86 миллиардов нейронов в каждом мозгу, нейронных связей и того больше - квадриллион! Как отличается мозг гения от обычного человека? Почему происходит инфоперегруз и чем опасен? Что скрывается за желанием лгать? Почему Черниговская ненавидит Фрейда и считает его жуликом?
На эти и другие интересные вопросы ниже вы получите ответы от учёной, изучающей мозг, его физиологические и когнитивные свойства, Татьяны Владимировны Черниговской.
Я просмотрела несколько интервью и лекций Черниговской и представляю вам выжимку в виде тезисов и высказываний учёной.
Подписывайтесь и читайте далее
Кратко о самой учёной и её заслугах
Татьяна Владимировна Черниговская родилась в Ленинграде 7 февраля в 1947 году в семье учёных. Окончила школу с углубленным изучением английского языка. Окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета.
Затем был ряд научных работ и докторские в области филологии и биохимии мозга. Всего более 300 научных работ. Сейчас Черниговская заслуженный деятель науки РФ (2010), профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.
Является инициатором открытия такой дисциплины как "Психолингвистика". Впервые была утверждена в 2000 году в СПбГУ.
Выступает с лекциями не только по России, но и за рубежом. Бывает частым приглашённым гостем на различных форумах и конференциях. Имеет ряд государственных и других наград. Продолжает активно вести научно-исследовательскую деятельность мозга.
20 высказываний Татьяны Черниговской о мозге и не только
20. Мы рождаемся с определённой нейронной сетью, которая начинает образовывать различные нейронные связи. До 3-х лет у человека формируются основные нейронные связи для жизнедеятельности. А затем эти связи развиваются в течении всей жизни в той или иной степени, в зависимости от того, как человек их развивает. Во многом это зависит от окружения, среды "куда попал этот мозг".
19. Каждый мозг уникален как отпечаток пальца или сетчатка глаза. Даже у однояйцевых близнецов разная структура мозга. Соответственно, когнитивно-поведенческие реакции тоже могут быть абсолютно разными.
18. Гениальность - врождённое качество. Гений нельзя воспитать или развить. Гениальные люди уже с рождения наделены своими качествами. Но другое дело суметь их реализовать и не погубить. Хотя часто самородки рождаются в непростых человеческих условиях, но преодолевают препятствия и реализуют свою гениальность.
"К примеру взять нашего Михаила Ломоносова, хотя спорят о его происхождении до сих пор, я убеждена, что он из простой семьи. Гении не обязательно только в семье гениев рождаются, они могут родиться в любой семье. Это так удачно складываются хромосомы," - говорит Татьяна Владимировна.
17. А вот способности мозга можно и нужно развивать. Для этого важно образование, но не с точки зрения получения диплома, а в качестве тренировки в себе навыков тонкого восприятия - слуха, видения (не просто зрения), чувствования. Любого рода искусство очень развивает мозг, улучшает нейронные связи - музыка, поэзия, литература, танцы и даже кино.
"Образование далеко не всегда легко и приятно. Образование подразумевает некую долю принуждения, если не сказать насилия.
К примеру, Моцарта, не смотря на всю его гениальность, которая проявилась в раннем возрасте, били по рукам, если он сфальшивил ноту.
Ребенок может не осознавать своих способностей к скрипке, например. Он наигравшись, может будет готов её выбросить, но тут важно чтобы был наставник (родитель, учитель, тренер), который заставит перебороть это чувство, поскольку видит потенциал".
16. Очень важно знать и понимать своих детей - какие они, чтобы помочь им развиваться в гармонии с самим собой, а не в противоречии. Часто родители считают своих детей собственностью, раз их родили. Но это не так. Взрослые лишь помощники, проводники детей во взрослую самостоятельную жизнь.
Дети - это инопланетяне, которые пришли к нам научиться жить. Главный вопрос, который каждый родитель должен задать себе - с какой целью я рожаю этого ребенка? К сожалению, многие взрослые не жалеют собственных детей, закрывают ими свои амбиции. А потом удивляются, почему дети выросли неблагодарные к ним".
15. Тщеславные родители не хотят понимать своего ребёнка. Понять, это значит подмечать и узнавать, что ребёнку нравится - не нравится, медленный он или быстрый, интроверт или экстраверт, активный или спокойный и так далее - это биохимия ребёнка, его уникальность, которую не надо ломать.
А тщеславные родители хотят, чтобы ребёнок был тем, кем он не является, является не может и не хочет. Отсюда так много конфликтов, непонимания между родителями и детьми.
14. Для того чтобы лучше понимать детей, нужно понимать себя. Вообще понимание себя - самая важная и самая сложная вещь. Если взрослый сам с детства не обучен пониманию себя, то к своему ребёнку он, как правило, так же относится - с непониманием и желанием переделать.
Татьяна Владимировна даёт такой совет: зайдите в ванную комнату, смойте с себя косметику (женщины) и предстаньте перед собой как есть. Рассмотрите себя снаружи и изнутри. Поймите какая вы на самом деле, какой себя признаёте - красивая-некрасивая, люблю себя, не люблю, жаворонок или сова, медленная или быстрая и так далее. Важно разобраться с собой и принять.
