуо.... Вот на подходе к Выборгу, начало вырисовываться краснокирпичное здание женской тюрьмы, которое сменило огромное здание Выборгского училища, с его пятиэтажными корпусами, замкнутое в закрытый квадрат, с высокой трубой, торчащей из под крыш сооружения, что соответствовало описаниям и рассказам моего товарища.
Поезд уткнулся в тупик третьего пути и пассажиры, в том числе и я выпорхнули на перрон. Через подземный переход я зашел на вокзал. Помещение было солидное, с красивой архитектурой и продуманностью залов. Ну что сказать, как-никак второй город по численности жителей в недалеком прошлом, страны Суоми /Финляндии/. Это вокзал, еще многократно будет нас "выручать" при необходимости воспользоваться автоматическими камерами хранения, для переодевания в гражданскую одежду, а так же в форму при возвращении из увольнения в училище. Да и вносить разнообразие в нашу курсантскую жизнь необычными встречами.
Весной 1974 года, мы стояли в оцеплении, когда сборная СССР по хоккею, останавливалась кратко в Выборге при поездке в Хельстинки и хоккеисты во главе с легендарным тренером, прямо из вагона проходили в ресторан вокзала. На брифинге Всеволод Бобров, сказал одну разлетевшуюся фразу, касательно Выборга: "Вы последний город, который провожает нас и первый, который будет встречать!" Спецвагон с хоккейными принадлежностями в это время, стоял прямо напротив окон училища, на запасном пути.
Не долго размышляя и окинув взглядом пространство помещения я вышел и направился в училище. Пройдя мимо видимых железнодорожных путей, ведущих в сторону Хельсинки и Ленинграда, я оказался на мосту, с которого как на ладони, было видно грандиозное сооружение корпусов училища. Пятиэтажные корпуса, замкнулись в квадрат и стояли особняком, одной стороной выходя окнами на железнодорожные пути, второй стороной на мост. Перейдя мост, прошелся вдоль здания, подвернул налево и вошел в здание. Слева было видно окошечко с надписью "Дежурный по училищу" и рядом на стене висел стенд "Отличники учебы".
Дневальный окинул меня взглядом понимая, что я новобранец и произнес: - Поступившие, направо по коридору и в предпоследний кабинет. Это касалось не только меня, но и еще нескольких робко стоящих в стороне юношей. Плотной группой, мы прошли в коридор, прошли мимо кабинета начальника училища и оказались у двери с табличкой "Мандатная комиссия". Передали документы через помощника, между ними я втолкнул спортивную квалификационную книжку, на всякий случай, а вдруг пригодится. Через полчаса, меня пригласили в кабинет и вручили направление, где была указана 5 рота. Предварительно подсказав, что надо бы подстричься наголо. Да и куда деваться, если это требование к поступившим первокурсникам. По ходу вспомнил, что видел надпись на железнодорожном вокзале "Парикмахерская". Взяв "руки в ноги", быстрым шагом пошел на вокзал, подстригся и вернулся в училище. Через проходную и небольшой проход, вышел во внутреннюю часть этого огромнейшего здания. Увиденное впечатлило !! Четырех-пятиэтажные корпуса, были объединены в каменную коробку. В середине, располагался большой плац. В дальнем углу одного из периметров стоял почти вплотную к стене, самолет Ан-2 со снятыми правыми плоскостями и перпендикулярно ему, вертолет Ми-4, правда без лопастей, но все равно увиденное вживую впечатлило!
Пройдя через него и спросив у проходящих курсантов старших курсов, направился в самый дальний угол этого выкрашенного квадрата зданий. Поднялся на третий этаж, подвернул к открытой двери и увидел..."муравейник" стриженных наголо ребят, снующих по помещению. В кабинете "Командира роты" отдал своё направление. Через пару минут, было сказано: - "Определен в 55 взвод, проходи и доложи старшине группы о прибытии !" - что я и сделал. Так называемый "кубрик", было помещение с двумя большими окнами, выходящими на мост. В помещении, находилось шестнадцать двуярусных кроватей, то есть на 32 курсанта. Мне показали свободные кровати, выбора особого не было, группа была сформирована уже полностью, не хватало человек пяти. В течение некоторого времени происходило знакомство. Моим соседом по кроватям второго яруса, с одной стороны через проход, оказался Валерий Гончар, поступивший в училище из Евпатории, а стоящая вплотную кровать была занята Валерием Огорельцевым из Сургута.
