В 1939 году Ленино (бывшее Царицыно) получило статус «рабочего поселка». В нем проживало 16,5 тысяч человек. И в дальнейшем население поселка только росло. С 1930-х годов поселок постепенно утрачивал свой дачный характер и превратился в типичный пригород Москвы.
Большинство жителей по утрам уезжали на работу в город, но почти у всех имелся огород, многие держали кур, кроликов, козу. Дома были деревянными, большими, с множеством пристроек, но делились на 2-3 семьи, так что жили тесно. Из бытовых удобств: вода – в колонке на улице; уборная – деревянная будка во дворе. Мыться ездили в Москву, в Сандуновские бани, обычно раз в неделю. В таких условиях все члены семьи, в том числе и дети, имели свои обязанности – приносили воду, пилили дрова, кормили кур, заготавливали сено. Но и на отдых времени хватало, школьных уроков и домашних заданий не было так много, как у современных школьников.
Главными зимними развлечениями местной детворы были лыжи и санки. Когда денег на покупные лыжи не было, их сооружали из подсобных материалов. Чаще всего, из больших бочек. Их разбивали на отдельные дощечки, с одного конца дощечки уже были загнуты. Оставалось прибить ремешки – и можно кататься. Такие лыжи были у автора мемуаров «Царицыно. Записки старожила» Андрея Леопольдовича Гришунина (Виссора): «С малолетства ходил я на лыжах – сначала самодельных, изготовленных из «бочкотары»…».
Лыжню прокладывали по всему парку. От поселка лыжники шли через Фигурный мост, к Березовой перспективе и дальше - к Фигурным воротам. Можно только представить, какой накатанной становилась зимой баженовская «гипотенуза» (пологий спуск с моста в сторону церкви), и с каким трудом преодолевали ее пешеходы.
В такой холмистой местности, как Царицыно, все – и дети, и взрослые, – любили кататься с горок. Для санок лучшим считался длинный и пологий спуск от павильона Нерастанкино. Более опасным был отвесный берег под Миловидой. Лыжники предпочитали Покровскую сторону (как, впрочем, и сейчас) и долину речки Язвенки, где были уже настоящие горы, имевшие свои имена: «Ласточка», «Курган», «Викторка».
Каток обычно расчищали участок на Верхнем Царицынском пруду. У начинающих были «коньки-снегурки», с широким полозом, позволявшим более уверенно держаться на льду. Они прикреплялись к ботинкам или валенкам, стоили недорого, и были почти у всех. Потом покупали «гаги». Кататься на них было сложнее – полоз был значительно тоньше, требовалась сноровка и умение.
Мальчишки не обходились без проделок. По воспоминаниям Юрия АнатольевичаТарасевича, чье детство прошло в Царицыне, самым дерзким трюком считалось уцепиться за кузов грузовика и промчаться за ним по обледенелой улице. Ю. А. рассказывал, что за это шоферы часто драли им уши, но было страшно весело.
Елена Офицерова,
старший научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно»