Найти тему
Мария SPb

Шепелевский маяк

Чугунный маяк расположен на южном берегу Финского залива на Шепелёвском мысу небольшого полуострова Каравалдай.

В 1941 — 1944 годы этот маяк служил начальным пунктом ледовой дороги Шепелёвский маяк — остров Сескар — остров Малый — остров Лавенсаари.

Фонарное сооружение изготовлено во Франции в 1910 г.,а сам маяк представляет собою круглую кирпичную башню высотой 38 м, выкрашенную горизонтальными красными и белыми полосами. На вершине башни находится чёрного цвета галерея и фонарь.Даёт 2 долгих вспышки через каждые 16 сек., цвет которых (красный или белый) зависит от направления движения к маяку.

Рядом с маяком установлена радиобашня, которая примерно вдвое выше него, и располагаются здания сопутствующих служб. Территория закрыта для осмотра.

-2

История Шепелёвского маяка восходит к петровским временам. 2 августа (22 июля) 1718 года Петр I пишет в мемории графу Апраксину, командовавшему военным флотом: «Для осенних ночей надлежит огням быть на Кокшхере (ныне остров Кери), Стеншхере (ныне остров Вайндло), Гогланде,  Горивалдае, Берёзовых островах (Биоркэ) и на конце косы Котлина острова…». Это был первый план навигационного оборудования Финского залива. Оговаривалось, чтобы огни горели только «когда нашим кораблям идти, тогда и зажигать, а не всегда».

По отплытии флота из Кронштадта вице-адмирал Крюйс 16 (05) июля 1723 года писал графу Апраксину : «14 (03) июля по утру в пятом часу объявил обер-цехмейстеру Отту, мастеру Броуну, капитану Мясному, капитану Кошелеву и другим офицерам и провиантмейстеру Орлову, которым всем рекомендовал указ Его Императорского Величества, что бы всем вдруг дела Его Величества как возможно исправлять и по вся утра быть в экипажной конторе и тамо возыметь совет общий и всё знать, что к нужнейшим работам определиться. Сего числа препозицию … единогласно учинили в Коллегии, о чём из оной Коллегии до Вашего сиятельства и писано по 12 (01) августа в готовности  будут огни в Горивалдай, на SW на угле Берёзового острова и на Гогланде – всего три огня. Чему предложили быть  до опробации Его Императорского Величества».

Об устройстве этих огней Крюйс дал предписание 19 (08) июля 1723 года гофмейстеру Семёну Нехину, который должен был поручить исполнение всей этой работы шхиперу Маурису Финтецину, в распоряжение которого было дано «морское судно, писарь и 10 человек матрос». В журнале Адмиралтейств – Коллегии 20 (09) июля 1723 года было записано: «По предложению адмирала Крюйса велено отправить на Гогланд, Горивалдай и Берёзовые острова шхипера с матросами для изыскания мест к содержанию огней и для приготовления материалов: глины, песку, по 100 сажен дров и по 1000 фашин. Чтобы всё учредить по данному образцу, сделав 3 большие железные канфоры и расторы  и разные принадлежащие к тому инструменты. При этом послать 15 ластов каменного угля. Близь всякого огня  сделать по избе. Гореть маякам с 12 (01) августа до замерзания у Кроншлота».

11 июля (30 июня) 1724 года Адмиралтейств – Коллегия дала приказание «… на Горивалдае бакан поднять и на нём огонь содержать выше прошлогоднего». Но 30 (19) августа 1724 года  она же постановила: «Горивалдайский огонь содержанием ныне оставить и нужные материалы перевесть пополам на Гогланд и Сескар».

Внимание к Каравалдаю как к месту установки навигационного объекта вновь проявилось только около  1840 года. В «Описании маяков, башен и других предостерегательных для мореплавателей знаков Российской Империи, издание 1845 года» сообщается об установке знака Шепелёвский на Шепелёвой горе. Это была «башня  деревянная, 4-гранная, пирамидальная с прямоугольной топовой фигурой на шесте. Башня обшита досками и окрашена в белый цвет. Топовая фигура чёрная. Высота башни от поверхности моря 171 фут – 52,2 м, от основания – 45 фут – 13,7 м. Высота Шепелёвой горы получается 38,5 м. Башня не освещалась. Она находилась в ведении местных жителей Ораниенбаумского  уезда С-Петербургской губернии.

