Найти тему
Сад в стиле Paradise

Тиффани - это не только ювелирные украшения

Цветущая глициния, нарциссы, клематисы, кобальтовое небо и золотой песок - всё это можно увидеть на удивительных по красоте витражах Луиса Комфорта Тиффани (1848 - 1933 гг.)( англ.- Louis Comfort Tiffany). Работы Tiffany Studios прославились ничуть не меньше, чем ювелирные украшения бренда Tiffany & Co.

Сегодня, мои дорогие подписчики и гости канала, давайте поговорим о прекрасном, и посмотрим витражи Тиффани на близкие каждому садовнику темы: природы, цветов, природного пейзажа.

Когда слышишь «Тиффани», то сразу вспоминаешь Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани», правда?

Диалог Холли и Пола:

💎💎💎💎💎💎💎💎💎💎

— Я просто без ума от Тиффани. Слушайте, у вас часто бывают дни, когда крысы на душе скребут?

— Вы хотели сказать кошки?

— Да нет, кошки это когда ты поправилась на пять килограмм или за окном льет дождь. А крысы — это гораздо хуже. Тебя просто охватывает необъяснимый страх. В такие дни я нахожу только одно спасение — запрыгнуть в такси и поехать в Тиффани. Там я сразу прихожу в себя. Там так тихо и торжественно. И я точно знаю, там со мной ничего плохого не случится.

💎💎💎💎💎💎💎💎💎💎

Кадр из фильма «Завтрак у Тиффани». Фото из Яндекс Картинки
Кадр из фильма «Завтрак у Тиффани». Фото из Яндекс Картинки

Наверно, в мире найдётся мало женщин сознательного возраста, которые хотя бы раз в жизни не заглядывались на ювелирные украшения Тиффани.

Ювелирную империю под брендом Tiffany&Сo создал Чарльз Тиффани, отец нашего героя.

Флагманский бутик Tiffany & Co на Пятой авеню, Нью-Йорк. Фото Яндекс Картинки
Флагманский бутик Tiffany & Co на Пятой авеню, Нью-Йорк. Фото Яндекс Картинки

Но мы сегодня оставим драгоценности тем, кто может позволить их себе купить, и постараемся войти в такое же благоговейное состояние 😇 от созерцания витражей , в какое входила героиня Одри Хепберн, гуляя по магазину украшений 💎 .

Сначала немного истории

📖📖📖📖📖📖📖📖📖📖

Виражное искусство зародилось скорее всего ещё Египте. Тогда человечество ещё не научилось отливать стекло больших размеров и его собирали из небольших кусочков, края которых оборачивали свинцом и спаивали друг с другом.

Затем византийские мастера стали украшать витражами окна в храмах.

А в Средние века витражное искусство буквально расцвело. Главными заказчиками таких работ стали готические соборы. Человечество научилось строить храмы с большими окнами, а так как в западном христианстве иконопочитание являлось недопустимым, на окнах размещались мозаики из стекла на божественные темы (брались библейские сюжеты, изображались лики Иисуса, Пророков, Евангелистов и т.д. и т.п.). Эти мозаики служили рассказами безграмотному населению о христианской религии.

Свет (божественный свет!) лился сквозь витражи на смотрящего, усиливая эффект повествования, как бы говоря созерцающему: «Я несу тебе Свет и Истину».

Капелла Сент-Шапель, Париж, Франция знаменита своими уникальными яркими витражами, которые изумительно переливаются в солнечных лучах и являются символом Небесного Иерусалима. Фото Яндекс Картинки
Капелла Сент-Шапель, Париж, Франция знаменита своими уникальными яркими витражами, которые изумительно переливаются в солнечных лучах и являются символом Небесного Иерусалима. Фото Яндекс Картинки

К XIX веку старинные витражи в основной своей массе обветшали, и началась их массовая реставрация, а зачастую и создание новых.

Это искусство вновь стало популярным, получило второй расцвет.

В Европе появилось целые витражные школы. Многие известные художники считали за честь и создавали витражи для храмов: Антонио Гауди, Альфонс Муха, Марк Шагал, Анри Матисс.

📖📖📖📖📖📖📖📖📖📖

Увлекся витражами и наш герой - американец Луис К.Тиффани.

Луис Комфорт Тиффани, фото из открытых источников
Луис Комфорт Тиффани, фото из открытых источников

Луис получил прекрасное художественное образование, он учился у мастеров Америки и Европы.

Вот для примера две его работы:

Пионы и ирис, 1915 Художественная галерея, Лорелтон-Холл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 1902-57
Холст, масло
Луис Комфорт Тиффани
37 3/4 x 24 1/2 дюйма.
Пионы и ирис, 1915 Художественная галерея, Лорелтон-Холл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 1902-57 Холст, масло Луис Комфорт Тиффани 37 3/4 x 24 1/2 дюйма.
Весенние цветы (также известные как Флора и весна), с. 1887-98,Холст, масло
Луис Комфорт Тиффани
66 1/2 x 101 дюйм
Родственники вспоминают, что регулярно позировали для картин Тиффани, часто фотографируясь с ним во время их визитов. Моделями художнику служили: племянница Тиффани Альфреда Митчелл, сестра Альфреды Чарли Тиффани Митчелл, две дочери Тиффани Мэри и Хильда, а также близкие друзья и соседи семьи. Тиффани повесил картину в своем доме на Семьдесят Второй улице в Нью-Йорке, а позже в своем поместье на Лонг-Айленде, Лорелтон-холле.
Весенние цветы (также известные как Флора и весна), с. 1887-98,Холст, масло Луис Комфорт Тиффани 66 1/2 x 101 дюйм Родственники вспоминают, что регулярно позировали для картин Тиффани, часто фотографируясь с ним во время их визитов. Моделями художнику служили: племянница Тиффани Альфреда Митчелл, сестра Альфреды Чарли Тиффани Митчелл, две дочери Тиффани Мэри и Хильда, а также близкие друзья и соседи семьи. Тиффани повесил картину в своем доме на Семьдесят Второй улице в Нью-Йорке, а позже в своем поместье на Лонг-Айленде, Лорелтон-холле.

Как-то в одном из европейских соборов Луис К. Тиффани увидел старинные витражи и это стало его любовью навсегда, делом всей его жизни.

Луис пробовал изготавливать виражи из современного тогда стекла и по старинной технологии.

Но это не устроило художника. Свет, идущий сквозь такие стекла не отвечал его представлениям. А роспись краской по стеклу он вообще не признавал.

Хорошо быть талантливым и богатым😉. - Для экспериментов Луиса со стеклом семья Тиффани просто приобрела стекольную фабрику.

И Луис начал экспериментировать!

К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских создавались стекла, невиданные до сих пор.

А так как Луис К. Тиффани был достойным продолжателем своих предков (дед его владел ткацкой фабрикой, об отце мы тоже все знаем), он поставил на поток производство стекла и витражей. А из отходов этого производства стал делать лампы для широких слоев населения, которое не могло себе позволить купить виражи.

Абажур Тиффани «Ракитник - золотой дождь»
Абажур Тиффани «Ракитник - золотой дождь»

На складах компании, тогда находилось до 200 тонн стекла примерно 5-ти тысяч различных оттенков!

🪟 Стекло

✅В производстве Тиффани использовал опалесцентное («замутненное») стекло, изобретенное Джоном Ла Фаржем ещё в 1875 году. Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла на коммерческую основу, заключив с Ла Фаржем соглашение о том, что витражи и ламповые абажуры из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.

Как мы понимаем это название стало единственным. И теперь разве, что только специалисты знают имя Ла Фаржа, а мы с вами говорим просто: «стекло Тиффани».

✅Фирменным знаком Тиффани стало и иризирующее стекло.

Его можно получить, если посыпать уже готовое, но не охлажденное стекло металлическими крупинками. На поверхности пластины , таким образом, образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги.

Иризирующее стекло также изготавливали еще до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно.

Складчатое стекло или «драпировки» также прославило имя Тиффани. Его получают, складывая ещё мягкую пластину стекла в процессе производства. Сам Тиффани использовал «драпировки» и «складки» в больших витражах для фонов в виде растительных мотивов.

🪟Метод

Луис К.Тиффани изобрел свой метод производства витражей:

По подготовленному заранее шаблону вырезаются разноцветные стекла нужной формы. Края этих стекол оклеиваются медной фольгой, после чего окантовка припаивается в нескольких местах. Метод позволяет создавать объемные витражи, так как паять фольгу можно под любым углом.

До Тиффани виражи были только плоскими.

✅Таким образом, создав материал и метод Луис К.Тиффани стал творить!

На витраже изображена ветка цветущей калины на фоне яркого голубого и зеленого горизонта в жёлтых лучах утреннего солнца. Подчеркивая эту захватывающую цветовую абстракцию, пурпурные лозы глицинии изящно ниспадают между цветами и ветвями снежного соцветия калины:

Калина и глициния. Витраж, около 1898 года Лорелтон-Холл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 1902-57
Освинцованное стекло
Компания по производству стекла и декоративных изделий "Тиффани", Нью-Йорк, 1892-1900
26 дюймов х 32 дюйма.
Калина и глициния. Витраж, около 1898 года Лорелтон-Холл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 1902-57 Освинцованное стекло Компания по производству стекла и декоративных изделий "Тиффани", Нью-Йорк, 1892-1900 26 дюймов х 32 дюйма.

Основной этап творчества Луиса Тиффани пришелся на конец XIX - начало XX века. Стиль, в котором работала его мастерская, в основном - модерн. Луиса К. Тиффани называют ещё отцом американского модерна. Отсюда в его произведениях утрировано-яркие цвета. Так видел мир Тиффани.

Давайте и мы посмотрим на мир глазами мастера.

К слову сказать: Л.К. Тиффани мог позволить оставить при себе наиболее любимые из своих шедевров, оформляя ими свои квартиры и дом Лорелтон-Холл в Лонг-Айленде.

🪟 🌺Самое монументальное произведение Тиффани - это стеклянный занавес для Дворца изящных искусств в Мехико (Palacio de Bellas Artes), 1911 год

Раздвижной мозаичный занавес
Раздвижной мозаичный занавес

Для создания эскизов и согласования художественной идеи с архитектором здания Адамо Боари, Луис К. Тиффани отправляет в Мексику театрального художника и живописца Гарри Стоуна. Понадобилось пятнадцать месяцев только для того, чтобы вырезать и собрать около миллиона кусочков стекол в грандиозную мозаику!

Ещё одно фото Занавеси со зрительскими креслами в кадре для понимания размера:

-10

206 мозаичных панелей, собранных в мастерских компании Tiffany Studios прибыли в Мехико и были собраны в картину 14 м шириной и высотой 12,5 м. Раздвижной механизм и удерживающую конструкцию для мозаики толщиной 32 см и весом близко 24 тонн!, сконструировали немецкие компании.

Словно видимые через гигантское окно, снежные вершины, холмистая пустыня и цветущая долина составили три плана перспективы. Многоцветное небо занимает половину изображения, из-за чего глубина, созданного пространства кажется реальной и безграничной.

Фрагмент занавеси - цветущие маки
Фрагмент занавеси - цветущие маки
Фрагмент занавеси, кустарник
Фрагмент занавеси, кустарник

Ещё работы мастерской:

🪟🌺Виноградная беседка, здесь наливные гроздья винограда светятся на солнце:

Витраж, ок. 1902-15 Освинцованное стекло
Студии Тиффани, Нью-Йорк, 1902-32
28 x 87 1/4 дюйма
Витраж, ок. 1902-15 Освинцованное стекло Студии Тиффани, Нью-Йорк, 1902-32 28 x 87 1/4 дюйма

🪟🌺Глициния

Глициния,  панель фрамуги из столовой Лорелтон-Холла, 1910-20 гг.
Освинцованное стекло
Студии Тиффани
Глициния, панель фрамуги из столовой Лорелтон-Холла, 1910-20 гг. Освинцованное стекло Студии Тиффани

А это деталь панели крупным планом:

-15

🪟🌺Вид на Oyster Вay ( Устричный залив)

Луис Комфорт Тиффани спроектировал этот витраж для манхэттенского дома наследника шелковой промышленности Уильяма К. Скиннера
Луис Комфорт Тиффани спроектировал этот витраж для манхэттенского дома наследника шелковой промышленности Уильяма К. Скиннера

🪟🌺Сливовое дерево

Витраж, 1890-1900 гг. Дом Джозефа Бриггса (дом Арно-Бьянки), Вуд-Ридж, Нью-Джерси, 1880-е годы - настоящее время
Освинцованное стекло
Компания по производству стекла и декоративных изделий "Тиффани", Нью-Йорк, 1892-1900
23 x 25 1/2 дюйма
Витраж, 1890-1900 гг. Дом Джозефа Бриггса (дом Арно-Бьянки), Вуд-Ридж, Нью-Джерси, 1880-е годы - настоящее время Освинцованное стекло Компания по производству стекла и декоративных изделий "Тиффани", Нью-Йорк, 1892-1900 23 x 25 1/2 дюйма

🪟🌺Витраж с полем лилий, 1892-1916 гг.