13. Мозг сложная система, причем у всех он по-разному сложный. Например нельзя сказать, что мозг повара менее сложный, чем мозг математика. Просто они функционируют по разному.
Например у того же танцора очень сложные процессы происходят в мозгу во время танца - помимо восприятия музыки и ритма, нужно осознавать положение тела в пространстве, отследить расстояние, положение тела партнёра и так далее.
12. Тест IQ , якобы направленный на измерение интеллекта, сильно переоценён. Он определяет ограниченную часть функций мозга, но никак не всю. Есть много других важных показателей мозга, которые демонстрируют эффективность работы мозга.
Один из них EQ - эмоциональный интеллект. Этот коэффициент отвечает за способность проживать, распознавать свои и чужие эмоции, которые важны для выстраивания коммуникаций.
11. Важно не количество прочитанных книг, а сложность произведений. Именно такие произведения заставляют мозг работать активнее. Мозг любит парадоксы и так осваивает знания быстрее. Это давно подметили великие писатели, художники, музыканты и прочие деятели искусств.
"Просто чтение бизнес литературы не поможет развить мозг, а классические произведения - да. Великие произведения - это не про сюжет, это про чувства, эмоции, которые способен вызвать автор. "Преступление и наказание" Достоевского - это же не детектив. А "Анна Каренина" Толстого не про назидания женщине: "не изменяй мужу, попадёшь под паровоз". Это про глубину эмоциональных переживаний".
10. По словам Черниговской, она недолюбливает Фрейда и считает его жуликом, потому что он слишком всё обобщил и подвёл под одну черту. И на эту свою идею "подсадил" общество на весь ХХ век - то что секс стоит во главе любого действия человека, а так же все эти эдиповы комплексы и толкования снов.
Фрейду приписывают первые упоминания о подсознании. Но на самом деле впервые об этом, ещё за 4 года до него, в Казани прочитал лекцию наш соотечественник Бехтерев.
9. На самом деле, чтобы понять работу мозга нужно задействовать и глубоко изучать разные области науки - математика, физика, биология, лингвистика, культура. Поскольку каждая область оказывает влияние на мозг и они работают в совокупности нейронных связей.
8. Влюблённость, с точки зрения мозга, это биохимический процесс. Химия феромонов, когда они совпадают. Но Черниговская так же признаёт, что не всё объясняется человеческим языком и порой влюблённость тоже сложно понять.
7. Мозг не действует линейно и по алгоритмам. Лишь некоторая часть мозга так действует, но не весь мозг. Поэтому не стоит думать, что только логика управляет мозгом.
6. В мире происходит безумие. Но так было во все времена. Почитав классиков наших и зарубежных, в этом можно удостовериться. Паскаль, Шекспир, Бёрнс, Достоевский и другие писали об этом сотни лет назад. в те времена так же говорили про закат человечества и культуры.
У каждого каждого мозга своя ресурсность. Поэтому инфоперегруз опасен для мозга, особенно для детей перегруз негативной информацией.
5. Ложь очень энергозатратное дело. Мозгу приходится проводить двойную работу, поскольку необходимо помнить, что это ложь и постоянно контролировать это.
Мозг не запрограммирован на ложь с самого рождения. Лживым человек становится в определенных условиях. Это социально обусловленная вещь и используется с определенной целью.
Вера не подразумевает доказательства. Ты либо веришь либо нет, тут логика неуместна. Это как любовь - доказать невозможно, можно только верить. К сожалению сейчас ложь возвели в культ используют как веру. То, что часто повторяется бездоказательно, мозг начинает воспринимать как правду.
4. Верность - это признак высокой осознанности. Значит человек определили свою систему ценностей и несёт ответственность за свой выбор, а не как одуванчик, куда ветер подул туда и летит.
3. Дислексия, дисграфия, аутизм,биполярное расстройство, СДВГ, депрессия - это не просто модные расстройства. И это не бум и всплеск заболеваний. Всё это было и раньше, просто диагностировать и различать научились не так давно. Соответственно, нет статистики по более ранним годам как это было 100 лет назад и ранее.
Тогда все это под умственную отсталость списывали или бесноватость. При этом многие великие люди, как выясняется, могли иметь такого рода симптомы.
2. Искусственный интеллект(ИИ) большая угроза обществу. Компьютерные программы уже сейчас способны воссоздавать музыку, шедевры художественного и литературного искусства. Не за горами время когда на основе алгоритмов тех или иных произведений гениев могут быть созданы новые работы к примеру "Моцарта", "Ботичелли". ИИ стараются сделать интуитивным и способным к воссозданию самого себя. Очень опасная игра.
1. Какими бы дорогими и совершенными ни были современные топографы и прочие приборы, мы далеки от разгадки тайны человеческого мозга.
Понравилась публикация?
Ставьте "класс"👍 подписывайтесь👆