Цветущая глициния, нарциссы, клематисы, кобальтовое небо и золотой песок - всё это можно увидеть на удивительных по красоте витражах Луиса Комфорта Тиффани (1848 - 1933 гг.)( англ.- Louis Comfort Tiffany). Работы Tiffany Studios прославились ничуть не меньше, чем ювелирные украшения бренда Tiffany & Co.
Сегодня, мои дорогие подписчики и гости канала, давайте поговорим о прекрасном, и посмотрим витражи Тиффани на близкие каждому садовнику темы: природы, цветов, природного пейзажа.
Когда слышишь «Тиффани», то сразу вспоминаешь Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани», правда?
Диалог Холли и Пола:
💎💎💎💎💎💎💎💎💎💎
— Я просто без ума от Тиффани. Слушайте, у вас часто бывают дни, когда крысы на душе скребут?
— Вы хотели сказать кошки?
— Да нет, кошки это когда ты поправилась на пять килограмм или за окном льет дождь. А крысы — это гораздо хуже. Тебя просто охватывает необъяснимый страх. В такие дни я нахожу только одно спасение — запрыгнуть в такси и поехать в Тиффани. Там я сразу прихожу в себя. Там так тихо и торжественно. И я точно знаю, там со мной ничего плохого не случится.
💎💎💎💎💎💎💎💎💎💎
Наверно, в мире найдётся мало женщин сознательного возраста, которые хотя бы раз в жизни не заглядывались на ювелирные украшения Тиффани.
Ювелирную империю под брендом Tiffany&Сo создал Чарльз Тиффани, отец нашего героя.
Но мы сегодня оставим драгоценности тем, кто может позволить их себе купить, и постараемся войти в такое же благоговейное состояние 😇 от созерцания витражей , в какое входила героиня Одри Хепберн, гуляя по магазину украшений 💎 .
Сначала немного истории
📖📖📖📖📖📖📖📖📖📖
Виражное искусство зародилось скорее всего ещё Египте. Тогда человечество ещё не научилось отливать стекло больших размеров и его собирали из небольших кусочков, края которых оборачивали свинцом и спаивали друг с другом.
Затем византийские мастера стали украшать витражами окна в храмах.
А в Средние века витражное искусство буквально расцвело. Главными заказчиками таких работ стали готические соборы. Человечество научилось строить храмы с большими окнами, а так как в западном христианстве иконопочитание являлось недопустимым, на окнах размещались мозаики из стекла на божественные темы (брались библейские сюжеты, изображались лики Иисуса, Пророков, Евангелистов и т.д. и т.п.). Эти мозаики служили рассказами безграмотному населению о христианской религии.
Свет (божественный свет!) лился сквозь витражи на смотрящего, усиливая эффект повествования, как бы говоря созерцающему: «Я несу тебе Свет и Истину».
К XIX веку старинные витражи в основной своей массе обветшали, и началась их массовая реставрация, а зачастую и создание новых.
Это искусство вновь стало популярным, получило второй расцвет.
В Европе появилось целые витражные школы. Многие известные художники считали за честь и создавали витражи для храмов: Антонио Гауди, Альфонс Муха, Марк Шагал, Анри Матисс.
📖📖📖📖📖📖📖📖📖📖
Увлекся витражами и наш герой - американец Луис К.Тиффани.
Луис получил прекрасное художественное образование, он учился у мастеров Америки и Европы.
Вот для примера две его работы:
Как-то в одном из европейских соборов Луис К. Тиффани увидел старинные витражи и это стало его любовью навсегда, делом всей его жизни.
Луис пробовал изготавливать виражи из современного тогда стекла и по старинной технологии.
Но это не устроило художника. Свет, идущий сквозь такие стекла не отвечал его представлениям. А роспись краской по стеклу он вообще не признавал.
Хорошо быть талантливым и богатым😉. - Для экспериментов Луиса со стеклом семья Тиффани просто приобрела стекольную фабрику.
И Луис начал экспериментировать!
К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских создавались стекла, невиданные до сих пор.
А так как Луис К. Тиффани был достойным продолжателем своих предков (дед его владел ткацкой фабрикой, об отце мы тоже все знаем), он поставил на поток производство стекла и витражей. А из отходов этого производства стал делать лампы для широких слоев населения, которое не могло себе позволить купить виражи.
