В начале 90-х годов подстанции завода ещё были загружены в полную силу. Да и сам завод работал в 3 смены (через пару лет в годы оголтелой приватизации на заводе произошло массовое сокращение), и на заводских подстанциях техническое обслуживание проводили в выходные или праздничные дни.
И в один из летних воскресных дней 1992 года на подстанции № 1 была запланирована работа по техобслуживанию трансформатора. Были проведены организационные и технические мероприятия, выписан наряд, и всё было готово к работе.
Но случилось одно «но». Мастер подстанции с дежурным решили замерить напряжение на шинах в ЗРУ-0,4 кВ зеркальным тестером (тестер был советского производства, считаю что такие тестеры во много раз лучше современных приборов — это моё мнение, и я его навязывать никому не буду).
При замере произошло короткое замыкание — провод с тестера вылетел и крепко присел на корпус ячейки, а так как другой конец провода был на шине, полыхнуло так, что у мастера обгорела рука. Начальник немедленно был доставлен в медпункт, где ему оказали первую медицинскую помощь. В дальнейшем он был доставлен в больницу, где оказание помощи было продолжено.
Таким образом, приехавшие люди на работу в воскресный день, были вынуждены заниматься другой работой.
Короткое замыкание было знатное — пришлось тушить пожар песком и огнетушителями. В коллекторе было месиво погоревших проводов и кабелей, к тому же попадали пролёты воздушной линии 6 кВ, которая питала подстанцию.
Для устранения аварии разделились на две бригады: подымать пролёты на ВЛ-6 кВ и заниматься обгоревшими проводами и кабелями в ЗРУ-0,4 кВ. Так как на районной подстанции было всё отключено и проведены все необходимые мероприятия — приступили к работе.
Опоры воздушной линии были деревянные, и восстановление пролётов было проведено с помощью когтей с поясом и верёвкой. Так как время работало не на нас, нужно было сделать быстрее, то алюминиевый провод сечением 50 квадрат не меняли полностью — наращивали и глушили на изоляторы на опоре. Таким образом пролёты ВЛ-6 кВ были восстановлены.
Если с воздушной линией было проще, то в коллекторе ЗРУ-0,4 кВ надо разбирать месиво обгоревших проводов. К тому же нужно было определить что и куда было подключено. Решили наращивать и подключать куда можно, а с диспетчерскими надписями разбираться в рабочее время. Параллельно шла работа по очистке шин и изоляторов от нагара и песка в подстанции.
Наконец к вечеру ликвидация авария была завершена. Вот так закончился один из летних воскресных дней 1992 года.
Уверен, у любого электрика есть байки со словами "А потом как уе... бахнуло!" Расскажите, какие замыкания были у вас?
Автор - Вадим Иштуганов.
Другие статьи автора:
----
------------------------------------
Статья заинтересовала? Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!
Также жду вас на блоге www.SamElectric.ru и в группе СамЭлектрик.ру в ВК!
Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!