Второе послание апостола Павла к Коринфянам
Удивительным в этом послании является то, что (опять-таки – удивительно) не замечено богословской наукой за прошедшие века и тысячелетия (возможно, просто не было выявлено за «павловым» многословием канонической версии Посланий) – в этом послании «павел» предлагает совершенно другое и новое учение о «спасении души», которое полностью отсутствует в разобранных нами предыдущих посланиях. Такое впечатление, что это послание написано вообще другим человеком, чем предыдущие, имевшим совершенно другие богословские воззрения, чем исследуемый нами нормативный Павел-иудей.
Текст:
Второе послание апостола Павла к Коринфянам
1:1 Павел, Апостол Иисуса Христа, 1:2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1:3 Благословен Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия
2:14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания (γνώσεως) о Себе распространяет нами во всяком месте.
2:15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 2:16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь.
3:3 вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
3.6 Нового Завета, не буквы, но духа потому что буква убивает, а дух животворит.
3:7 сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево
3:11, если преходящее славно, тем более славно пребывающее
Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали.
3:14 Но умы (νοήματα) ослеплены:
3:15 Доныне, покрывало лежит на сердце их; 16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
3:18 Мы уже, открытым лицом, созерцаем Христа, мы преображаемся в тот же образ от славы Господа в славу, как от Господа духов.
4:4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога
4:5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, 4:6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием (γνώσεως) славы Своей в лице Христа.
4:7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
4.10 носим в теле мертвость Христа чтобы и жизнь Христова открылась в теле нашем.
4:11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на чтобы и жизнь Христова открылась в смертной плоти нашей,
4:13 Но, имея тот же дух веры мы веруем, потому и говорим,
4:16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
4.18 не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
5.1 когда земной наш дом, на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
5:2 мы и воздыхаем из-за этой хижины земного тела, желая облечься в небесное наше жилище; 5:3 только бы нам и раздетым не оказаться нагими 5.4 хижине тела, воздыхаем под бременем, что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5.5 мы имеем от Бога залог Духа.
5.6 пока мы в плоти, мы устранены от Господа лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
5:9 всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
5:17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое
6:14 Что общего у света с тьмою?
7:1 очистим себя от скверны плоти и крови,
10:18 Не тот достоин, кто сам себя хвалит
11.2 представить Христу святою девою.
.11:13 таковые лжеапостолы (ψευδαπόστολοι), лукавые делатели, принимают вид
11:14 потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
12:2 Знаю человека восхищен был до третьего неба.
12:3 рай и слышал неизреченные слова,
12.7 ангел сатаны, мучить (κολαφίζη̣) 12.8 Трижды молил я Господа
13:1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
13.2 согрешившим не пощажу.
13.10 власти, данной мне Господом
О связности и общем смысле текста можете судить сами
Разбор:
1:1 Павел, Апостол Иисуса Христа, 1:2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1:3 Благословен Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия
Уже указывалось на то, что отцом евреям их библейский бог никогда не был, иудей своего бога отцом называть не смеет, и уж точно Иисус не Христос-Машиах, и не сын Яхве, бога без родственников[1].
2:14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания (γνώσεως) о Себе распространяет нами во всяком месте.
2:15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 2:16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь.
Опять-таки понятие спасения в иудаизме отсутствует в том смысле личного спасения, которое выработано богословием ортодоксальной церкви начиная со второго века – для евреев спасение есть лишь спасение народа Израиля от внешнего порабощения[2] . Также в Еврейской библии полностью отсутствует идея посмертного воздаяния, как хорошего, так и плохого[3].
3:3 вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Нового Завета, не буквы, но духа потому что буква убивает, а дух животворит.
Богословие отмены характерно для времен окончательного разрыва раннего христианства с иудаизмом во втором веке – но совершенно не характерно для иудеохристианства времен Павла середины первого века. Здесь намешано и о каменных скрижалях из библии, и отмена Закона, буква которого «убивает» - впрочем, с этим мы уже встречались в других посланиях
3:7 сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево
3:11, если преходящее славно, тем более славно пребывающее
Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали.
3:14 Но умы (νοήματα) ослеплены:
3:15 Доныне, покрывало лежит на сердце их; 16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
Речь здесь о проповеди иудеям и только иудеям? Их умы ослеплены, но уверовавшим в Иисуса-Машиаха Воскресшего откроется Истина.
3:18 Мы уже, открытым лицом, созерцаем Христа, мы преображаемся в тот же образ от славы Господа (телесное сияние лица Моисея – прим. мое) в славу, как от Господа духов («прибавив к этому духовное откровение и духовную лучезарность во Христе» - Тертуллиан).
4:4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога
«бог века сего ослепил» - это же гностический дуализм: есть бог духов, а есть – века сего, злой творец ущербного смертного мира. И как это гностическое богословие проникло в послания Павла в середине первого века? Никак.
4:5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, 4:6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием (γνώσεως) славы Своей в лице Христа.