На складах компании, тогда находилось до 200 тонн стекла примерно 5-ти тысяч различных оттенков!
🪟 Стекло
✅В производстве Тиффани использовал опалесцентное («замутненное») стекло, изобретенное Джоном Ла Фаржем ещё в 1875 году. Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла на коммерческую основу, заключив с Ла Фаржем соглашение о том, что витражи и ламповые абажуры из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.
Как мы понимаем это название стало единственным. И теперь разве, что только специалисты знают имя Ла Фаржа, а мы с вами говорим просто: «стекло Тиффани».
✅Фирменным знаком Тиффани стало и иризирующее стекло.
Его можно получить, если посыпать уже готовое, но не охлажденное стекло металлическими крупинками. На поверхности пластины , таким образом, образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги.
Иризирующее стекло также изготавливали еще до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно.
✅Складчатое стекло или «драпировки» также прославило имя Тиффани. Его получают, складывая ещё мягкую пластину стекла в процессе производства. Сам Тиффани использовал «драпировки» и «складки» в больших витражах для фонов в виде растительных мотивов.
🪟Метод
Луис К.Тиффани изобрел свой метод производства витражей:
По подготовленному заранее шаблону вырезаются разноцветные стекла нужной формы. Края этих стекол оклеиваются медной фольгой, после чего окантовка припаивается в нескольких местах. Метод позволяет создавать объемные витражи, так как паять фольгу можно под любым углом.
До Тиффани виражи были только плоскими.
✅Таким образом, создав материал и метод Луис К.Тиффани стал творить!
На витраже изображена ветка цветущей калины на фоне яркого голубого и зеленого горизонта в жёлтых лучах утреннего солнца. Подчеркивая эту захватывающую цветовую абстракцию, пурпурные лозы глицинии изящно ниспадают между цветами и ветвями снежного соцветия калины:
Основной этап творчества Луиса Тиффани пришелся на конец XIX - начало XX века. Стиль, в котором работала его мастерская, в основном - модерн. Луиса К. Тиффани называют ещё отцом американского модерна. Отсюда в его произведениях утрировано-яркие цвета. Так видел мир Тиффани.
Давайте и мы посмотрим на мир глазами мастера.
К слову сказать: Л.К. Тиффани мог позволить оставить при себе наиболее любимые из своих шедевров, оформляя ими свои квартиры и дом Лорелтон-Холл в Лонг-Айленде.
🪟 🌺Самое монументальное произведение Тиффани - это стеклянный занавес для Дворца изящных искусств в Мехико (Palacio de Bellas Artes), 1911 год
Для создания эскизов и согласования художественной идеи с архитектором здания Адамо Боари, Луис К. Тиффани отправляет в Мексику театрального художника и живописца Гарри Стоуна. Понадобилось пятнадцать месяцев только для того, чтобы вырезать и собрать около миллиона кусочков стекол в грандиозную мозаику!
Ещё одно фото Занавеси со зрительскими креслами в кадре для понимания размера:
206 мозаичных панелей, собранных в мастерских компании Tiffany Studios прибыли в Мехико и были собраны в картину 14 м шириной и высотой 12,5 м. Раздвижной механизм и удерживающую конструкцию для мозаики толщиной 32 см и весом близко 24 тонн!, сконструировали немецкие компании.
Словно видимые через гигантское окно, снежные вершины, холмистая пустыня и цветущая долина составили три плана перспективы. Многоцветное небо занимает половину изображения, из-за чего глубина, созданного пространства кажется реальной и безграничной.
Ещё работы мастерской:
🪟🌺Виноградная беседка, здесь наливные гроздья винограда светятся на солнце:
🪟🌺Глициния
А это деталь панели крупным планом:
🪟🌺Вид на Oyster Вay ( Устричный залив)
🪟🌺Сливовое дерево
🪟🌺Витраж с полем лилий, 1892-1916 гг.
🪟🌺Нарциссы
🪟🌺Аврора
Примерно в 1894 году Луис Комфорт Тиффани создал витраж по мотивам картины Уилла Х. Лоу, изображающей Аврору, римскую богиню рассвета.
