Попался мне на глаза один ролик с дискуссией между Хиллари Клинтон, Кондолизой Райс и Джоном Стюартом. Болит душа у них за демократию в Америке. Печалятся. Власть демократов никак не свергнет партию республиканцев ради установления блаженной однопартийной системы в стране.
Вон китайцы какие молодцы или корейцы (на севере которые). Они вот - настоящие, как они сами себя назвали, демократические республики да ещё и народные. Народная демократка Кондолиза (которую, кстати, демократически никто никуда не выбирал) вспомнила известную мысль Канта о не воюющих друг с другом демократиях. Почему же они не воюют? Ещё интереснее, как на рубеже XVIII и XIX веков Кант мог предсказать будущее так называемых демократий?
Ключевое слово в ответах на эти вопросы - буржуазия, то есть городские жители. Вектор развития внутренней политики средневековых государств можно было понять уже в конце XV века, когда закончилась Столетняя война между Англией и Францией, а также закончилась Война Роз в Англии с последующим приходом к власти Тюдора Генриха VII. В те времена общество состояло из трёх классов: священнослужителей, аристократов и крестьян (всех остальных). Однако стали развиваться или восстанавливаться после набегов викингов города как торговые точки по всей Европе.
В средневековых городах проходил архиважный обмен товаров, и горожане имели возможность сколотить себе огромные состояния. Города пользовались огромной свободой. Если беглый крепостной каким-то чудным образом мог прожить в городе один год и один день, он становился свободным человеком.
Откуда в феодальной Европе города могли получить такую свободу? От королей и крупных феодалов, которые вскоре часто становились королями. Города были чем-то вроде гусей, несущих золотые яйца. Зачем закалывать самих гусей, когда можно было собирать яйца в виде впечатляющих налогов. Да и связи буржуазии с внешним миром королям тоже могли пригодиться.
Таким образом, уже тогда тесная связь между буржуазией и королями становилась ещё теснее. И буржуазия качала свои права всё больше и больше, особенно когда дело касалось законов, скажем, во Франции. В каждой провинции свои законы. Очень неудобно для бизнеса. Проще провести какую-нибудь судебную реформу как при Генрихе II в Англии, а ещё лучше - законодательную как во Франции, но только при Наполеоне в начале XIX века спустя несколько лет после свержения самодержавия в конце XVIII века.
Средневековая буржуазия выступала за укрепление королевской власти, но совсем не ради королей. Как говорится, враг моего врага - мой друг. Буржуазия боролась с пережитками прошлого, то есть с разрозненными феодалами, которые сами себе писали такие законы, какие хотели, и тем самым сдерживали бойкую торговлю между городами. Короли, боровшиеся за власть с феодалами, делали ставку на буржуазию.
Самым большим перегибом в связке королей и буржуазии оказалась Французская революция, в ходе которой буржуазия отрубила королю и королеве головы. Румынская буржуазия поступила примерно так же с Чаушеску. Советская буржуазия оказалась менее кровожадной, наверное, потому, что власть во главе с Горбачёвым сама стала буржуинской. Чего же хотела буржуазия на протяжении стольких веков?
Свободной торговли по одним и тем же законам в любой точке земного шара. Вот только свобода для торгашей всегда преподносилась как свобода личности, права человека и, конечно же, как демократия. Не жизнь, а сплошной рай на земле, а ключ он него в руках, вернее - в кошельках, буржуазии. Буржуазия СССР смогла наконец-то слиться в экстазе с буржуазией США и ЕС.
И так полным ходом до конечной цели истории человечества - к единому мировому правительству, когда где бы мы ни оказались на нашей планете, действовали бы одни и те же законы. С одной стороны, какая благодать! А с другой? Если кому-то что-то не по душе в одной стране, скрыться уже будет негде. Во всех странах будут царить одни и те же законы, навязываемые народу такими сердобольными организациями, как ВОЗ или ООН.
В этом и суть слов Канта о том, что демократии не воюют друг с другом. Вот только точнее следовало бы сказать так: не воюет буржуйский интернационал, который пока что преследует одни и те же коммерческие интересы. Прикрывается он демократическими вывесками, как демократическая партия в США. Интересно, что республиканка Кондолиза Райс говорит теми же самыми лозунгами, что и демократы.
Несмотря на всю демократическую риторику о мировой свободной торговле для буржуазии многим становится понятным, что мировое правительство преследует интересы не торгашей по всему миру, а корыстные интересы чрезвычайно маленькой, но могущественной прослойки населения. Для неё никем и ничем неограниченная власть и есть конечная цель история.
Для достижения этой фукуямовской или марксистской цели буржуазные демократии пока не воюют друг с другом, а объединяются. До поры, до времени. Цель-то благородная: единство, братство, свобода, демократия, равенство. Этого барахла будет сколько угодно в одном мировом концлагере. Вот тебе - единство и вот тебе - равенство. А философ Кант на полпути остановился. Наверное, не осмыслил до конца книгу Откровения.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. До новых встреч!