И самое основное, самое главное, что нужно начертать огнем в
сердце, это: «Все дела значительны, но превыше их Учение, ибо из
него дела рождаются»... (Письма Е.И. Рерих, т. I, МЦР, с. 70)
Сейчас, когда Учение Живой Этики уже широко распространено и нет запретов на его изучение, появилось много книг, которые претендуют на то, что они также даны из Высшего Источника, из Миров Надземных. Эти книги, желая развивать и раскрывать Учение с новых сторон, в большинстве своем оказываются совсем не тем, за что себя выдают. Как же разобраться в подобных трудах? Хотелось бы остановиться на одной такой книге – это «Жемчуг исканий» Николая Уранова.
Эта книга состоит из записей-ментограмм. Утверждается, что эти ментограммы принимались Н. Урановым из Высшего Источника таким же путем, как воспринимались Записи, вошедшие в Грани Агни Йоги, Б.Н. Абрамовым. В книге «Жемчуг исканий» мы можем прочесть, что «получение Ментограмм совершенно противоположно пассивному трансу медиума. Это сознательный, требующий колоссального психического напряжения процесс. Высокий друг принимал Ментограммы через сердце и за счет сердца».
Сам Н. Уранов считал, что он воспринимает Голос Великого Учителя, и свои восприятия называл ментограммами. О слышании Голоса он неоднократно указывал в своих письмах. Вот фрагмент одного письма:
- «Техосмотр мотоцикла перед дальним рейсом производил в состоянии сильной усталости и адинамии (Сатурн). Голос сказал — проверь масло в заднем картере. А там такой дурацкий болт!» («Нести радость». 7.07.80)
В 1974 году Н. Уранов пишет Хейдоку, что встреча с ним привела к тому, что он «окончательно утвердился на самостоятельном пути и окончательно поверил в свой Голос», представляющий по его словам «кульминацию пробуждения высших способностей»:
- «…Эта новая прогрессивная позиция означала кульминацию пробуждения высших способностей (Голос), интересно то, что в это же время мы встретились с Вами. Эта встреча имела тогда для меня огромное значение: прежде всего, с Вашей лёгкой руки, я окончательно утвердился на самостоятельном пути и окончательно поверил в свой Голос». («Нести радость». 9.02.74)
Называя Записи Б.Н. Абрамова ментограммами, получаемыми посредством слышания Голоса, он тем самым подчеркивал Высокий Источник и своих сообщений. («Нести радость». 17.11.80) Но его сообщения часто не принимались людьми, поэтому иногда, желая «протолкнуть» получаемые ментограммы кому-либо, он выдавал их за свои мысли. В одном письме Н. Уранов писал:
- «Так же преступно ссылаться на авторитет Голоса, который не признают. Лучше передать идею ментограммы как своё суждение, нежели заключать её в кавычки». («Нести радость». 10.04.79)
Также Н. Уранов утверждал, что его работа проходила не только на тонком, но и на Огненном Плане, который, как известно, представляет собой очень высокие слои Надземного Мира.
- «Понимаем, как Вам хотелось бы узнать — что происходит с нами и чем мы заняты в данный момент. Происходит, в основном, на тонком плане. Здесь приходится вести бой с тёмными силами низших слоев. Работа происходит на Огненном Плане. Здесь добывается облегчение для продвижения будущих поколений. Вы хотели бы заняться такой же работой. Но для этого надо слышать Голос». («Нести радость». 26.02.76)
Л.М. Гиндилис, последователь Н. Уранова, также считает тождественным источник Граней Агни Йоги и ментограмм Н. Уранова, так как, по его утверждению, Б.Н. Абрамов и Н.А. Уранов «работали под одним Лучом».
Что же все-таки представляет собой книга Н. Уранова «Жемчуг исканий», чему она учит?
При внимательном прочтении «Жемчуга исканий» обращает на себя внимание то обстоятельство, что вся книга состоит из противоречий. Верное положение, данное в одном параграфе, чередуется с неверным в другом. Причем эти противоречия не являются противоположениями, которые необходимо совместить в сознании (как, например, проявление самостоятельности и исполнение указаний Учителя), а являются истинным и ложным утверждением.
Так, рассматривая понятия осуждения и обсуждения, §7 «Жемчуга исканий» говорит, что осуждение – качество отрицательное и нельзя его смешивать с положительным качеством, качеством обсуждения, об этом же говорит и Учение. В другом же параграфе эти два понятия смешиваются и говорится, что отсутствие осуждения в Учителе – это плохо. Учитель, считает «Жемчуг исканий», должен осуждать ученика.
- «Сложен вопрос о неосуждении. Учитель, не осуждающий поступки ученика, тем самым поощряет в нем зло. Неосуждение Иерархии или брата своего – это одно, но неосуждение подответственного ввергает последнего в хаос». (§106)
Часто неверное и верное утверждение даются в одном параграфе, иногда переплетаясь и с цитатами из Учения, Писем Е.И. Рерих, с диаграммами из «Тайной Доктрины», астрологических, астрономических трудов. Но можно ли понять Истину из книги, которая говорит то правду, то ложь?
Известно, что по такому же принципу чередования верных и ложных утверждений построены и книги Алисы Бейли. Мнение же Елены Ивановны Рерих о них, как о страстно вредных из-за такого смешения, также хорошо известно. Об этом можно прочесть в ее письмах.
