Найти тему
В голове художника

Версия 3. Откуда появилась уличная техника "Сухая кисть"? Как она начала развиваться?

Уже писала о загадочной технике "Сухая кисть". Никто не расскажет вам, откуда она появилась, кроме арбатских художников. Только скоро можно будет написать книгу по версиям ее происхождения. Здесь еще одна.

**********************************************************************************

Смотрите также

Версия 1: Со слов уличных художников: Откуда появилась на Арбате техника "Сухая кисть"

Версия 2: Откуда взялась "Сухая кисть"?

**********************************************************************************

Но не сразу "Сухая кисть" стала такой яркой и блестящей, как "глянцевые фото с журналов". Она начала развиваться и совершенствоваться, а где-то и деградировать в пользу зрителя. Конечно, все зависит от мастера. Кто-то творит гиперреализм. На самом деле, если работать ей, опираясь на академические законы, на маленьких форматах можно очень сильно "изуродовать" лицо. Ранее упоминала нюансы при восприятии изображения и об эффекте "Зловещей долины" в статье "Почему портрет не похож". Все тот же "эффект зловещей долины" действует и здесь. Если использовать технику более декоративно - то проблем нет. Но при тщательной прорисовке деталей могут возникать казусы. Да! Фактура кожи, но мозг воспринимает изображение уже не как рисунок, а как куклу-точную копию, что вызывает отвращение. Меньше прав на ошибки. Скорость работы уже уменьшается. Поэтому мастера стараются передать больше бликов, как на засвеченных фотографиях. В формате а2 "сухотеркой" работать проще, нежели в формате а3 - легче делать прорисовки и остается много "белого". Но при этом время работы возрастает раза в два.

И, все же, больше развивалась она, как декоративная техника, имитирующая те самые "глянцевые фото журналов". Причиной тому были не только обычные прохожие, которые восхищались: "Ох!" и "Ах!" В определенный момент времени у уличных художников пошло огромное число заказов на портреты членов политбюро. Со слов третьего уличного художника Евгения (достоверной информации нет нигде, он тоже пересказывает байки своих коллег - арбатских художников) периодически приходили запросы на изображение известных личностей, и не только для политических целей. А они, многие (не все, и это не мои слова) как правило... ну, сами понимаете, весьма специфической внешности - очень харизматичные, на любителя. Карикатуры - да! Но нужны были портреты, причем - красивые! Брутальные портреты тогда не пользовались популярностью, как сейчас. Скажем, нарисовать Брежнева, словно Мэрлин Монро - это сложная задача. И жёсткий уголь - настоящая нервотрепка в таких ситуациях. Кроме того, изображать надо было на больших форматах ткани. Да чтобы и дождик не намочил, и снегом не завалило. Вот оно и пошло-поехало. "Сухая кисть" - идеальная техника для такого варианта. Главное, сделать посветлее и не "перетенить". А то "эффект глянца" превратится в "зловещую долину", страшнее черного угля.

Неизвестно, была ли уже открыта арбатская "сухая кисть" к тому времени (первым двум версиям происхождения этой техники не противоречит. См. Версия 1. Откуда взялась "сухая кисть", См. Версия 2 "Откуда взялась сухая кисть"). Но, вполне возможно, что появилась она именно когда на практике экспериментировали масляными красками писать по ткани, растирать, выполняя правки, в зависимости от требования заказчиков. Если делать портреты аккуратно и не "утомлять" рисунок, техника "Сухая кисть" "облагораживает" внешность в глазах обыденного зрителя.

Не буду приводить работы художников, чьи работы чересчур, на мой взгляд, "гламурные". Если пробьете в интернете - много вариантов. Ниже покажу профессиональный вариант - старые портреты Евгения. Однажды он случайно оставил их в метро, и позже ему пришлось рисовать новые. Художник закончил Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова уже очень давно. Подстраиваться под зрителя у него не было надобности, потому что параллельно работал инженером.

Работы Евгения Зузыкина. "Сухая кисть". Старый Арбат. 2011
Работы Евгения Зузыкина. "Сухая кисть". Старый Арбат. 2011

На моем месте эта техника не пошла, сколько бы не пыталась внедрить. Да и на Арбате она потихоньку себя изжила. Почему?

1. Времена меняются. Происходит круговорот. Люди стали возвращаться в своих вкусах к классике.

2. Нужно покупать дорогие материалы. соответственно, цена портрета повышается.

3. Глаз, нарисованный углём выглядит примерно также, как "сухой кистью". Но процесс идёт быстрее в десять раз. В течение последних лет некоторые уличные художники развивали угольную технику под "сухую кисть". Если раскрошить прессованный уголь и растирать его кистью по бумаге, будет аналогичный эффект. Чтобы не смазывалось рукой, бумагу покрывают лаком. Также для эффекта кожи, можно взять обычную, акварельную бумагу, но не "скорлупу". В угольном варианте "сухотерки" тоже нужно долго рисовать. Только тут уже появляется возможность импровизировать - где-то растирать, где-то работать штрихом, или даже обычной линией.

Мои работы:

Портрет Никулина "сухой кистью", 2017. Художник - Ольга Ухмылина
Портрет Никулина "сухой кистью", 2017. Художник - Ольга Ухмылина
Портрет со случайной свободной фотографии "сухой кистью", 2017. Художник - Ольга Ухмылина
Портрет со случайной свободной фотографии "сухой кистью", 2017. Художник - Ольга Ухмылина

Спасибо за прочтение!

************************************************************************************

Смотрите также

Версия 1: Со слов уличных художников: Откуда появилась на Арбате техника "Сухая кисть"

Версия 2: Откуда взялась "Сухая кисть"?

Статьи о психологии восприятия изображения