В декабре 2022 года депутат Госдумы от фракции КПРФ, председатель комитета по вопросам семьи Нина Останина заявила, что подготовит законопроект об уголовной ответственности для тех, кто выдает себя за колдунов и целителей и не только оставляет людей без денег и жилья, но и наносит ущерб их здоровью.
Народная избранница считает: в столь непростое время, как наше, различные мошенники наживаются на доверчивых гражданах (которые, например, беспокоятся о судьбах родных и близких — участников военной спецоперации, обращаются за информацией о состоянии их здоровья и за постановкой защиты от ранений и гибели, и иной раз «прогорают» на этом деле). Останина уверена, что услуги всевозможных эзотериков будут требоваться, пока в России не усилится поддержка профессиональных психологов и не появится закон о психологической помощи.
Депутат отметила: у нас имеется федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан» со статьей о народной медицине, которой заниматься могут обладатели специальной лицензии от органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, и к которой не имеют отношения религиозные обряды, а также оккультно-магическая деятельность. Поскольку последняя поставлена на коммерческую основу, то, как и любой бизнес, должна регулироваться на законодательном уровне. Что стоит за подобной инициативой, чем обернется ее одобрение, и взовьются ли костры инквизиции, порассуждали эксперты «МК».
Взгляд изнутри
Женевьева Дмитриева, ясновидящая:
— В нашей стране разрабатываются интересные законопроекты. Тот, о котором идет речь сейчас, очень неоднозначный. У нас действительно развелась куча мошенников. Дело доходит до того, что арендуют целые квартиры в Москве и проводят консультации за баснословные суммы — берут чуть ли не 70 рублей в одну минуту. Часто это делают те, кто владеет техникой гипноза и применяет методы нейролингвистического программирования. Они не вникают в суть ситуации, а выворачивают ее в нужную сторону, шантажируют людей и запугивают, например, говорят: «Я вижу у вас порчу», и «разводят на бабки». На такую удочку попадаются в основном женщины с развитой чувствительностью, переживающие за себя, родных и близких. С этой точки зрения инициатива весьма полезная: шарлатаны получат хороший пинок под зад (если, конечно, не найдут какую-нибудь лазейку в законодательстве) и перестанут порочить честь истинных мастеров, которые и впрямь обладают даром, зрят в корень проблемы, направляют к верному ее решению, рассматривая разные варианты развития событий, и готовы брать оплату «по сердцу» после результата. Психология — относительно молодая наука по сравнению с эзотерикой. По моим наблюдениям, в России более доверительное отношение к эзотерикам и менее — к психологам, в том числе из-за высоких цен на их услуги при низком качестве. Многие оканчивают онлайн-курсы, получают условные корочки и не представляют из себя ничего как специалисты: не погружаются глубоко в тему и хотят не помочь человеку, а заработать побольше денег, устраивая длительные сессии без необходимости в них, и даже могут навредить при пограничных состояниях психики. К подготовке психологов требуется основательный подход, чтобы людям оказывалась комплексная, а, главное, осторожная помощь.
Мария, целительница:
— Как будут выявлять мошенников? Даже в XXI веке не существует специального оборудования, которое считывало бы информацию, есть дар или нет. Ни один экстрасенс не сумел подтвердить его наличие в условиях научного эксперимента, а ученые — доказать отсутствие потусторонней силы. Или можно потрогать энергетику? Это сделать невозможно. Да и человек не пойдет невесть к кому. Здесь работает не самореклама, а «сарафанное радио», когда рекомендации передают друг другу, из уст в уста. Встречаются и те, кто обманывают нуждающихся, и те, кто помогают им. В современной медицине до сих пор мучаются с лечением «рожи», от которой спасает только заговор. Сами врачи советуют обращаться за ним к «бабке». Люди приходят ко мне с межпозвоночной грыжей, тоже «заговаривающейся» на ранней стадии и у детей, и у взрослых. Шарлатан или не шарлатан, определить возможно лишь по результату. Но складывается ощущение, что скоро всех сравняют под одну гребенку, не разбираясь, где обман, а где помощь, и что через пару лет «не таких как все» начнут сжигать, словно ведьм на кострах во времена инквизиции.
Татьяна, астролог, таролог:
— В моем понимании общество развивается по экономическому закону об эластичности спроса и предложения: одно всегда влечет за собой другое. Так появляются и необычные люди, обладающие от природы особым даром для помощи другим. Слова «ведьма» и «колдун» воспринимаются негативно, хотя первое происходит от «ведать», то есть иметь сведения, а второе означает то же, что и «маг» — от «могу». На самом деле «волшебники» настолько же беззащитны перед социумом, насколько востребованы у него. Те, кто наделены необычными способностями, ищут способы их легализации, и не обязаны нести ответственность за тех, кто «имитирует» эти умения. Прежде чем обратиться к эзотерику, нужно почитать отзывы о нем. Если государство хочет уберечь своих граждан от разных шулеров, то должно не причислять к ним всех поголовно, чтобы поставить «галочку», а принять гибкий закон, к которому вряд ли готово. Как планируют контролировать его исполнение и отличать «настоящих» практиков от «ненастоящих», неизвестно. Может возникнуть настоящий «перекос», который случался при гонениях на Блаженную Матронушку или преследованиях буддийских лам в советское время.
Валентина Колесникова, ведьма, рунолог:
— Можно понять стремление бороться с наплывом мошенников, предлагающих свои услуги и не разбирающихся ни в чем. Но нужно рассматривать эту инициативу с нескольких ракурсов и сосредоточиться на том, чтобы нести в массы психологическую помощь, столь необходимую и порой недоступную, причем оказывать ее своевременно. А, кроме того, устраивать психологические ликбезы и повышать юридическую грамотность, дабы люди не верили слепо в то, что усердно навязывают шарлатаны, а оценивали это критично. Чем выше уровень образования и эрудиции у человека, тем ниже риск попасть в их лапы. Но остается ряд вопросов. Какие критерии будут выдвигать к тем, кто занимается магической практикой? И каким образом хотят собирать доказательства того, что, например, целитель «фальшивый»? Кто станет оценивать, тоже целители? А чем смогут подтвердить свою компетентность? Надо прорабатывать все аспекты, и пусть не вводить тесты на магические способности — все-таки мы не в мире Гарри Поттера, — но хотя бы проводить проверку базовых знаний, которыми мастера и оперируют в своей работе.
Олег, экстрасенс:
— Сложно давать какие-либо комментарии, пока этот законопроект не разработан. Да и сам я никогда не пользовался своим даром ради наживы. Но, думаю, будет так. Обратился человек за услугой, не удовлетворился результатом и потребовал деньги обратно, но не получил их и написал заявление в полицию. Как собирать доказательную базу в таком случае — решительно непонятно: магия- то неосязаема. К примеру, я не использую магические атрибуты — свечи, карты и т.д. И попробуйте доказать, что могу оказывать услуги. Но наказывать шарлатанов, оставляющих без имущества слабых и доверчивых людей, безусловно, необходимо. Правда, для этого в Уголовном кодексе предусмотрена статья «Мошенничество».
В пресс-службах Улан-Удэнской и Бурятской епархии, а также Буддийской традиционной Сангхи России отказались озвучить официальные позиции по данному поводу, сославшись на нехватку времени.
А вот в шаманском центре «Тэнгэри» согласились поделиться своим мнением с нашим корреспондентом. «Государственная Дума принимает законы для жителей нашей страны ради защиты их от вредителей, — подчеркнул верховный шаман Баир Цырендоржиев. — И, если внесут этот законопроект, он не затронет наш центр, который зарегистрирован как местная религиозная организация шаманов в министерстве юстиции России и имеет правовой статус. Кроме того, шаманизм закреплен как одна из основных религий наряду с буддизмом и православием в Конституции Бурятии и защищен ею». Руководитель «Тэнгэри» отмечает: инициатива народных избранников призвана искоренить мошенничество в различных объединениях для ведения коммерческой деятельности и обмана наивных россиян. Чтобы не попасть под общий «замес» и не понести уголовную ответственность, проверенные практики — те же знахарки из далеких деревень — могут вступать в официально зарегистрированные организации и легализовать свои занятия таким образом.
Взгляд снаружи
— На мой взгляд, немного странная законодательная инициатива, — считает юрист Наталья Семенова. — Но, как считается, в основе любого поведения лежит позитивное намерение. Возможно, депутат Госдумы и впрямь вознамерилась защитить россиян от нечистой силы. А чтобы продвинуть столь смелое предложение на законодательном уровне, решила призвать на помощь вполне реальный Уголовный кодекс. Исходя из ее заявления, осмелюсь предположить, что госпожа Останина попытается обыграть статью 159 УК РФ «Мошенничество», добавив туда магию, гадания и колдовство. Но предусмотренные ею случаи, когда лицо путем обмана и/или злоупотребления доверием лишает другое лицо имущества (совершает хищение), охватывают недобросовестных магов, гадалок и колдунов, которые промышляют такими делами. Если же человек лишился здоровья из-за их умышленных действий, можно прибегнуть к статье 238 УК РФ в части, касающейся оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Действительно серьезной проблемой является «зависший» проект о психологической помощи, и, как заметила Нина Останина, именно он должен быть принят в первую очередь, говорит Наталья Семенова. «Ведь сегодня психологами себя называют люди, которые не имеют фундаментального психологического образования, окончили какие-нибудь краткосрочные курсы переподготовки или, того хуже, прошли онлайн-обучение по непонятным методикам. И с такими специалистами по опустошению кошельков, именуемыми инфоцыганами в народе, разобраться нужно первым делом. А «волшебники» — целый этнокультурный пласт. Оставьте надежду людям. В конце концов, нельзя же запретить Деда Мороза. Иначе добро не победит зло», — заявила юрист.
В свою очередь, психолог Владимир Гамбаров уверен, что у него и коллег нет прямой конкуренции с эзотериками из-за разных подходов к работе.
— Профессиональный психолог оценивает собственную компетенцию, после чего берется или не берется за решение той или иной проблемы и, кроме того, несет ответственность за полученный результат. И стремится к тому, чтобы клиент сам находил выход из тупиковой ситуации, подключая мыслительные процессы.
Как подчеркивает Владимир Гамбаров, иное поведение демонстрируют люди, которые обращаются к гадалкам и экстрасенсам, магам и колдунам за предсказаниями будущего, приворотами на любовь, заговорами на деньги, удачу и богатство и т.д. Если одни движимы банальным любопытством из разряда: «А ну-ка, удиви меня!», то другие — искренней верой в то, что магия творит чудеса. Они живут надеждами и не понимают: под лежачий камень вода не течет. А третьи ищут легких путей к счастью, не берут ответственность за свою жизнь и перекладывают ее на кого-нибудь: бабка «нашепчет» — и человек довольный ходит, выдавая желаемое за действительное.
Психолог не советует относиться ко всему этому с фанатизмом, которым охотно пользуются некоторые шарлатаны — выдают себя за знатоков в области целительства, психологии, медицины и преследуют единственную цель — обогащение.
— Их наказание должно зависеть от тяжести вреда. Когда реально нанесли ущерб, нужно привлекать к уголовной ответственности. А если просто хочется верить в сказки, что ж, наказывать за это?
Автор: Роксана Родионова