Закон Иерархии плохо понимается современным человечеством, потому в Учении так много внимания уделено именно этому Закону; постоянно подчеркивается великое значение Учителя, значение Иерархической Цепи. Е.И. Рерих писала: «Вот почему так священна Иерархическая Цепь. Потому и в нашей жизни нужно проявить эту любовь и преданность, которые являются первым условием на пути приближения». (Письма Е.И. Рерих 29.08.34)
В книге «Жемчуг исканий» много говорится о получении мысленных посылок от Учителя, о слышании Голоса Учителя, о раскрытии и трансмутации центров, но почти ничего не сказано о преданности, признательности и любви к Учителю. Но ведь без этих основополагающих качеств, о каких мысленных посылках от Учителя или о какой транстмутации центров можно говорить? Где же слова о почитании Учителя, как земного, так и Надземного? О самом главном всего несколько отдельных предложений на всю книгу! Но разве Высокий Источник не будет постоянно повторять о самом главном, о самом неотложном?
«Лишить дух почитания великого понятия Учителя равносильно духовному самоубийству. Великие Учителя есть наша пища, без принятия ее умираем не только мы сами, но и вся планета». (Письма Е.И. Рерих 18.02.36)
Сколько прекрасных параграфов о любви и преданности к Учителю можно прочесть в книгах Учения. Почти половина параграфов в Гранях Агни Йоги посвящена укреплению связи с Учителем. Об этом Высоком понятии постоянно писала Елена Ивановна.
«Сколько красоты в выявлении преданности и признательности к Гуру! В Учении сказано, что пламя преданности и признательности превышает огни других приношений. Но, увы, именно эти два качества так редко встречаются среди землян. Но лишь наличие этих качеств создавало гигантов духа и воли». (Письма Е.И. Рерих 7.01.31)
Облик Учителя, как земного, так и Надземного, высоко поставленный в Учении, в книге «Жемчуг исканий» недостойно умаляется. Если Учение требует определенных качеств и соответствующих действий от ученика, то «Жемчуг исканий» предъявляет требования к Учителю. В «Жемчуге исканий» постоянно говорится о недостойных учителях, но о великом значении Учителя, о том, что без него не пройти, в этой книге умалчивается.
- «Жемчуг исканий», § 597: «Учитель тянет ученика вверх. Это не всегда нравится ученику, желающему еще полакомиться материей. Ученику не нравится, когда Учитель тянет его вверх слишком сильно, слишком быстро, не в меру его способности восходить. Если же кармическая смола слишком прилепляет ученика к прошлому – ему становится больно, когда Учитель его тянет, и он может восстать.
- Надо Учителю четко разбираться, когда, с какой скоростью он может тянуть ученика, чтобы приятная “подручка” (поддержка) не превращалась в веревку, тянущую пленника за всадником победителя».
Но еще Конфуций писал: «Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведет, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учеба дается ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он предоставляет ученику возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, легкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовется умелым наставничеством». (Конфуций и его школа. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002, с. 121)
Почему же в книге «Жемчуг исканий» говорится, что Учитель должен тянуть ученика, да еще и ученика недостойного, который желает лакомиться материей, не может оторвать сознание от прошлого и готов восстать против Учителя? Но ведь если кто-то желает еще полакомиться материей, то он и остается с этой материей, не способный оторвать сознание от прошлого, остается с этим прошлым. Следование за Учителем добровольно и требует приложения собственных сил ученика. Учитель не тянет ученика, а ведет того, кто прилагает собственные усилия.
Елена Ивановна писала: «(…) Дух насилия не терпит и (…) никогда Учитель не будет поработителем. Он дает призыв, указывает направление и предупреждает, но никогда и ни в чем не насилует, ибо насилие противоестественно и, как все противоестественное, нежизнеспособно». (Письма Е.И. Рерих, т. I, МЦР, с. 350)
- «Жемчуг исканий», § 236: «Бывает приятный, но мало продвигающий Учитель. В симфонии строительства и такие учителя полезны, но они не могут быть Руководителями узловых центров, хотя довольно часто претендуют на это. Построенное ими легко смывается потоком жизни и рушится под первым же серьезным натиском хаоса. ПРИБЛИЖАЙТЕ К СЕБЕ ЛИШЬ ТО, ЧТО ПРОЧНО. ИСПЫТЫВАЙТЕ И ЗАКАЛЯЙТЕ» (выделено автором).
Здесь говорится о недостойных учителях и тут же дается совет приближать к себе лишь то, что прочно. Но разве ученик приближает к себе Учителя? Разве он испытывает и закаляет Учителя?