Причем с Валерой, нас объединяла и общая двухсекционная тумбочка, для хранения конспектов и литературы. Где то звучала гитара и стояла группа "новобранцев". И только наверное в течение нескольких дней я узнал, что во взводе 9 национальностей и около 10 "дембелей" то есть курсантов, отслуживших срочную службу в армии, в течение 2 лет.
С первого дня, начали жить по распорядку, получив постельное белье, в прачечной училища. Подъем в 7-00 , выход на плац училища и голые по торс, через арочные ворота, бежали на стадион, находящийся за периметром училища. Один, два круга по 400 метров, вокруг футбольного поля, комплекс упражнений и снова в казарму. Так до первого сентября, нас уже вводили в рабочее состояние и распорядок дня курсанта. Если мне не изменяет память, то физзарядка в снаряжении "по торс голые", была до температуры +5 , далее до -15 в костюме х/б , и после минус 15 , выход в шинели. В течение пару дней, получили на складе костюм хлопчатобумажный, ботинки, напоминающие знакомую мне обувь, которую выдавали в "фазанке", училище ФЗУ/Фабрично Заводское Училище/, в годы когда они носили форму, от пальто и фуражки, до кителей и частично были на гособеспечении. Числа 28 августа, подъехал мой друг, Володя Татаринов, курсант второго курса из 15 роты, помещение которой находилось на пятом этаже, практически рядом, с размещением нашей роты. При коротких встречах, он информировал меня, что и как лучше делать в сложившихся ситуациях.
Первого сентября, с утра было построение и торжественный развод на занятия, под духовой оркестр училища. Самое не совсем приятное состояло в том, что я был в 55 взводе, а он оказался замыкающим в марширующих колоннах рот и взводов. Сначала шли курсанты 3 курса, четыре роты по четыре взвода, возглавляемые офицерами, командирами рот. За ними курсанты 2 курса, с таким же количеством курсантов и замыкал шествие 1 курс с еще большим количеством курсантов. Как оказалось, наша пятая рота, была самой многочисленной. Пять взводов, по 32 человека и возглавлял её, наш майор Тихонов Леонид Васильевич, выпускник Харьковского военного авиатехнического училища, которое он когда то закончил с отличием и его фотография много лет висела на Доске Почета, о чем он частенько напоминал нам во время назидательных разборок. Его летучие поговорки разной направленности, навсегда вошли в память и сознание курсантов. Чего стоило его изречение в сторону "залетевшего" курсанта - "Я ведь могу доказать тебе, что Земля имеет форму ЧЕМОДАНА.......... " или касаясь нашего взвода, регулярно теряющего своих курсантов, он обращаясь к командиру взвода, говорил - Петроченко, подготовь плакат с текстом из песни - "Нас оставалось только трое, из тридцати двух ребят......" А в порыве упреков, после вечерней поверки выговаривал - "Петроченко, распускай взвод.......впрочем они все у тебя распущенные !"
Колонну всего первого курса, вел майор Филоненко, назначенный впервые начальником курса. Командир первой роты, лейтенант Вениамин Виноградов, шел за ним блистая кортиком, в черной форме морской авиации. Еще долго, командование не могло его переодеть в форму ВВС.
Командиры всех рот, были в парадной форме Военно - Воздушных сил СССР, кроме командира 16 роты,носившего форму Гражданской авиации, с шевронами на рукаве.
В итоге в марше находилось, около 1 360 курсантов! Принимал парад начальник училища Богданов, рядом с ним стоял полковник Довгалюк, заместитель начальника училища, по военной подготовке, командовал парадом подполковник Фалеев, который занимал должность командира батальона. На возвышенном перед плацем месте, стояли почти все преподаватели училища и провожали взглядом марширующих курсантов, которые уже через полчаса, заполнят все аудитории учебных кабинетов. Примерно так, начиналось и моё "шествие" или длинная дорога в небо. Которая продлится в течение почти трех лет и далее еще не на один десяток...
P. S. Как то незаметно пробегают годы, десятилетия жизни при разных этапах развития страны. Остаются незамеченными для многих, дорогие для нас Праздники, 100-летие Октябрьской социалистической революции и многие другие. Приближающимся 30 декабря 2022 года, 100-летии Союза Советских Социалистических Республик. Интересно, кто и на каком этапе этого движения, исключил из своей памяти эти исторические события???
Ну а мы рожденные в СССР, так и останемся верны своей памяти, видимо навсегда.
Публикуемый рассказ, частично вошел в печатное издание моей книги "Записки полярного авиатора", в сокращенном, отредактированном варианте. Ну а читателей "Литературного салона Авиатор", надеюсь не утомит, этот затянувшийся экскурс. Спасибо и до новых встреч.
Предыдущая часть:
Продолжение: