Дорогие друзья!
Сегодня мы хотим представить вам статью о корейских чеболях, которую подготовила Алиса Бурдина. В ней вы узнаете об их истории, особенностях организации и роли в экономике Кореи.
Приятного чтения!
С уважением,
Команда "Диалоги о Востоке" x Алиса Бурдина
Многие, кто интересовался экономикой Южной Кореи, вероятно сталкивались с таким понятием, как чеболи, представляющие собой семейные конгломераты, в которых руководящие должности занимают родственники и ближайшие друзья директора. К ним относятся такие компании, как, например, всемирно известные Samsung, Hyundai Motors и др.
Первые чеболи начали появляться еще в 1938 году, когда на территории Кореи сохранялось единство между Севером и Югом, а сама она находилась под контролем Японии. Тогда у корейцев перед глазами был пример успешного менеджмента – дзайбацу, что в переводе с японского означает «управляемый семьей конгломерат».
До окончания Второй Мировой войны дзайбацу имели схожую организацию с корейскими концернами, однако после ее завершения Япония была вынуждена сменить модель на кэйрицу –руководимые опытными менеджерами компании, тесно связанные с крупным банковским капиталом. В то же время чеболи, ставшие одним из проводников «Корейского экономического чуда»,и по сей день сохранили первоначальную форму.
Семейные конгломераты Кореи имеют ряд особенностей. Начнем с того,что в чеболях есть доминирующий собственник, ограничена автономия генеральных исполнительных директоров, то есть некоторые их права, например принятие решений о перераспределении поступающих средств в компанию, притеснены, а роль и ответственность совета директоров, занимающихся подготовкой отчетности и контролем деятельности менеджмента, минимальна. Такжероль председателя вкомпании является весьма непрозрачной. Иными словами, официально он может иметь малуюдолю акций в уставном капитале, однако, являясь основателем или наследником компании, он де-факто становится ее главой. Связано это с перекрестнымвладением акций – схемой,при которой дочерние компании владеют акциями материнской компании. В этой ситуации материнская компания управляет дочерними, а дочерние – материнской. Получается замкнутая система, которая не дает возможности точно выявить, кто является владельцем бизнеса, а теневому владельцу бизнеса скрыться от кредиторов.
И, наконец, чеболи в значительной степени зависят от государства. Например, с того момента, как в 1961 году президент Южной Кореи Пак Чон Хи поставил под государственный контроль банковскую систему, он получил возможность влиять на чеболи с помощью банковского финансирования, сохранение же высокой роли государства в финансовой системе Южной Кореи отчасти поддерживает данную особенность.
По итогам 2021 года объем внешнеторгового оборота Южной Кореи составил 1 трлн 260 млрд долларов США, что позволило ей вновь занять 8 место среди крупнейших торговых держав в мире. Именно чеболи сыграли решающую роль в интеграции Кореи в мировую экономику, однако их структура оказалась лишь ограниченно способной обеспечивать экономический успех в долгосрочной перспективе, что связано с необходимостью поддерживать малый и средний бизнес, а также экономическую конкуренцию.
Так, с 2013 года правительство страны реализует курс на развитие «креативной экономики», предусматривающий оптимизацию условий для развития малого бизнеса и конкуренции. Однако в связи с деятельностью чеболей сегодня осуществление этой программы затруднено, поскольку чеболи занимают около 80% южнокорейского рынка, что снижает уровень конкуренции. Крупные конгломераты лишают малый̆ и средний̆ бизнес возможности интенсивного развития, их деятельность ведет к формированию дисбаланса в производительности и оплате труда в зависимости от размера предприятия.
Роль чеболей в экономике Кореи неоспорима, однако со временем развитие малого и среднего бизнеса, а также конкуренция со стороны корейских «единорогов»– компаний-стартапов, оцениваемых в 1 млрд долларов и выше, будут определять изменение расстановки сил на рынках Южной Кореи.
Библиографический список
1. Хайрутдинов Р.Р., Галиахметов А.В. Характерные особенности южнокорейских ТНК. Современные востоковедческие исследования. 2020; 1(3): 147–151
2. 45 гигантов и всего шесть «единорогов»: в чём феномен Южной Кореи, где много ИТ-корпораций, но мало известных стартапов // vc.ru URL: https://vc.ru/finance/91048-45-gigantov-i-vsego-shest-edinorogov-v-chem-fenomen-yuzhnoy-korei-gde-mnogo-it-korporaciy-no-malo-izvestnyh-startapov(дата обращения: 20.11.2022).
3. SouthKorea’sChaebol // BloombergURL: https://www.bloomberg.com/quicktake/republic-samsung (дата обращения: 20.11.2022).
4. Подоба З. С., Титова А. М. Чеболь как основа экспортно-ориентированной экономики Республики Корея // АЗИЯ И АФРИКА сегодня. - 2018. - №3. - С. 33–40.
5. Ли Чжэ Сун Крупный семейный бизнес Республики Корея: особенности корпоративного управления и роль в развитии национальной экономики // Вестник РУДН. - 2015. - №4. - С. 27–36.