Часовня Тиффани, Лорелтон-Холл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 1902-57 Освинцованное стекло
Компания по производству стекла и декоративных изделий "Тиффани", Нью-Йорк, 1892-1900
134 х 110 дюймов
Часовня Тиффани, Лорелтон-Холл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 1902-57 Освинцованное стекло Компания по производству стекла и декоративных изделий "Тиффани", Нью-Йорк, 1892-1900 134 х 110 дюймов

🪟🌺Нарциссы

Витраж, около 1916 года Освинцованное стекло
Студии Тиффани, Нью-Йорк, 1902-32
31 1/2 x 19 1/2 дюйма
Витраж, около 1916 года Освинцованное стекло Студии Тиффани, Нью-Йорк, 1902-32 31 1/2 x 19 1/2 дюйма

🪟🌺Аврора

Витраж , около 1894 года Освинцованное стекло
Компания по производству стекла и декоративных изделий "Тиффани", Нью-Йорк, 1892-1900
Дизайнер: Уилл Х. Лоу
56 х 35 дюймов
Витраж , около 1894 года Освинцованное стекло Компания по производству стекла и декоративных изделий "Тиффани", Нью-Йорк, 1892-1900 Дизайнер: Уилл Х. Лоу 56 х 35 дюймов

Примерно в 1894 году Луис Комфорт Тиффани создал витраж по мотивам картины Уилла Х. Лоу, изображающей Аврору, римскую богиню рассвета.

В лучах нежного сияния пурпурно-розовое небо, рыжие волосы и румяный цвет лица девушки наводят на мысль о раннем утре. Репродукция картины Лоу от Тиффани - прекрасный пример того, как он добился в стекле трёхмерного изображения. Для ослепительной многомерной интерпретации картины Лоу Тиффани использовал технику, называемую гальваническим покрытием — наложение одного куска стекла на другой - для создания живописных эффектов света и тени. В некоторых секциях толщина окна составляет четыре пластины. Покрытие используется для создания впечатления крошечной струйки воды, текущей из фонтана в бассейн внизу, а также для того, чтобы целомудренно показать залитую солнцем фигуру.

Сама картина Лоу "Аврора", коллекция Метрополитен музей , Нью-Йорк, США
Сама картина Лоу "Аврора", коллекция Метрополитен музей , Нью-Йорк, США

🪟🌺 Осенний пейзаж

1923 - 1924 Луис Комфорт Тиффани
Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
1923 - 1924 Луис Комфорт Тиффани Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

🪟🌺Мемориальный витраж Иннеса , 1890-е годы

Часовня, Ассоциация помощи престарелым, неимущим женщинам, Нью-Йорк, Освинцованное стекло
Компания по производству стекла и декоративных изделий "Тиффани", Нью-Йорк, 1892-1900
Надпись: В память / Энн Иннес / Анна Иннес / Анна Б. Иннес / “Ты благословил дело их рук”.
99 x 45 1/2 дюйма
Часовня, Ассоциация помощи престарелым, неимущим женщинам, Нью-Йорк, Освинцованное стекло Компания по производству стекла и декоративных изделий "Тиффани", Нью-Йорк, 1892-1900 Надпись: В память / Энн Иннес / Анна Иннес / Анна Б. Иннес / “Ты благословил дело их рук”. 99 x 45 1/2 дюйма

Мемориальный витраж Иннеса посвящен семье английского купца Эдварда Стивенса Иннеса (1822-77): его матери, жене и дочери. Мемориал является признанием их волонтерской работы в благотворительной организации.

Мемориальный витраж иллюстрирует любовь Тиффани к природе и символизм, присущий искусству конца 19-го века.

Здесь клематис символизирует душевную красоту женщин, которых он увековечил. Лозы цветущего клематиса взбираются вверх по переплетающейся шпалере, отмечая щедрость души женщин Иннес. Виноградные лозы заканчиваются у основания голубя, христианского символа Святого Духа.

