Педагогика в Древнем Китая, как в Древней Индии, так и в других странах востока, строилась на опыте семейно-общественного воспитания, которое включало в себя складывавшиеся веками обычаи и традиции. Так, согласно обычаям, у каждого дома есть свой покровитель-цзаован, который наблюдает за поведение, трудолюбием и прилежанием домочадцев. Древним жителям Китая представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле, поэтому все члены семьи соблюдали определенные правила и ограничения (запрет на бранные слова, поступки, которые могут оскорбить старших). В Китае долгое время складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В основе воспитания лежало уважение младших к старшим.
Наиболее архаичные традиции воспитания были свойственны даосизму- основатель Лао-Цзы, рассматривавшему образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Основное внимание уделялось опрощению, сближению с природой с помощью таких приемов, как молчание и бездеятельность. Свое учение Лао-Цзы создал для спасения человечества, ибо люди обладают свободой воли и способны с помощью обучения изменять свою собственную природу. «Многие ведут себя неправильно, нарушая естественное равновесие, с помощью Дао Дэ Цзин появляется возможность возвратить учеников в их природное состояние, в гармонии с Дао». Однако возвращение достигается особым способом, Лао-Цзы предлагает спокойное состояние У-вэй (неделание), чтобы отказаться от действий, противоречащих природе, освободиться от желаний и делать лишь то, что предназначено человеку, естественно для него. При этом неверно толковать это высказывания как поощрение учителя, который держит своих учеников в невежестве или простодушии. Лао-Цзы отмечал: мудрец избегает излишеств, сумасбродства и потворства своим слабостям. Перемены происходят в людях не по причине воздействия внешних сил, а как проявление присущего всем стремления к изменениям. Движения Дао не внешние, а внутренние, поступать в согласии с природой означает поступать самопроизвольно и в соответствии со своей подлинной сутью.
Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли в Древнем Китае оказали Конфуций и его последователи. Он обобщил опыт воспитания и образования и в основу его идей легли общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, по мнению философа, покоится на воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном». Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность, но при этом на это способен не каждый человек. Развивая этот тезис, философ отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний ("чернь"). Важнейшей педагогической целью считалось воспитание терпимости. Подобная терпимость, по его суждению, — условие гражданского согласия. Чтобы сформировать толерантность, каждый должен иметь свои жизненные цели и добиваться их при серьезной и упорной учебе. Идеально же воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдается нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение "сынов неба" и "благородных мужей".
Конфуцианскую систему воспитания и образования развивали такие древние мыслители как Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Мэн-цзы выдвинул тезис о доброй природе человека и поэтому определял цель воспитания как формирование добрых людей, обладающих высокими моральными качествами. Сюнь-цзы, наоборот, выдвинул тезис о злой природе человека и отсюда задачу воспитания видел в преодолении этого злого начала. В процессе воспитания и обучения он считал необходимым учитывать способности и индивидуальные особенности учеников.
Итогом всей деятельности Конфуция и его последователей стали трактат "Книга обрядов" и "Заметки об учении", в которых подробно изложены педагогические идеи конфуцианства.
Итогом всей деятельности Конфуция и его последователей стали трактат "Книга обрядов" и "Заметки об учении", в которых подробно изложены педагогические идеи конфуцианства.