«…”Любите Меня”… …Этим своим утверждением Учитель не только принимает любовь ученика, но и приближает его и поощряет следовать этим кратчайшим и царственным путем». (Письма Е.И. Рерих 12.07.38)
«Взаимоотношения Учителя и ученика. Учитель дает указания в пределах дозволенного. Он возводит ученика, очищая его от ветхих привычек. Он предостерегает его от всяких видов предательства, суеверия и лицемерия. Он накладывает испытания видимые и тайные». (Знаки Агни Йоги, §103)
Когда Учение говорит о том, что ученик лишается Учителя, то имеет в виду только одно – нарушение связи между ними. «Когда ученик лишается Учителя, он должен передать ему свое кольцо, полученное от Него. Не следует считать этот случай исключительным. Причина кармы одержания или слабость духа может легко полагать границу между учеником и Учителем. Самоработство отосланного может привести к точке прерванного пути. Ученик должен понять явление спешности и повернуться к труду». (Знаки Агни Йоги, §124)
«Жемчуг исканий» говоря об этом, считает, что лишение Учителя – это хорошо, ученику пришло время двигаться самостоятельно, он не будет оставлен без Высшего Руководства.
- «Если кто-то лишается земного руководителя, значит, настало время двигаться самостоятельно. Полагаясь лишь на Высшее Руководство, которое НЕ ОСТАВЛЯЕТ НИКОГДА (выделено автором) и которое принимает единственную признательность – ваше продвижение вперед», - пишет «Жемчуг исканий» (§ 138).
Но известно, что при разрыве связи между учеником и земным Учителем Высшее Руководство оставляет. Об этом много писала Елена Ивановна в своих письмах.
«Так твердо стойте на основе, что не может быть преданности Вл[адыке] без преданности к Его избранным, ибо истинно, это было бы полным непониманием основ Учения и оккультных законов». (Письма Е.И. Рерих, т. III, МЦР, с. 459-460)
«Нить, связующая Учителя с учеником, есть самый мощный провод и приносит заграждение явленное. Как можно проявить свое устремление без Учителя? Те малодушные, которые говорят: "Пойдем сами",- не знают значения заградительной сети. Потому непризнание цепи Иерархии дает следствие одинаковое с разрушением принципа строительства». (Иерархия, § 139)
Также нельзя понимать как лишение Учителя уход его с земного плана. При уходе Учителя ученик остается один на земном плане, но нельзя сказать, что он лишается своего Учителя. Связь духа не разрывается смертью. Не может быть двусмысленных толкований в таких краеугольных вопросах.
- «Жемчуг исканий», § 142: «Только проявлением своей свободной воли способен человек подниматься. Если хоть что-то ему будет подсказано прямо или косвенно – страдания его будут напрасными, а потому не ждите не только указаний Учителя, но даже и намека, как поступить вам. Лучше ошибиться, чем поступить по указанию Учителя. Ведь Владыка Сострадания не может заставить, хотя бы мгновение, страдать вас напрасно.
- Если же от Владыки следует прямой Указ, то это касается Общего Благо, общего дела, которое, хотя и зависит от вас, не может быть доверено вашей свободной воле всецело. Такой Указ не имеет в виду ваше индивидуальное развитие».
«Лучше ошибиться, чем поступить по указанию Учителя», - сказано в «Жемчуге исканий». В Учении, в Гранях Агни Йоги есть параграфы, где говорится, что лучше ошибиться, но сделать или продумать самому, чем во всем следовать авторитету или чужому суждению. Но это не относится к Учителю, к Его указаниям! Ученик добровольно соглашается следовать указаниям своего Учителя. «Ученик дает обещание следовать всем Указам Учителя…» (Знаки Агни Йоги, § 278)
Происходит подмена фраз: «Лучше идти самому, чем на поводу. Лучше, лучше надеяться на свои силы, чем на чужие» (Грани Агни Йоги VII, § 96), фразой: «Лучше ошибиться, чем поступить по указанию Учителя».
И в Учении, и в Гранях Агни Йоги, и в Письмах Е.И. Рерих есть только одно отношение к указаниям Учителя – их исполнение, причем не рабское и бездумное, а осознанное. Безвольное подчинение никогда не поощрялось, но задача ученика – совместить свою волю с волей Учителя.
«Великое послушание Указам и умелое выполнение их дает жизнь, ведет к великой победе, к великому Свету. Великое послушание во всех древних Учениях вело к великому Посвящению. Не осознавший в совершенстве дисциплину послушания никогда не достигал высших степеней. Лишь тот, кто умел повиноваться и выполнять, мог понять великую ответственность и непреложность Приказа. При этом надо твердо усвоить, что все даваемые Указы никогда не порабощают дух ученика, ибо всегда остается индивидуальность выполнения и мы знаем, как можно до бесконечности утончать выполнение даваемой задачи. Лишь вчерашний раб возмущается Указом, лишь малое сознание боится утерять свою индивидуальность, выполняя начертания своего Гуру». (Письма Е.И. Рерих, т. I, МЦР, с. 130)
«Пусть знают, что указ неотменяем. Проще нужно следовать, соединяя самодеятельность с сотрудничеством. Искажение указа подобно поезду, сошедшему с рельс». (Знаки Агни Йоги, § 278)
И эти указы касаются не только внешних дел (как пишет «Жемчуг исканий», прямой указ касается общего дела, а «не имеет в виду ваше индивидуальное развитие»), но и внутреннего, индивидуального развития человека. Ибо, как сказано, преображение внутреннего человека «и есть единая цель всех истинных Учений». (Письма Е.И. Рерих. 21.07.34) Известно, что прямые Указы, касающиеся индивидуального развития, получали и Рерихи, и их ученики. Ведь правильное индивидуальное развитие, иначе говоря - совершенствование, и есть Общее Благо. «Может ли человек восходить или нисходить для себя одного? Конечно, никакое существо не может действовать без значения для окружающего. Не только каждым действием возмущает оно различные слои атмосферы, но влечет за собой близкие ему существа». (Знаки Агни Йоги, § 168)
Если же понимать под индивидуальным развитием желание личного возвеличивания, то при подобном желании никогда никаких прямых Указов от Учителя быть не может, как не может быть и приближения к Нему.