Здесь, с нашей точки зрения, является интересной аллюзия (бог, повелевший воссиять свету: «3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» - это библейский Эл, который в библии появляется на главу раньше младшего бога Яхве) воплощения библейского бога в Иисусе, бесспорно определяемом Христом, то есть все тем же иудейским Машиахом. Это утверждение Павла слишком явно перекликается с Ин1:18: «Бога не видел никто никогда; Единственный Возлюбленный Сын явил его в Себе» - чтобы быть случайным. Очевидная связь этих двух утверждений относит стих 4:5 ко времени после написания евангелия Иоанна на рубеже первого-второго веков.
4:7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
Глиняные сосуды – аллюзия на сотворение богом Яхве человека из глины в райском саду. То есть, бог Павла – все тот же библейский Яхве, и никто другой – он же заодно и Отец «наш и Иисуса» - полный винегрет, который в голове иудея просто не уместился бы никогда.
4:10 …носим в теле мертвость Христа чтобы и жизнь Христова открылась в теле нашем.
То есть, если одному удалось воскреснуть, то может и нам удастся?
4:11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на чтобы и жизнь Христова открылась в смертной плоти нашей,
4:13 Но, имея тот же дух веры мы веруем, потому и говорим,
4:16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
4:17 не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
5:1 когда земной наш дом, на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
Никакого «дома на небесах» для иудеев их богом не предполагалось и не предназначалось, все это богословские мечты гораздо более позднего времени, намешанные на обрывках утраченной проповеди Иисуса о Царствии Небесном.
5:2 мы и воздыхаем из-за этой хижины земного тела, желая облечься в небесное наше жилище; 5:3 только бы нам и раздетым не оказаться нагими 5:4 хижине тела, воздыхаем под бременем, что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5:5 …мы имеем от Бога залог Духа.
5:6 пока мы в плоти, мы устранены от Господа 5:7лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
Вся эта пространная речь содержит в себе обоснование совершенно нового богословия, противоположного, в частности, проповеданному Павлом в Кор1 апокалиптическому ожиданию воскрешения мертвых на Страшный Суд во Втором Пришествии Иисуса. Здесь уже жизнь после смерти не откладывается до воскресения мертвых в «последний день», но прямо приурочивается к «спасению», которое теперь уже означает жизнь души после смерти в Царствии Божием для уверовавших в Иисуса без всяких ожиданий «последнего дня». Конечно, никакой самостоятельной жизни души после смерти где-то на Небе в иудаизме не было вплоть до девятого века нашей эры[4], и Павел-иудей, не слушавший никого, кроме себя самого, не мог эту идею почерпнуть ниоткуда, поскольку проповеди Иисуса о Царствии Небесном он не слышал, и с апостолами-галилеянами, бывшими ее носителями не общался никогда, это следует из его же презрительных заявлений в их адрес («Я не стал советоваться плотью и кровью и не пошел к … апостолам»)
5:9 всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
Это явный откат обратно в прежние апокалиптические ожидания, и выглядит вместе с предыдущим либо как грубая иудаизирующая вставка, либо как возвращение к первоначальному тексту, в который вставкой являются предыдущие стихи 4:7-5:2 – вместе рядом эти взаимоисключающие утверждения пребывать просто не могут, они противоречат одно другому слишком явно. К тому же грядущее воскресение предполагалось в телах, а вовсе не в противопоставлении «живя в теле». А также напомним, что посмертное воздаяние в библии отсутствует.
5:17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое
Новая тварь откладывается на «последний день» в апокалиптических чаяниях иудеев о новом нетленном мире, и это утверждение в отношении живущих выглядит явной натяжкой
6:14 Что общего у света с тьмою?
Предлагаю сравнить с Ин. 1:5 «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
7:1 очистим себя от скверны плоти и крови
Это заявление полностью противоречит утверждению Павла о «Плоти и Крови» в 1Кор 10:16 «Чаша благословения, Крови Хлеб, который преломляем, приобщение Тела» в рассуждении того, что, согласно синоптическим Евангелиям, Иисус предложил ученикам на Тайной Вечере под видом хлеба и вина Свои Плоть и Кровь, будучи ЖИВ, то есть – для вкушения, пусть и символически – свое тело живущего человека, а не Воскресшего в Нетленном Теле. Если для Павла плоть и кровь – это скверна, то как он мог предлагать их для приобщения к Иисусу в пище и питии?
10:18 … не тот достоин, кто сам себя хвалит, 11:2 …представить Христу святою девою.
Это особенно противоречиво смотрится вкупе с последующим 12:2-3, где Павел хвастается почем зря и собственной восхищенностью в рай и личными переговорами с Богом.
Что касается богословия «Святой девы» на которое намекает Павел, то оно развилось гораздо позднее времен Павла.
