Найти тему
Зачем я там была?

Роскошный дворец и богатейшая ювелирная коллекция Фаберже: все это можно увидеть, посетив Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

Оглавление

Шуваловский дворец – место, которое может рассказать множество историй. Например, о любимой женщине императора Александра I или знаменитых балах, проходивших в его залах в 19 веке, или об Александре Пушкином, частом госте дворца, или Владимире Маяковском, впервые прочитавшем в нем свою поэму «Хорошо!»

Шуваловский дворец (набережная реки Фонтанки, 21). Фото автора
Шуваловский дворец (набережная реки Фонтанки, 21). Фото автора

За свою многовековую историю этот дворец, возведенный в конце 18 века, повидал немало. Когда-то он принимал в своих стенах весь свет дореволюционного Петербурга, сейчас же его может посетить каждый желающий, просто купив билет в музей Фаберже.

История Шуваловского дворца

Первыми владельцами дворца была графская семья Воронцовых. В 1799 году его приобретает Мария Антоновна Нарышкина, жена князя Дмитрия Нарышкина и любовница императора Александра 1.

Мария Антоновна – самая известная хозяйка дворца. При ней здесь устраиваются роскошные балы. Присутствие на них самого императора привлекало сюда всех представителей высшего общества столицы. Кто только здесь не бывал. К числу частых гостей принадлежали А. Пушкин, П. Вяземский, И. Крылов, Н. Карамзин, К. Брюллов и многие другие.

Парадная лестница Шуваловского дворца. Фото автора
Парадная лестница Шуваловского дворца. Фото автора

29 апреля 1834 года во дворце проходило празднование совершеннолетия царского наследника, будущего императора Александра II. Внучка Кутузова, графиня Дарья Фикельмон, писала:

«Неделю спустя после церемонии присяги Наследника Дворянство устроило в его честь прекрасное и величавое торжество. Местом его проведения был избран дворец Нарышкина, у которого самая большая зала. Эта зала и еще одна – специально благоустроенные для ужина – были украшены роскошно и с большим вкусом
Cкульптура Аполлона Бельведерского на верхней площадке парадной лестницы - предмет из коллекции Дмитрия Нарышкина. Фото автора
Cкульптура Аполлона Бельведерского на верхней площадке парадной лестницы - предмет из коллекции Дмитрия Нарышкина. Фото автора

В 1830-х гг сын Нарышкиных Эммануил продает дворец своему кузену, генералу Льву Нарышкину, чья дочь, получившая дворец в наследство, вышла впоследствии замуж за графа Петра Павловича Шувалова. Так Нарышкинский дворец стал Шуваловским.

В середине 19 века дворец пережил несколько перестроек. В 1844 году под руководством архитекторов Николая Ефимова и Бернара де Симона были изменены его фасад и интерьеры. В 1859 г. масштабный этап реконструкции осуществлялся по проекту Рудольфа Бернгарда.

После революции во дворце некоторое время размещался Музей быта, , затем Дом печати (впоследствии Дом инженерно-технических работников). После Великой Отечественной войны дворец стал Домом дружбы и мира с народами зарубежных стран

Музей Фаберже

С 2013 года в Шуваловском дворце работает музей Фаберже, в котором экспонируется собрание ювелирных работ фонда "Связь времен" Виктора Вексельберга.

Самыми ценными экспонатами в коллекции музея являются девять императорских пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже по заказам Александра III и Николая II.

Пасхальные яйца "Лавровый лист" , выполненное для матери Николая II  и «Коронационное», посвященное венчанию на царство Николая II и Александры Федоровны. Фото автора
Пасхальные яйца "Лавровый лист" , выполненное для матери Николая II и «Коронационное», посвященное венчанию на царство Николая II и Александры Федоровны. Фото автора

В коллекции музея представлены уникальные экспонаты - самое первое императорское яйцо "Курочка", изготовленное в 1885 году и самое последнее императорское яйцо - "Орден Святого Георгия", созданное в годы Первой мировой войны и подаренное Николаем II Марии Федоровне.

"Орден Святого Георгия - единственное пасхальное яйцо Фаберже, которое вдовствующей императрице Марии Федоровне удалось увезти с собой после революции

Всего в музее Фаберже представлены 14 больших пасхальных яиц Фаберже.