Также в Высоких Источниках можно прочесть и о последствиях неисполнения указаний Учителя – происходит нарушение связи с Учителем, нарушение серебряной нити.
«…Все придет, если не отяготим сердца, не порвем серебряной нити явлением самости, медлительности и легкомыслия к Указаниям». (Письма Е.И. Рерих, т. I, МЦР, с. 256)
«Друг Мой, выполнение Моих указаний является условием восхождения. Если они не исполняются, продвижение останавливается и становится не близким Владыка». (Грани Агни Йоги I, 7 апреля)
Кто же захочет иметь для себя такие последствия?
Учение, направляя сознание к развитию честности, преданности, самоотверженности, позволяет человеку стать лучше, совершеннее и тем принести пользу другим людям, приложить свои силы на Общее Благо.
Возьмём книгу «Жемчуг исканий». В § 194 этой книги рассказывается, как малый творец может обогнать более совершенного творца:
- «В то время, когда мастер продвинулся в своем произведении лишь на шаг, малый творец проделал за это время тысячу шагов на своем пути. Иначе говоря, темп развития его таланта превосходит темп развития таланта мастера. Если такой темп будет сохраняться, то несовершенный творец не только достигнет степени мастера, но и, в конце концов, обгонит его».
В § 321 уже говорится о том, как ученик перегоняет своего учителя:
- «Да, ученик может догнать и перегнать своего учителя. Не будем пугаться этого повседневно встречающегося явления.
- Каждый, передающий знание, является учителем. Может наступить такой момент, когда ученик вместит все знания учителя и последнему уже нечему будет его учить. Может наступить такой момент, когда ученик превзойдет знанием своего учителя и станет сам учителем, а учитель учеником своего ученика».
Конечно, ученик может сделать больше своего учителя, а кто-то, благодаря своему упорству и труду, стать выше кого-либо, но ни одно духовное Учение никогда не устремляло к этому сознание, а, наоборот, предостерегало от подобных мыслей. Зачем Высокий Источник будет так подробно описывать процесс, с помощью которого можно перегнать другого? Ведь не стать выше и лучше другого должен стремиться человек, а стать лучше себя вчерашнего. Все Учения учат, что восхождение совершается устремлением к Учителю, к исполнению Его Воли, а не желанием превзойти кого-либо в том или ином мастерстве.
«Чем же преображается дух? Творчеством импульса. Чем же восходит дух? Творчеством устремления. Как же не насытиться духу огнем, если только так можно приобщиться к Космическому Магниту. (…) Творчество, примкнувшее к утвержденному огню намагничивается сознательно исполнением Высшей Воли». (Знаки Агни Йоги, § 660)
Мысли о возможности обогнать другого развивают самость, эгоизм, а в отношении Учителя – просто недопустимы. «Чем больше Гуру, тем больше мы сами, но и эта простая истина с трудом вмещается в сознание людей». (Письма Е.И. Рерих 7.01.31)
«Меньше всего люди понимают удачу. Обычно, когда поручение, данное Иерархией и насыщенное помощью Иерархии, записывается духом самости, как своя заслуга, удача обращается в занозу духа. (…) Между тем, лишь смирение духа и явление благодарности соответствуют удаче. Кто же дал все возможности? Кто же дал направление? Кто же явил все добро? Лишь Иерарх, лишь Вождь, лишь Силы Светлые. Удачник общинник, осмотри доспех свой, на каждом кольце написано: Иерархия, не я, не мое, но Твое, Владыка!» (Мир Огненный III, § 52)
И все вышесказанное в полной мере можно отнести и к земному Учителю. Достойный ученик, каких бы высот он не достиг, все свои достижения ставит в заслугу своему Учителю. Это понимание Учителя, благодаря которому и восходит ученик, является стержнем всех духовных Учений. И это же понимание и создает великих личностей во всех областях нашей жизни. «Так только цепь Иерархии даст возможность восходить». (Иерархия, § 28)
- «Жемчуг исканий», § 17, пишет: «Хорошо жить так, как будто бы ты являешься примером для других. Хорошо, когда ты поступаешь так, как будто бы на тебя в этот момент устремлены не только взоры миллионов современников, но и взоры грядущих поколений. Пусть псевдоскромность не послужит для этого препятствием. Последовавший таким путем, если до сих пор он и не был примером, станет им непременно. Но если бы даже пример и не состоялся, то решение жить так и творить перед лицом будущего человечества несказанно поднимает принявшего такое решение».
Нетрудно догадаться, чего достигнет «последовавший таким путем» при неизжитом чувстве самости. Поставив себя в центр внимания современников и грядущих поколений, можно развить в себе многие отрицательные свойства – гордость, самомнение и т.д. Не о предстоянии перед миллионами людей говорит Учение, а о Предстоянии перед Учителем. Но о самом главном в книге «Жемчуг исканий» не упоминается.