11:13 таковые лжеапостолы (ψευδαπόστολοι), лукавые делатели, принимают вид
Павел всех, кроме себя, считает лжеапостолами – при этом сам почему-то все время проповедует разное
11:14 потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
Отыскать источник этого устойчивого выражения, вошедшего в богословский обиход с легкой руки Павла нам не удалось: никаких «ангелов света» не имеется ни в библии, ни в других иудейских и раннехристианских источниках, кроме означенной цитаты.
Единственный намек имеется в «Апокалиписе (Откровении) Моисея» или «житии Адама и Евы», иудейском апокрифе предположительно середины второго века до н.э., когда в иудаизме уже преобладало влияние послепленного зороастризма, легшего в основу дохристианско-христианского гностицизма:
В Житии Адама и Евы Сатана является к Еве «приняв облик ангела» (λαβὼν σχῆμα ἀγγέλου) (Откр. Моис. 29, 12); «Сатана преобразил себя в светлость ангелов» (Satanas transfiguravit se in claritatem angelorum) (Vita, 9, 1); «явился Сатана в облике ангела» (τότε ὁ σατανᾶς ἐγένετο ἐν εἴδει ἀγγέλου) (Откр. Моис. 17, 1);
И тогда становится существенной малозаметная разница между «сиянием ангелов» (должны же они как-то отличаться от обычных людей?) и «ангелом Света» («вторыми светами» гностического Бога-Света): знавший апокриф Моисея был квалифицированным еврейским знатоком иудейских преданий, а апеллировавший к Богу-Свету – приверженцем гностических ересей.
Если попытаться разобрать «Ангел Света» на составляющие слова, то его можно понять в смысле: «ангел» - это божественный посланец (в библии – как правило, посланец Яхве из числа младших богов); а под светом в данном случае подразумевается сам Бог. Такое понимание Бога как Света, находим в зороастрийских верованиях, которые определяют верховного Бога, Ахура Мазду, как источник света, и опять-таки в обличаемых Иринеем гностических ересях. В частности, о ереси все тех же орфитов он сообщает: «Другие опять говорят чудовищное, именно, что в силе Глубины существует некоторый первый свет, блаженный, нетленный и безграничный; Он есть Отец всех вещей и назван Первым Человеком. Из него происшедшую мысль называют Его Сыном, и вот, говорят, - Сын человеческий, второй человек. Ниже их есть Св. Дух, и ниже высшего Духа отдельные стихии: вода, темнота, глубина и хаос, над которыми носится Дух, называемый у них Первою Женою. Когда же в последствии, говорят, Первый Человек с Своим Сыном возвеселился о красоте Духа, т. е. жены, и озарил Ее, то родил от Нее нетленный свет, третьего мужа, которого они называют Христом, Сыном Первого и Второго человека и Святого Духа, Первой Жены» (кн1 гл30, п 1).
«Ахамоф (Помышление горней Премудрости) же, учат они, освободясь от страсти, в радости начала рассматривать бывшие с ним светы, то есть явившихся со Спасителем ангелов, и совокупившись с ними, породила плоды по образу их, то есть духовное порождение, составившееся по подобию спутников Спасителя»
Также у Валентиниан появляется Отчий Свет, и еще много всего, связанного со светом, светами, ангелами и проч. То есть возможный источник выражения «Ангел Света» находим опять-таки в гностических ересях, восходящих к вавилонскому зороастризму – но никак не к Еврейской Библии и иудаизму в целом.
Напомним также, что в Прологе ев. Ин, считающемся «гностическим», есть также упоминание о Свете: «4 В Нем (в Слове) была жизнь, и жизнь была свет человеков.5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
То есть, можно считать доказанным, что написать в 2Кор 11:14 «сатана принимает вид Ангела света» иудей середины первого века никак не мог – если не считать «светоносность ангелов» равной «Ангелу Света».
12:2 Знаю человека восхищен был до третьего неба.
12:3 рай и слышал неизреченные слова,
Рай Еврейской библии находится на земле, в Междуречье Тигра и Евфрата, где, согласно Еврейской Библии, до сих пор в райских вратах стоит ангел с огненным мечом, чтобы не допустить туда посторонних. И никакого «третьего неба» в еврейских верованиях не было и не бывало вплоть до 5 века, к которому относится возникновение магического учения иудеев, Каббалы. Зато все эти «третьи» и прочие «небеса небес в изобилии встречаются в различных гностических ересях второго века.
ангел сатаны, мучить (κολαφίζη̣) Трижды молил я Господа
Ангел сатаны – это масло масляное, ибо сатана сам ангел, то есть посланец, младший бог, или, к примеру, Дух лжи: «20 и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; 21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так». Так что «Павел» понятия не имеет ни о ВЗ, ни о еврейской вере вообще.
13:1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
согрешившим не пощажу.
власти, данной мне Господом
Без комментариев, поскольку к богословию Павла отношения не имеет
Вывод: Ничего из написанного выше принадлежать Павлу-иудею середины первого века принадлежать не могло, это очевидно – особенно развитое здесь богословие спасения души к пребыванию в Царстве Божьем.