В первые же месяцы войны большая часть Карелии была оккупирована финскими и немецкими войсками. Часть Кировской железной дороги тоже оказалась на оккупированной территории, она была перерезана врагом на двух участках: Лодейное Поле — Свирь и Петрозаводск — Масельгская. И тем самым была лишена выхода в промышленные центры через Волховстрой — Тихвин. Из-за этого до конца войны все перевозки из Мурманского порта, ставшего океанскими воротами для военных грузов из-за границы, а также снабжение Карельского фронта шло по линии Сорокская — Обозерская и дальше через Вологду и Ярославль. Более 80 процентов грузов, поступивших по ленд-лизу в Советский Союз, прошли именно по ней. Это был единственный выход к Мурманску – незамерзающему порту. Проектирование линии Сорокская — Обозерская, которая должна соединить Кировскую и Северную дороги началось в 1938 году. Линия предназначалась для перераспределения грузовых потоков, особенно зимой, когда Архангельский порт скован льдами. Линия протяженностью