В Гранях же Сказано: «Сын Мой, ясность Лика Владыки и процесс постоянного предстояния нужно довести до такой степени напряженности и четкости, чтобы стало Невидимое Присутствие реальным фактором жизни. Как бы перед всевидящим оком Учителя Света развертывается фильма жизни ученика, и каждый поступок, каждое чувство и мысль видимы Учителю Света. Так в осознании постоянного Присутствия и живет ученик. (…) Вместе идем, и созвучие наших сознаний – основное условие продвижения». (Грани Агни Йоги II, § 214)
«Постоянное предстояние перед Ликом Великим и пребывание в Свете Его и есть путь к Свету наивернейший». (Грани Агни Йоги II, § 392)
В книге «Жемчуг исканий» есть параграфы, где говорится о преодолении самости. Но вслед за тем даются советы, приводящие к развитию духовного эгоизма. Следуя подобным советам или даже просто отзвуча на них, преодолеет ли человек самость? Наоборот, только укрепит ее.
- Н. Уранов. Жемчуг исканий, § 493: «Вот что означает формула: Аум, Тат, Сат – Аум. Аум – Великий Огонь, Начало всех Начал.
- Но произнесение этой формулы имеет и сокровенных смысл: это тот пароль, который сопровождает появление Великого Владыки, позволяющий отличить Его Видения от появления персонификатора».
Учение говорит нам о том, что только чувствознание может помочь разобраться как в Видениях, так и в людях, но не какая-либо формула. Произнести одну и ту же формулу могут и Светлые, и темные, разница будет во вложенной в нее энергии.
Е.И. Рерих писала: «Запомните твердо наставление: “Нужно особенно остерегаться приближающихся с Нашими формулами на устах”. Произнесение формул – одно, действие и сущность – часто другое». (Письма Е.И. Рерих, т. II, МЦР, с. 174)
И чтобы понять это действие и сущность, требуется развитие сердца, развитие чувствознания. «Конечно, трудно развить или пробудить в себе чувствознание, но нет другого критерия. Все распознавание приходит лишь этим путем. И главная трудность в том, что чувствознание не пробуждается в нас, пока в сердце нашем преобладают чувства самости, самомнения, лицемерия или неискренности. Лишь когда эти ехидны изгнаны, голос сердца занимает их место, и чувствознание становится ясным и безошибочным». (Письма Е.И. Рерих 12.07.38)
Оценивая же кого-либо по произносимым словам, можно попасть в широко расставленные темные сети. Как писала Елена Ивановна: «Но сознательные служители зла придут в храм с вашей молитвой, и горе нераспознавшим!» (Письма Е.И. Рерих. 23.06.34)
- Н. Уранов. Жемчуг исканий, § 305: «Если во время сражения каждый будет действовать так, как ему заблагорассудится, не будет подчиняться команде Иерархии – он не только погибнет сам, но и погубит других. Поэтому в отряд принимаются те, кто будет подчиняться малейшей команде без рассуждения, кто будет верить в командира, в его связь с высшим командованием.
- Так подчинение руководству обуславливает прием в Общину. Не хотят подчиняться – пусть идут самостоятельно, но не претендуют на блага Общины».
Община, включающая всю нашу жизнь, не может строиться на подчинении без рассуждения. «Основание общины - в свободе мышления и в уважении Учителя». (Община, § 67) Вмещение пар противоположений – краеугольный камень всех духовных Учений. С одной стороны нужно проявление самостоятельности, с другой – признание Учителя, причем это признание совершается добровольно.
В книге «Община» сказано: «Чуждое учение настаивает на явлении подчинения, но община настолько насыщена возможностями, что единственной Иерархией будет ступень знания. Никто не назначает Иерарха, но слушающий и познающий признают тем эту ступень». (§ 215)
Из вышеприведенного параграфа ясно видно, что представляет собой источник, настаивающий на подчинении. Учение же говорит о том, что для приема в Общину нужно «два сознательных решения - труд без границ и принятие задач без отказа». (Община, § 133) Человек, искренне стремящийся принести свои силы на Общее Благо, не будет отвергнут Общиной. Опыт научит его принять водящую руку, но это должно совершиться добровольно.
«Община не может рассуждать - он наш или не наш. Община говорит - он ценен для эволюции или не ценен. Самый суровый отбор по существу». (Община, § 254)
В Учении Живой Этики много сказано о вреде предательства. Предательство является почти непоправимым поступком и «не может быть терпимо». (Знаки Агни Йоги, § 311)
«Предательство есть, прежде всего, нарушение Иерархии. Оно не допустимо, как открытие врат тьме. Когда в каждой книге поминается предательство, значит такое чудовище должно быть опознано со всех сторон. (…) Ехидна предательства может пресмыкаться на всех путях и может быть поражаема повсюду». (Мир Огненный III, § 457)
- «Жемчуг исканий», § 237, пишет: «Судите о людях не по занимаемым должностям, но по сущности. Среди последователей Христа были и мытари и блудницы. Кармические пути неисповедимы. Часто перед окончательным освобождением от кармических грузов бывают неприятные воплощения. И Павел был слугою Синедриона. Опасайтесь предателей не по должности, но ПО СУЩНОСТИ» (выделено автором).