Необходимость установки Шепелёвского маяка на острове Каравалдай вызвана ходатайством капитанов торгового флота оградить Деманстейнские банки к западу от острова и Лондонскую отмель к востоку от острова. 13 мая (30 апреля) врид строителя маяков Дирекции маяков и лоции Балтийского моря инженер-капитан И.И.Ярон подписал проект маяка Шепелёвский, а 1 ноября (19 октября) 1907 году Строительной частью Морского Технического комитета Морского министерства проект маяка был утверждён, что подтвердил своей подписью главный инспектор Строительной части инженер-генерал-лейтенант Будзинский. Предполагалось, что открытие действия Шепелёвского маяка позволит упразднить Лондонский плавучий маяк, но это не произошло. В 1908 году были начаты работы по строительству маяка.

Одновременно был объявлен конкурс на поставку маячного аппарата. Предложения подали несколько фирм. Из представленных проектов наиболее разработанным и дешёвым оказался проект парижской фирмы «Barbier, Benard & Terenne». Оптический аппарат системы Френеля 3 разряда большой модели типа «Молния» (feu éclair) с группой из трёх проблесков  заказали этой фирме. Катодиоптрическая полизональная оптическая система состояла из трёх  филёнок и стеклянного призматического секторного рефлектора.

В 1909 году были построены башня маяка, караульный (жилой) дом, кладовая, ледник, баня и сарай для дров. Из Франции были получены и доставлены на маяк фонарь и  аппарат.

В 1910 году фонарь и аппарат были установлены на башне и маяк Шепелёвский был освещён. Огонь маяка имел белый и красный цвет и три сектора освещения. Красный огонь в западном секторе от 227° до 280° освещал Деманстейнские банки, красный огонь в восточном секторе от 85° до берега освещал Лондонскую отмель, белый огонь в северном секторе от 280° до 85° был направлен в сторону Большого Корабельного фарватера. Огонь был группо-проблесковый, имел период 10 сек с тремя проблесками. В аппарате стояла керосиновая горелка с тремя круглыми концентрическими фитилями. Сила света белого огня была 93 000 свечей, красного – 19 000 свечей. Дальность видимости огня – 17,4 мили.

Оптическая система имела фокусное расстояние 500 мм, диаметр – 1400 мм и высоту – 1550 мм. Оптическая система  с использованием изобретения французского инженера Бурделля была установлена на железном поплавке, который плавал в ёмкости с ртутью, и вращалась с помощью гиревого часового механизма. Количество ртути, по данным формуляра маяка, составляло от 6,4 до 10,0 кг, то есть от 0,50 до 0,75 литра. Оптическая система делала 4 оборота в минуту. Часовой механизм приводился в движение с помощью  подвешенного на тросе диаметром 3 мм   чугунного груза весом 32 кг. Трос имел длину 36 м. Груз перемещался из верхнего в нижнее положение за 18 часов, после чего служитель маяка поднимал его в исходное верхнее положение. Для уравновешивания оптического аппарата на платформу, на которой укреплена оптика, со стороны рефлектора были уложены свинцовые грузы общим весом до 100 кг.

Башня маяка была построена из красного полнотелого глиняного кирпича с расшивкой швов снаружи и штукатуркой внутри. 8-гранный призматический цоколь башни отделан колотыми облицовочными плитами – «диким камнем»  из серого мелкозернистого гранита, который добывали в окрестностях г. Сортавала в Карелии.  Ствол башни конический. Фундамент башни бутовый. Башня имела красный цвет и две белые горизонтальные полосы шириной 7 футов – 2,14 м Расстояние между полосами было 50 футов – 15,25 м. В 30-е годы окраску башни изменили: она стала иметь 5 белых горизонтальных полос шириной 2,00 м через 2,00 м.

Башня имеет высоту от основания до верха дефлектора 38,40 м, в том числе высота  цоколя  - 6,10 м, ствола – 24,50 м, карниза  - 1,85 м, фонаря – 5,95 м. Диаметр цоколя наружный – 6,10 м, диаметр ствола башни наружный по низу – 5,40 м, по верху – 4,60 м. Диаметр внутреннего помещения 3,00 м одинаковый по всей высоте башни. Толщина стен цоколя 1,55 м, ствола башни внизу 1,20 м, по верху 0,8 м. Для подъёма в фонарь в башне устроена винтовая лестница из каменных ступеней шириной 0,90 м. Для освещения внутреннего помещения в стене ствола башни устроены оконные проёмы. В верхней части башни предусмотрено подфонарное помещение для вахтенного служителя маяка и хранения расходного запаса керосина, материалов, инвентаря и инструментов. Из этого помещения в фонарь ведёт винтовой стальной трап. Со стороны башни помещение имеет плотную дверь, а со сторон фонаря – люк, которые предотвращают тягу  в башне и колебания огня в горелке маячного аппарата.

