Шантаж, благородный протест или шантаж благородным протестом?
Районка попыталась разобраться в резонах людей, доставляющих нам вещи и продукты на своих стремительных электровелосипедах.
С 20 по 25 декабря курьеры планируют не только не выполнять заказы, но и блокировать кассы популярных сетей ресторанов.
Многие эксперты считают, что конфликт между бизнесом и профсоюзом курьеров назрел давно. Юрист и правозащитник Александр Некрасов сообщил Районке, что он давно предрекал подобную ситуацию.
«Монополизация рынка крупными компаниями не выгодна ни конечным потребителям, ни работникам компаний-монополистов. Отсутствие конкуренции негативным образом сказывается и на ценах, и на зарплатах. Когда Яндекс купил своего главного конкурента в доставках, стало ясно, что каким бы уровнем социальной ответственности не обладали менеджеры уважаемой компании, логика ситуации их заставит сократить издержки в тех сегментах, где, по их мнению, сделать это легче всего. Сотрудники без трудовых договоров, а часто и без соответствующих разрешений на работу для менеджеров передовиков сокращения издержек – легкая добыча», – считает юрист.
Но судя по реакции профсоюза курьеров, «добыча» оказалась не такой уж легкой. Профсоюз «Курьер» призвал своих членов с 20 по 25 декабря отказаться от выполнения заказов. В оргкомитете профсоюза уточнили, что в Москве в акции может принять участие свыше 600 курьеров, заодно предложив им «блокировать кассы ресторанов, чтобы оказать давление на партнеров Яндекса.
В профсоюзе недовольны «монополизацией отрасли» и тем, что после поглощения «Яндексом» в августе 2022 года сервиса Delivery Club курьеры, по словам активистов, стали получать «заметно меньше».
Впрочем, в «Курьере» признают периодические дополнительные выплаты от агрегатора, но подчеркивают, что «устали от нескончаемых подачек в виде бонусов». Профбоссы требуют вернуть оплату в 110 руб. за заказ, пересмотреть «жесткую систему штрафов», ввести «практику заключения трудовых договоров», а заодно уменьшить зону доставки — до 2 км для пеших курьеров, — со ссылкой на руководство профсоюза пишет КоммерсантЪ.
После пандемии многие москвичи вовсе перестали ходить в магазины, пользуясь услугой доставки. Курьеры настолько вписались в ландшафт Москвы и жизнь москвичей, что вряд ли удастся в обозримом будущем отказаться от этого удобства. Тем не менее, ближайшие несколько дней возможно придётся тряхнуть стариной и сходить в «Пятерочку» самостоятельно.
Фото обложки: inosmi.ru