Но предатель и по должности, и по сущности остается предателем. Когда человек сознательно подходит к Учителю и принимает Великое Служение, а потом рвет серебряную нить связи, то последствия очень тяжелы. «Предатель не только осуждает себя, но он заражает кругом широкие слои, внося огненные бури». (Мир Огненный, I, 609) Как сильный пример предательства указан Иуда, но ни апостол Павел, ни мытари и блудницы, сохранившие верность и преданность Христу, не были предателями. И может ли такое позорное действие быть оправдано в любом его проявлении?
«…Для предательства нет оправдывающих обстоятельств. Утверждаю, что следствия предательства - самые неизбежные. Ничто не освободит предателя быть преданным. Явление предательства Учения считается самым тяжким». (Сердце, § 237)
«Не только явное предательство опасно, ведь против явного можно бороться мечем, но те скрытые подкопы половинчатости так губительны». (Мир Огненный III, § 8)
«Пусть каждый, помысливший о Мире Огненном, убережется от предательства хотя бы и в мыслях. Нет предательства малого, оно велико во зле и против Мироздания. Такое зло есть уже преграда к совершенствованию». (Мир Огненный, I, 609)
Всем известно, какие страшные последствия несет с собой наркомания. Даже малое использование наркотиков приносит большой вред. В «Надземном» (§ 204) сказано: «Неразумные полагают, что мысль укрепляется от наркотиков. Эти судороги мысли не могут творить эволюцию. Каждая эманация наркотиков уже привлекает самых опасных сущностей».
Но книга «Жемчуг исканий» считает, что наркомания является «познанием через обольщение» и «тем служит развитию сознания».
- «Жемчуг исканий», § 203: «ОБОЛЬЩЕНИЕ ЕСТЬ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ МАТЕРИИ, точнее первая стадия познания определенного вида майи. Таким образом, ОБОЛЬЩЕНИЕ (выделено автором) есть процесс познания материи и тем служит развитию сознания, иначе говоря: “Не согрешив, не покаешься”. Познание через обольщение может носить общий и частный характер, например, наркомания, обольщение определенной женщиной.
- Оттого, что массы накапливают сознание путем обольщения, не следует полагать, что процесс этот не таит в себе опасностей».
Логика здесь математически точна: если познание через обольщение служит развитию сознания, то служат развитию сознания и примеры такого познания – наркомания, обольщение женщинами. Но неужели же те проявления нашей жизни, против которых борется все прогрессивное человечество, могут служить развитию сознания? Можно ли считать, что «массы накапливают сознание путем обольщения»? Не деградация ли сознания происходит от подобного «познания»?
Как способ познания здесь предлагается формула, которая в Учении определенно названа лукавством. «Пора оставить ветхое лукавство, шептавшее: "Не согрешишь - не покаешься"», - сказано в Надземном. (§ 661)
Учение говорит нам о том, что развитие сознания человека достигается устремлением ко всему Высокому и Прекрасному, но никак не погружением в низшее. Ведь развитие сознания – это развитие духовности. «…Духовность прежде всего есть сознание», - писала Е.И. Рерих (Письма Е.И. Рерих. 5.05.34).
«…Сознание творится притяжением к огненному источнику». (Беспредельность, § 635)
В книге «Жемчуг исканий» сознание устремляется к низшему полюсу нашей жизни или часто акцентируется просто на земном. Но все духовные Учения ставят акцент на Высшем, они поднимают планку для сознания и создают разрыв между тем, что есть, и тем, что должно быть принято и осознано. Сознание устремляется в будущее, к высоким достижениям, а земное подчиняется Высшему.
- «Жемчуг исканий», § 456: «Стремление к воплощению на физическом плане заключается, именно, в желании любить, петь, есть, веселиться, получать различные удовольствия, т.е. энергии, заложенные в физических центрах, влекут человека к воплощению на физическом плане».
На Земле, действительно, есть невысокие сознания, вся жизнь которых сосредотачивается только на физических проявлениях. Но к воплощению дух влекут совсем другие побуждения. Человек приходит на Землю не «петь, есть, веселиться, получать различные удовольствия», а совершенствоваться, Великие же Духи воплощаются ради определенной миссии.
«Надземное», § 51: «Если люди земные подразделяются по сердечности и бессердечию, то также существует деление на стремящихся задержаться в Тонком Мире и на спешащих к совершенствованию воплощением. (…) Мы все в свое время спешили на Землю и избирали наитруднейшие задания».
Даже невысокие духи перед воплощением понимают, какая задача стоит перед ними на Земле. Это понимание в земной жизни часто затемняется, но все же «каждому, готовому к воплощению, дается по силе его поручение добра». (Надземное, § 105)
- «Жемчуг исканий», § 611: «Здесь, в любви к детям, самоотверженность достигает наивысшей кульминации. Нет большей самоотверженности, чем любовь к детям».
Понятна самоотверженная любовь к детям, но Учение поднимает сознание над земным и на первое место ставит не любовь к детям, а любовь к Учителю. «Ведь недаром Владыка Сказал – кто отца или мать, жену или дочь возлюбит паче Меня, несть Меня достоин». (Грани Агни Йоги III, § 593) Может ли Высокий Источник забыть, что выше самоотверженности, проявляемой любовью к детям, стоит самоотверженность ради любви к Учителю?