Слева - пасхальное яйцо «Шантеклер»  и пасхальное яйцо "Курочка",  подарки А.Ф. Кельха супруге В.П. Кельх. Справа -  яйцо герцогини Мальборо. Фото автора
Слева - пасхальное яйцо «Шантеклер» и пасхальное яйцо "Курочка", подарки А.Ф. Кельха супруге В.П. Кельх. Справа - яйцо герцогини Мальборо. Фото автора

В зале с пасхальными яйцами можно провести немало времени. Казалось бы, экспонатов не так много - но такая филигранная работа, столько мельчайших деталей, что хочется рассматривать и рассматривать.

В музее Фаберже также представлены и другие изделия фирмы Фаберже: фантазийные предметы, кабинетские подарки, ювелирные украшения и аксессуары. Есть даже ртутный термометр от Фаберже!

Забавный факт:
В 1911 году один из старших придворных лакеев императорского двора взялся описывать коллекцию Фаберже. Часть его описи выглядела так:
№14. Лягушка желто-гавенного цвета и два глаза из бральянтов;
№45. Собачка мопс розоватого камня и два глаза из бральянтов;
№46. Свинка точно такая;
№55. Голубая букашка;
№56. Лягушка зелёными камушками и два глаза красных;
№61. Черепаховая гляделка шифером Александры Фёдоровны
Ртутный термометр Фаберже. Фото автора
Ртутный термометр Фаберже. Фото автора

И даже это еще не все: коллекция музея также содержит военно-мемориальные ювелирные изделия 18- начала 20 вв, русское серебро, созданное выдающимися петербургскими и московскими ювелирами 19 – начала 20 вв, произведения с эмалью ведущих дореволюционных русских фирм.

Ювелирные изделия из коллекции музея Фаберже. Фото автора
Ювелирные изделия из коллекции музея Фаберже. Фото автора

В общем, смотреть-не пересмотреть, состояние эстетического блаженства гарантировано.

Интерьеры дворца

Помимо ювелирных работ, представленных в музее Фаберже, которые сами по себе бесподобны, огромный интерес представляют и восстановленные в ходе масштабных реставрационных работ интерьеры дворца.

Первый возглас восхищения достается парадной лестнице с мраморными колоннами, украшенным лепниной потолком и световым фонарем.

Шуваловский дворец. Парадная лестница. Фото автора
Шуваловский дворец. Парадная лестница. Фото автора

Дальше, проходя через анфиладу парадных комнат, возгласы следуют один за другим. Красная, Золотая, Синяя гостиные, Аванзал, Белая и Голубая гостиные, Готический зал - в каждой из них есть что-то особое, каждая содержит сохранившиеся оригинальные элементы интерьера.

Рыцарский зал. Использовался  для библиотеки и учебной комнаты дворца. Название зала объясняется его интерьером – верхнюю часть стен украшают лепные фризы, посвященные средневековому рыцарскому турниру. Фото автора
Рыцарский зал. Использовался для библиотеки и учебной комнаты дворца. Название зала объясняется его интерьером – верхнюю часть стен украшают лепные фризы, посвященные средневековому рыцарскому турниру. Фото автора

В красной гостиной, например, сохранились подлинные зеркала, камин из красного мрамора, деревянные панели из темного полированного ореха.

Камин из красного мрамора в красной гостиной. Фото автора
Камин из красного мрамора в красной гостиной. Фото автора

В Синей же гостиной обращают на себя внимание позолоченная лепнина, белый мраморный камин, картины в рамках и изящные зеркала.

Интерьер Синей гостиной. Фото автора
Интерьер Синей гостиной. Фото автора
Камин в Синей гостиной. Фото автора
Камин в Синей гостиной. Фото автора

В Золотой гостиной, бывшей парадной столовой, можно увидеть потолок в форме шатра, барочные колонны из полированного ореха, расположенные по бокам от дверных проемов, и позолоченных амуров.

Золотая гостиная. Фото автора
Золотая гостиная. Фото автора

В Аванзале сохранились камин, белый мраморный барельеф на тему «Детской вакханалии», а также оригинальное световое окно - окулюс.

Аванзал и Золотая гостиная. Фото автора
Аванзал и Золотая гостиная. Фото автора

📍Музей Фаберже, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 21

Стоимость полного входного билета - 500 руб. Льготный билет - 250 руб.

P.S. Развиваться каналу помогают ваши лайки и подписка. Буду благодарна за поддержку!