В сегодняшней статье рассмотрим религиозные взгляды Никколо Макиавелли.
Макиавелли - знаменитый дипломат, военный советник, один из основателей политической философии. Годы жизни мыслителя: 1469-1527. Его старшие современники - Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. У обоих были неприятности с католической церковью, оба развивали нестандартную для своего времени религиозность. Кто-то - в духе каббалы, кто-то - в духе неоплатонизма.
Консультировал правителей Флоренции по поводу того, как лучше проводить внутреннюю политику. И при этом мечтал о единой Италии. Призывал объединить Италию и освободить ее от варваров. Именно как руководство для будущего правителя, который сумеет объединить Италию, он написал культовую книгу «Государь».
Многие отзывались о Макиавелли не лучшим образом. Государь успешно попал в индекс запрещенных книг! Фридрих Великий назвал Макиавелли «Учитель зла» и «Враг всего рода человеческого». Лео Штраус писал, что философия Макиавелли носит антихристианский и аморальный характер.
Но Макиавелли - человек своего времени.
А жил он в период деградации и распада католической церкви. Когда церковные должности откровенно продавались, а само христианское учение использовалось для обоснования политических действий.
В двери уже стучалась Реформация. И Макиавелли видел, к каким социальным последствиям могут привести такие проблемы в церковной жизни.
И он рассматривал религию, в первую очередь, как прикладной инструмент. Как то, без чего правитель не может обойтись. Без бога можно, а вот без религии - нельзя. «…государство никогда не обходилось без религии, служащей его базой»
в главе VI трактата «Государь», которая называется «О новых приобретенных княжествах». В этой главе Макиавелли говорит о необходимости для пророка иметь армию: «…все вооруженные пророки побеждали, а безоружные были уничтожены»
ВАЖНО:
Макиавелли в своих текстах практически не использует термин «БОГ». Он объясняет природу человека действием гуморов, а они, в свою очередь, соотносятся с движением небесных тел. И на основании этого некоторые исследователи такие как Патапан считают, что учение Макиавелли - антихристианское и антирелигиозное по своей сути.
Другие исследователи (Вироли, Бейнер) склоняются к тому, что идеалом для Макиавелли была Римская империя. Могущественное итальянское государство! С соответствующими богами. Религия способствовала объединению и общественной солидарности. И это все сочеталось с этическим плюрализмом, отказом от единой и безусловной морали. Что тоже больше напоминает дохристианскую эпоху.
Бог Макиавелли - не любовь. Это религия, в центре которой находятся сила и свобода. Чем-то это напоминает философско-эзотерические поиски Ницше.
Нам явлены необычайные, беспримерные знамения Божии: море расступилось, скала источала воду, манна небесная выпала на землю: все совпало, пророча величие вашему дому. Остальное надлежит сделать вам. Бог не все исполняет сам, дабы не лишить нас свободной воли и причитающейся нам части славы.
Вот что пишет Макиавелли в главе 25 книги "Государь":
Я знаю, сколь часто утверждалось раньше и утверждается ныне, что всем в мире правят судьба и Бог, люди же с их разумением ничего не определяют и даже ничему не могут противостоять; отсюда делается вывод, что незачем утруждать себя заботами, а лучше примириться со своим жребием. Особенно многие уверовали в это за последние годы, когда на наших глазах происходят перемены столь внезапные, что всякое человеческое предвидение оказывается перед ними бессильно. Иной раз и я склоняюсь к общему мнению, задумываясь о происходящем.
И однако, ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям. Я уподобил бы судьбу бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю: все бегут от нее прочь, все отступают перед ее напором, бессильные его сдержать. Но хотя бы и так,-- разве это мешает людям принять меры предосторожности в спокойное время, то есть возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег?
И в совокупности: кто-то считает, что Макиавелли стремится реформировать церковь (Вироли называет его итальянским Лютером), кто-то - что он вовсе отвергает Христианство.
На мой взгляд, ближе всего к истине то, что Макиавелли остается в рамках христианства. Он убежден во всемогуществе бога, потому, отрицает значение церкви как религиозного института именно для спасения личности.
При этом, религия для него - неотъемлемый аспект успешного государства. Возможно, именно поэтому он отдавал предпочтение языческим верованиям.
Спасибо за внимание!