В «Беспредельности» сказано: «Подчинение низшего высшему лежит в основе Космоса. (…) Подчинение низшего высшему приведет к очищению. Человечество подчиняет низшему то, что должно главенствовать. Когда высшее главенствует, тогда трансмутация низшего перерождается в свойство высшего разряда». (§ 115)
Подобное устремление к низшему полюсу нашей жизни можно видеть и в том, как понимается закон Начал в книге «Жемчуг исканий». В этой книге основное внимание уделено физиологическому аспекту взаимоотношения Начал, который в ней считается фундаментом этих взаимоотношений, «фундаментом всех переживаний человека».
- «Жемчуг исканий», § 277: «Если задача темных сил – как можно ниже низвести взаимоотношения Начал, опошлить и огрубить отношение мужчин и женщин, то задача светлых – противоположна. Но будет неправильно, если при этом фундамент этих отношений будет лицемерно игнорироваться».
- «Жемчуг исканий», § 407: «Закон размножения является фундаментом всех переживаний человека».
Также физиологический аспект взаимоотношений Начал считается источником более высоких чувств, более высокого творчества.
- «Жемчуг исканий», § 611: «Похоть и эгоизм преодолеваются прежде всего в семье. Здесь рождается первое самоотверженное чувство, а из похоти вырастает совсем другая, совершенно непохотливая любовь – любовь к детям, которая является результатом земной любви. Здесь, в любви к детям, самоотверженность достигает наивысшей кульминации».
Но может ли из похоти вырасти высокая самоотверженная любовь к детям? Из низшего не рождается Высшее. Низшее можно трансмутировать в Высшее, но это уже иной процесс.
- «Жемчуг исканий», § 456: «А любовь грубо физическая является корнем великолепного цветка, благоухающего чудесным ароматом высшей любви – стимулятором возвышенного творчества».
Как известно, корень – это то, из чего произрастает цветок. Получается, что из физиологических отношений вырастает высокая любовь? Неужели Высокий Источник мог в основу взаимоотношения Начал положить физиологию, сведя человека до уровня животного?
Характерно, что после подобных утверждений обычно говорится о духовном притяжении Начал, о любви - великой творческой силе на всех мирах, что создает неминуемую путаницу в сознании. Ведь смысл приведенных фрагментов не меняется от наличия верного контекста. Также нужно отметить, что во всей книге проводится мысль, что духовное взаимоотношение Начал характерно для более высоких миров, что оно необходимо для творчества духа, но что для земли, для плотного мира основой взаимоотношений является физиология.
«Красота есть в слиянии духа двух Начал, - писала Елена Ивановна, - но, конечно, вид физического плана далеко отстоит от духа». (Письма Е.И. Рерих 5.05.34) И эта Красота в процессе эволюции и должна войти в наше плотное существование, оставив для физического аспекта лишь одно его назначение – дать новую жизнь.
Зачастую в «Жемчуге исканий» то, что характерно для низкого сознания или для среднего уровня, дается как характерное для всех людей.
- Так «Жемчуг исканий» пишет: «В каждом человеке живет желание прославиться. Не верьте лицемерам, отрицающим жажду славы в себе! Наряду с жаждой жизни, жаждой любви, живет жажда прославления. Она является мощным творческим стимулом(…)» (§ 497)
- «Закон размножения является фундаментом всех переживаний человека». (§ 407)
Но неужели закон размножения является фундаментом высоких духовных переживаний, а в нашей жизни нет людей, преодолевших в себе жажду славы?
Подобные утверждения Н. Уранов развивает и в других своих книгах. Вот несколько мест из «Тайны любви Начал»:
- «Всякое лицезрение наготы вызывает влечение к физическому обладанию…». (§ 22)
- «Каждый ценит наружность, каждый преклоняется перед красотой тела, это главный основной фактор взаимоотношений Начал(…)» (§ 11)
- «…Все люди, мужчины и женщины, мальчики и девочки часто очень раннего возраста и до глубокой старости занимаются самоудовлетворением, если по каким-то причинам перед ними закрыты возможности вести регулярную половую жизнь с помощью партнеров». (§ 2)
В нашей жизни есть много безобразного, но нужно ли концентрировать на нем сознание? Зачем посвящать множество страниц описанию отрицательных проявлений жизни и еще считать, что все люди склонны к этому?