Цоколь фонаря высотой 1,95 м и диаметром 3,00 м предназначен для размещения опоры маячного аппарата с ртутной ванной и механизмом вращения. На цоколь установлена 10-гранная призматическая латунная рама штормового остекления, в которой установлены  в 2 ряда по 7 штук прямоугольные зеркальные стёкла размером 820 х 846 (высота) мм толщиной 8 мм. Стёкла установлены на герметике и закреплены латунными штапиками на винтах. По три стекла в каждом ряду со стороны берега заменены глухими щитами. На уровне низа штормового остекления внутри фонаря вокруг маячного аппарата устроена железная площадка для его обслуживания.

Купольная крыша   фонаря с дефлектором, отводящим продукты горения керосина – сажу и горячие газы, и зонтом, предотвращающим попадание конденсата на горячие детали горелки и оптические элементы аппарата имеет высоту 1,00 м. На дефлекторе закреплён молниеприёмник с флюгером высотой 2,50 м – его высота не учитывается в навигационной (наблюдаемой) высоте маяка из-за незначительного поперечного размера.

Караульный кирпичный дом при маяке для его смотрителя и служителей имеет размер в плане 22,88 х 11,77 м, общую площадь 180 кв. м, высоту помещений 3,30 м. Здание имело печное отопление, керосиновое освещение, уборную с выгребом и воду из расположенного рядом колодца. У здания незаурядный архитектурный облик.

-3

Малая дорога жизни

В зимний период 1941—42 гг. и 1943—44 гг. был начальным пунктом ледовой автоддороги Шепелёвский маяк — о. Сескар — о. Малый— о. Лавенсаари протяжённостью 71 км.

Во время блокады Ленинграда маяк оказался на территории Ораниенбаумского плацдарма, «пятачка», на его северо-западной оконечности. Демонтаж маячного аппарата и радиомаяка на период осады не производился. На территории маяка начиналась ледовая дорога длиной 71 км снабжения защитников островов Сескар и Лавенсари (ныне – Мощный), шедшая с востока на запад. Эта дорога пересекалась с ледовой дорогой немецких войск, шедшей от Кургальского полуострова до мыса Стирсудден – с юга на север. Ораниенбаумский плацдарм был разблокирован только в январе 1944 года.

27 июня 1943 года, во время блокады, специалисты Инженерного и Гидрографического  отделов  КБФ: краснофлотец-инженер Д.И.Бараненков, капитан-лейтенант В.С.Братухин, прораб А.Ф.Евсеенко и начальник маяка И.А.Илюхин произвели осмотр выявившихся дефектов башни и оценили возможность её дальнейшей эксплуатации. Основных дефектов было два: отсыревание стен башни, особенно в нижней части, и вертикальные трещины   между оконными проёмами с западной и с восточной стороны башни. Были выявлены серьёзные нарушения проекта при устройстве фундамента и кладке стен, а также уточнены инженерно-геологические характеристики грунта в основании башни. Ликвидацией этих дефектов занимались уже после войны.

Территория вокруг доступна для осмотра, хотя на сам маяк подняться нельзя. Но не отказывайтесь из-за этого от поездки на Шепелёвский мыс. Места здесь — очень красивые: песчаный берег со скоплениями огромных камней, сосны и тишина. Рядом с маяком есть старая железная вышка, подняться по которой можно на приличную высоту. Оттуда открывается впечатляющий вид и на водную гладь залива, и высокий маяк.

-4

В поездку возьмите с собой паспорт — его могут попросить на въезде в Сосновый бор. Раньше город был закрытым, с 2013 года ограничения сняты, но документы спрашивают. Это не касается иностранцев, им нужно оформлять пропуск.

Как добраться: на автомобиле (рядом с маяком есть парковка) или на автобусе — они ходят от станций метро «Автово» и «Парнас».

Местоположение: Ленинградская область, Ломоносовский район, Каравалдайский полуостров, Шепелёвский мыс. Координаты: 59.985736, 29.127140.