В "Возвращении короля" Гэндальф встречает Короля-Чародея у разбитых ворот Минас Тирита. Назгул уверен в победе: "Старый глупец, это мой час! Неужто ты не в силах распознать смерть, даже когда она перед тобой?" Хвастовство ли это - или нечто большее?
На самом деле Гэндальф уже встречался лицом к лицу с Королем-Чародеем и его подручными. Это случилось на холме Заветерь, по пути в Ривенделл. Гэндальф остановился там, когда разыскивал Фродо и остальных. Кольцепризраки быстро обнаружили мага, но днем атаковать не решились и дождались ночи, когда их силы вырастали. Гэндальф отбился, хотя позже признал, что это далось дорогой ценой:
"Мне действительно пришлось тяжело. На восходе солнца я ускользнул и бежал на север. Я не мог надеяться сделать больше" (с).
Итак, вдали от Мордора Гэндальф Серый устоял против Короля-Чародея и еще 5 Кольцепризраков, но не победил. Наоборот, магу пришлось отступить. Ворота Минас Тирита защищает уже Гэндальф Белый - его силы выросли. Но Толкин пишет, что Король-Чародей тоже получил дополнительную силу от своего хозяина для атаки на Гондор. Это доказывает, что колдовская мощь Назгул прямо зависит от того, сколько вкладывает в них Саурон.
Мог ли Король-Чародей недооценить своего противника? Вряд ли. Кольцепризраки воспринимают незримый мир так же ясно, как сам Гэндальф - это их естественная среда обитания. Таким образом, магу просто невозможно скрыть свою силу от Назгул. Именно поэтому Гэндальф не пытается запугать Короля-Чародея, вся сцена очень похожа на противостояние с другим опасным врагом - балрогом.
У Короля-Чародея в тот момент было преимущество, и он это знал. Настал действительно его час. Способность Короля-Чародея внушать ужас оказалась сильнее ауры стойкости, которая сопровождала Гэндальфа благодаря кольцу Нарья. Даже люди, доказавшие свою устойчивость к страху (вроде рыцарей Дол-Амрота), либо бежали, либо спрятались. Мага бросили против целой армии во главе с полководцем, накачанным силой Саурона. Каким бы могущественным ни был Гэндальф Белый, он не мог победить вражеское войско в одиночку, и даже поединок стал бы тяжелым испытанием.
Однако схватки "тяжеловесов" не случилось. Король-Чародей остановился перед воротной аркой, когда сквозь тучи пробились солнечные лучи, и ветер донес звуки рогов. Испугался ли главный Назгул? Нет - он всего лишь вернулся на поле боя, чтобы переломить сражение в свою пользу и разобраться с магом позднее. Больше они не встречались. Можно ли сказать, что победа осталась за Гэндальфом? Думаю, да.
Гэндальф и Король-Чародей - как два полюса разных сил. Кольцепризраки сеют ужас, внушают, что Злу сопротивляться невозможно, а Гэндальф укрепляет сердца эльфов и людей на борьбу со Злом. Цель Гэндальфа (и всего Ордена магов) не в том, чтобы уничтожить Короля-Чародея, или остальных Назгул, или даже самого Саурона с помощью силы.
"Им было велено в скромных и слабых обличиях направлять эльфов и людей к добру советом и убеждением, стараться любовью и пониманием объединить всех тех, кого Саурон будет пытаться совращать и принуждать" (с) "Истари".
Какую роль играет Гэндальф в смерти Короля-Чародея на самом деле? На Совете у Элронда Гэндальф убедил включить Мерри в отряд, а не отправлять домой в Шир. В результате Мерри оказался на поле боя с арнорским клинком, зачарованным для борьбы с колдовскими порождениями Ангмара, бывших земель Короля-Чародея 👇.
Гэндальф исцелил Теодена и вселил в него и остальных роханцев мужество, чтобы дать отпор сначала Саруману, а затем Саурону. Если бы не действия Гэндальфа, Рохан никогда бы не пришел на помощь Гондору. Именно звуки роханских рогов заставили Короля-Чародея отступить от ворот Минас Тирита в момент своего триумфа.
Гэндальф не стреляет в Короля-Чародея белым огнем из посоха - магу это попросту не нужно, потому что действия, которые он уже предпринял, ведут к поражению Ангмарца. Его смерть от рук Мерри и Эовин во многом результат планов Гэндальфа. Это и есть истинная сила - победить в схватке, которой не было.
Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)