Луис Комфорт Тиффани создавал и духовные вещи, в том числе и витражи для храмов (это ещё одна большая тема для статьи) , в этой же статье я решила показать только два витража на эту тему: Панно с Полем лилий (для часовни) и Инесса, мне кажется, мастеру удалось именно в последнем витраже передать особый, трепетный духовный смысл.

🪟🌺 Магнолия

Три панели, около 1885 года Библиотека, дом Тиффани, Семьдесят Вторая улица, Нью-Йорк, 1882-1939; столовая, Лорелтон-холл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 1902-57
Освинцованное стекло
Стекольная компания Тиффани, Нью-Йорк, 1885-92
45 1/2 x 66 дюймов
Три панели, около 1885 года Библиотека, дом Тиффани, Семьдесят Вторая улица, Нью-Йорк, 1882-1939; столовая, Лорелтон-холл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 1902-57 Освинцованное стекло Стекольная компания Тиффани, Нью-Йорк, 1885-92 45 1/2 x 66 дюймов

Луис Комфорт Тиффани считал этот витраж одним из своих лучших творений. Тиффани разместил эту работу в столовой Лорелтон-холла, превратив ее в музей, призванный вдохновлять будущие поколения на поиски красоты.

«Не позволяйте, казалось бы, простой форме и цветовой палитре ввести вас в заблуждение — за реалистичным изображением цветков магнолии стоят годы химических экспериментов и техника, отточенная до совершенства, присущего природе»*.

🪟🌺Закончить статью хочу панно, состоящим из четырех частей.

На Всемирной выставке 1900 года в Париже Луис Комфорт Тиффани дебютировал с великолепным витражом, изображающем четыре времени года.

Панно символизируют эпическую структуру жизни: рождение, старение , смерть и возрождение.

Весеннее панно с разноцветными тюльпанами, предвещающими обновление природы, - это одна из четырёх частей витража:

Панно из витражей Four Seasons, 1899-1900 гг. Гостиная, Лорелтон-холл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 1902-57
Экспонировалось: Всемирная выставка, Париж, 1900, и Международная выставка Moderna Decorativa, Турин, Италия, 1902.
Освинцованное стекло
Компания по производству стекла и декоративных изделий "Тиффани", Нью-Йорк, 1892-1900
40 1/4 x 39 3/8 дюйма
Панно из витражей Four Seasons, 1899-1900 гг. Гостиная, Лорелтон-холл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 1902-57 Экспонировалось: Всемирная выставка, Париж, 1900, и Международная выставка Moderna Decorativa, Турин, Италия, 1902. Освинцованное стекло Компания по производству стекла и декоративных изделий "Тиффани", Нью-Йорк, 1892-1900 40 1/4 x 39 3/8 дюйма

Летнее панно с яркими маками под кобальтово-голубым небом:

-26

Осеннее панно, демонстрирующее щедрость осеннего урожая. В нем золотистая кукуруза блестит на солнце, а спелые плоды насыщенного пурпурного и красного цветов тяжело свисают с виноградной лозы:

-27

Зимнее панно. Изображая снег, на сосновых ветках, который резко выделяются на фоне кристально-голубого неба, это панно передаёт красоту холодного лесного пейзажа, а солнечные лучи на белом снегу вообще превращаются в невообразимый красный огонь:

-28

Видимо здесь, в этом «огне» 🔥, и заложена великая энергия возрождения жизни🌱.

Вот такая у нас с вами сегодня получилась прогулка по некоторым витражам Луиса Комфорт Тиффани, американского художника и дизайнера, мастера по стеклу и химика, представителя стиля модерн, прожившего долгую и плодотворную жизнь и отставившего нам большое и прекрасное наследие. Я сегодня показала лишь малую часть этого наследия.

Ольга Сазонова❤️❤️❤️❤️❤️❤️

Прим.В статье использованы фото работ и информация с сайта музея Морса (Morse Museum), США, где хранится самая полная в мире коллекция работ Луиса Комфорта Тиффани (Louis Comfort Tiffany), включая ювелирные изделия художника и дизайнера, керамику, картины, художественное стекло, лампы и витражи из свинцового стекла; интерьер его часовни с Всемирной Колумбийской выставки 1893 года в Чикаго; а также художественные и архитектурные объекты из своего загородного поместья на Лонг-Айленде, Лорелтон-Холл. Фонды музея также включают американскую художественную керамику, американскую живопись конца 19-го и начала 20-го века, графику и декоративно-прикладное искусство.

Хобби
3,2 млн интересуются