В Мире Огненном сказано: «Если взвесить, что именно заглушает высшие понятия, то неминуемо придем к сознанию, которое все сравнивает с низшими явлениями. Сравнять все с низшим есть работа темных, и человечество поддается именно этим устремлениям». (III, § 364)
Кроме всего вышесказанного хочется отметить еще одну особенность книги «Жемчуг исканий» – она написана таким языком, который просто трудно отнести к Высокому Источнику. Как известно, в основании всего, идущего из Высокого Источника, всегда лежит принцип Красоты, и все строки подобных Сообщений будут пронизаны ею. Но получается, что даже обычные писатели пишут во много раз лучше, нежели то, что мы читаем в книге «Жемчуг исканий». Вот несколько фрагментов:
- «Кровь животных, подобно наркотикам, создает мощное привыкание, и потому многие люди, сидящие на крючке вампиризма, находят ВСЕВОЗМОЖНЫЕ (выделено автором) причины для оправдания своей слабости и сохранения своей подмоченной мясоедением духовной репутации. (…) Почему же ссылка на слонов так радует заглотивших крючок с кусочком мяса?» («Жемчуг исканий», § 515)
- «Не будьте уродом, мечтающим о возможном чувстве красавицы». («Жемчуг исканий», § 499)
- «Много имеется и жаждущих иметь учеников. Точно голодные, смотрящие в глаза приходящих – не бросит ли кто копеечку – они готовы кинуться на первый неопределенный призывной взгляд. Не от любви к ближнему такая готовность. Если помещики прошлого гордились числом крепостных, то эти духовные честолюбцы также не прочь покичиться количеством завербованных учеников». («Жемчуг исканий», § 164)
Такой же стиль характерен и для некоторых других трудов Н. Уранова, в частности для «Тайны любви Начал», в которой, кроме того, довольно много места отведено описанию оргий, сатанистских сборищ. Непонятно, для чего это нужно? Помогут ли подобные подробности духовному развитию человека? Не уведут ли эти описания сознание совсем не в ту сторону?
«От последователей Учения новой Жизни должно исходить лишь все возвышающее и утверждающее», - писала Е.И. Рерих. (Письма Е.И. Рерих 28.05.37)
Что же касается самих последователей Учения, то о многих из них можно узнать из архива Бориса Андреевича Данилова. В этом архиве находятся Записи, данные из Высокого Источника, и дневниковые записи Б.Н. Абрамова, где дается оценка разным людям, в том числе и ученикам Бориса Николаевича. Есть там и характеристика Н.А. Зубчинского, писавшего свои труды под псевдонимом Н. Уранова.
Абрамов, будучи учеником Великого Учителя, прекрасно понимал, к чему или к кому относилось то или иное Сообщение. Его тонкость понимания была очень высока. «Мой Сын Борис может много укрепиться в своей способности улавливать Мысли Вел[икого] Вл[адыки]», - писала Е.И. Рерих (Письмо от 18.09.53). Комментируя Высокие Записи от 1970 года, Б.Н. Абрамов писал: «Записи эти п.п. 952, 953 касаются друга, который отдалился от своего непосредственного звена. Пространственная, психическая и сердечная связь с ним была прервана. Сейчас он стремится ее восстановить и говорит, что получает посылки через пространство от Владыки». Среди же людей, знакомых в то время с Борисом Николаевичем, лишь Зубчинский (Уранов) претендовал на получение Сообщений от Великого Учителя.
Елена Ивановна Рерих, касаясь в своих письмах возможности получения Сообщений от Великого Учителя, постоянно подчеркивала, что такие Сообщения возможно получать только при соблюдении Иерархической цепи. «Можно получать Сообщения, но они будут действительны, то есть Владыка М. будет посылать их лишь туда, где хранятся священно Основы Строительства, Основы Оккультного Закона Иерархии. Истинно, это есть мерило всем подобным Сообщениям». (Письма Е.И. Рерих, т.III, МЦР, с. 439)
Если человек прервал связь со своим звеном, пусть даже он и «стремится ее восстановить», то получать «посылки через пространство от Владыки» он не может. Если же какие-либо посылки есть, то они будут совершенно из другого источника. Чаще всего таким источиком становится темный одержатель, который вторгается через рану в оборванной нити связи и начинает диктовать свои измышления. Зная это, становится понятно, откуда в трудах Н. Уранова взялись такие ужасающие вещи, как утверждение, что наркомания «служит развитию сознания» (Жемчуг исканий, § 203); что духовность развивается с помощью интимной близости (обоюдное духовное устремление, - говорится в «Тайне любви Начал», - «претворяет интимную близость в энергию, стимулирующую духовное восхождение» (§ 14)) и т.д.
«…Нарушая сокровенные узы преданности по отношению к ближайшему звену, связующему нас с Иерархией, мы лишаемся общения с Высочайшим Иерархом и наша судьба становится судьбою котенка в бушующем море». (Письма Е.И. Рерих, т.III, МЦР, с. 263-264)
Не прошло еще и ста лет со времени начала записи Учения, а уже идет смешение Великих Жемчужин Учения с нечистыми источниками. «Нелегко было создать условия для того, чтобы Учение Жизни увидело свет, но еще труднее охранить Учение от злотолкования». (Грани Агни Йоги 1958, § 93)
«А века человеческого опыта показали, что труднее всего очищать и омыть оскверненные Облики и понятия». (Письма Е.И. Рерих, т. I, МЦР, с. 332)
То, что дано из Надземных сфер, настолько высоко, прекрасно и жизненно, что каждая строка – это Жемчужина. Не могут иметь место ошибки в таких трудах, а тем более искажения Основных положений Учения. Не может ошибаться Владыка! Кощунственно приписывать измышления, из которых состоит книга «Жемчуг исканий», Высокому Источнику! Все Сообщения, идущие из Высокого Источника, через кого бы они не передавались, всегда несут в себе высокую нравственную чистоту, красоту изложения, насыщенность энергиями Света. И всегда они строятся на тех же вечных Основах, которые заложены в каждом истинном Учении.
Лазарева Ольга Юрьевна
г. Владивосток
2005 год