С 4 по 14 января 2023 года в Западном крыле Новой Третьяковки пройдёт финальная выставка «Искусство труда» в рамках 4 сезона Фестиваля идейного позитивного искусства «Время, вперёд!». Она посвящена созидательному труду, реалиям трудовой жизни аграриев и промышленников. В экспозицию войдут около 120 лучших живописных работ, скульптур и произведений декоративно-прикладного искусства. В новом сезоне на конкурс поступило 1306 заявок от 678 художников и скульпторов со всей страны. О художественной ценности работ рассказал член жюри конкурса, заслуженный художник России, профессор МГАХИ им. В.И. Сурикова, историк искусства Сергей Гавриляченко.
Сергей Александрович, какова значимость отражения темы труда в искусстве?
Тема труда — камертон для культуры и жизни в целом. Появление её в искусстве становится своеобразной проверкой общества на совесть.
«Болезнью совести», идейностью и гражданственностью с обострённым психологизмом и социальной направленностью отличалась живопись передвижников, так называли участников Товарищества передвижных художественных выставок. Они заняли в русском искусстве определенное место и смогли на долгое время оттеснить в России появление импрессионистов и их последователей, которых советский художественный критик Яков Александрович Тугендхольд называл «открытием «аморального» запада».
Наиболее масштабно тема труда в искусстве освещалась в советское время. Причина тому - социальный заказ. В последнее десятилетие ушедшего тысячелетия созидание, ежедневную рутинную работу, человеческое старание вытеснил релакс.
Сосредоточение русской жизни приводит к всплеску реформ в искусстве. Как следствие, отдых уходит на второй план. На фоне либеральных решений художники интуитивно, по собственной инициативе, возвращаются к важным и значимым для общества темам. Труд будоражит, обостряет ситуацию. Его появление в искусстве - это живая реакция на происходящее в наши дни.
В 2016 году промышленники проводят первый Фестиваль позитивного идейного искусства «Время, вперед!», посвящённый идеям развития и созидания. С каждым годом интерес к нему растёт, участников становится всё больше и больше. Количество творческих работ сопоставимо с выставкой «Индустрия социализма» 1938 года. Финальная экспозиция фестиваля – благодарность людям труда, преклонение и почтение перед ними.
Как вы оценивали работы?
Я воспитан в академической традиции. Свой отпечаток накладывают и 40 лет преподавания, поэтому для меня главными критериями отбора являются профессионализм и качество. Я смотрю на остроту композиционных решений и на то, как передан образ человека. На Фестивале представлено много остроумных первоклассных работ. Выбирать тяжело, потому что каждый художник вкладывает душу в творчество.
Чем отличаются конкурсные работы этого года от предыдущего?
Из года в год растет количество и качество работ, расширяется сюжетное и композиционное разнообразие. Художники едут на заводы, работают там и создают реалистическую живопись. С натуры пишут портреты реальных людей. На ряде предприятий возник соревновательный дух, что сказывается на корпоративной культуре и на росте производительности труда. Портрет рабочего с промасленными руками вызывает у зрителя эмпатию. Художники и скульпторы отражают в своих произведениях искусства то, как человек включается в мир техники и производства.
Помимо реализма я жду, что в этом году на выставке будут представлены несколько механистических картин. В них будут отображены не люди, а инструменты и машины. В картинах есть пространственные и цветовые взаимоотношения. Много игры с формой, геометрией пространства. Каждый год художники находят новые острые темы и образы. Просмотр каталогов представленных на конкурс работ приводит в восторг. Я рад, что тема труда получила отклик и вернулась в русское искусство.
В чем ценность выставки для посетителей?
Когда прихожу на финальную выставку, то вижу много участников и зрителей. Люди проявляют глубокий интерес. Это подспудная тоска по созиданию, усталость от релакса, желание увидеть сущностное и правдивое. Есть ощущение, что внутри каждого просыпается тема совести. Выставка вызывает большой интерес как у молодых художников, так и её посетителей. Главное не пресекать эту идею на протяжении долгого времени.
Надеюсь, что Фестиваль «Время, вперёд!» - не проект, который когда-то будет завершен, а идея, благодаря которой через 10 лет можно выпустить первый обобщающий цельный альбом. Полученный материал представит интерес социальным антропологам, которые через искусство смогут изучить жизнь и культурный опыт современного нам человека.