В лучах нежного сияния пурпурно-розовое небо, рыжие волосы и румяный цвет лица девушки наводят на мысль о раннем утре. Репродукция картины Лоу от Тиффани - прекрасный пример того, как он добился в стекле трёхмерного изображения. Для ослепительной многомерной интерпретации картины Лоу Тиффани использовал технику, называемую гальваническим покрытием — наложение одного куска стекла на другой - для создания живописных эффектов света и тени. В некоторых секциях толщина окна составляет четыре пластины. Покрытие используется для создания впечатления крошечной струйки воды, текущей из фонтана в бассейн внизу, а также для того, чтобы целомудренно показать залитую солнцем фигуру.
🪟🌺 Осенний пейзаж
🪟🌺Мемориальный витраж Иннеса , 1890-е годы
Мемориальный витраж Иннеса посвящен семье английского купца Эдварда Стивенса Иннеса (1822-77): его матери, жене и дочери. Мемориал является признанием их волонтерской работы в благотворительной организации.
Мемориальный витраж иллюстрирует любовь Тиффани к природе и символизм, присущий искусству конца 19-го века.
Здесь клематис символизирует душевную красоту женщин, которых он увековечил. Лозы цветущего клематиса взбираются вверх по переплетающейся шпалере, отмечая щедрость души женщин Иннес. Виноградные лозы заканчиваются у основания голубя, христианского символа Святого Духа.
Луис Комфорт Тиффани создавал и духовные вещи, в том числе и витражи для храмов (это ещё одна большая тема для статьи) , в этой же статье я решила показать только два витража на эту тему: Панно с Полем лилий (для часовни) и Инесса, мне кажется, мастеру удалось именно в последнем витраже передать особый, трепетный духовный смысл.
🪟🌺 Магнолия
Луис Комфорт Тиффани считал этот витраж одним из своих лучших творений. Тиффани разместил эту работу в столовой Лорелтон-холла, превратив ее в музей, призванный вдохновлять будущие поколения на поиски красоты.
«Не позволяйте, казалось бы, простой форме и цветовой палитре ввести вас в заблуждение — за реалистичным изображением цветков магнолии стоят годы химических экспериментов и техника, отточенная до совершенства, присущего природе»*.
🪟🌺Закончить статью хочу панно, состоящим из четырех частей.
На Всемирной выставке 1900 года в Париже Луис Комфорт Тиффани дебютировал с великолепным витражом, изображающем четыре времени года.
Панно символизируют эпическую структуру жизни: рождение, старение , смерть и возрождение.
Весеннее панно с разноцветными тюльпанами, предвещающими обновление природы, - это одна из четырёх частей витража:
Летнее панно с яркими маками под кобальтово-голубым небом:
Осеннее панно, демонстрирующее щедрость осеннего урожая. В нем золотистая кукуруза блестит на солнце, а спелые плоды насыщенного пурпурного и красного цветов тяжело свисают с виноградной лозы:
Зимнее панно. Изображая снег, на сосновых ветках, который резко выделяются на фоне кристально-голубого неба, это панно передаёт красоту холодного лесного пейзажа, а солнечные лучи на белом снегу вообще превращаются в невообразимый красный огонь:
Видимо здесь, в этом «огне» 🔥, и заложена великая энергия возрождения жизни🌱.
Вот такая у нас с вами сегодня получилась прогулка по некоторым витражам Луиса Комфорт Тиффани, американского художника и дизайнера, мастера по стеклу и химика, представителя стиля модерн, прожившего долгую и плодотворную жизнь и отставившего нам большое и прекрасное наследие. Я сегодня показала лишь малую часть этого наследия.
Ольга Сазонова❤️❤️❤️❤️❤️❤️
Прим.В статье использованы фото работ и информация с сайта музея Морса (Morse Museum), США, где хранится самая полная в мире коллекция работ Луиса Комфорта Тиффани (Louis Comfort Tiffany), включая ювелирные изделия художника и дизайнера, керамику, картины, художественное стекло, лампы и витражи из свинцового стекла; интерьер его часовни с Всемирной Колумбийской выставки 1893 года в Чикаго; а также художественные и архитектурные объекты из своего загородного поместья на Лонг-Айленде, Лорелтон-Холл. Фонды музея также включают американскую художественную керамику, американскую живопись конца 19-го и начала 20-го века, графику и декоративно-прикладное искусство.