Я по-особенному отношусь к фильмам, поскольку они являются важным инструментом в кинотерапии. Хорошее кино может воодушевить или дать пищу для размышления, плохое – в лучшем случае сделать настроение подавленным, в худшем – не будем делать предположений.
На днях в зону моего внимания попал фильм «Расплата» (режиссер Гэвин О’Коннор). Его премьера состоялась в 2016 году.
Если Вы уже смотрели данный фильм, то поделитесь впечатлением в комментариях:
- Какое общее впечатление от просмотра фильма?
- Что показалось интересным, а что – нет?
- Как вам в целом главный герой?
Поделились? Отлично!
У фильма очень интересный слоган: «Просчитай свои шансы».
Главный герой фильма – Кристиан Вольф, роль которого сыграл Бен Аффлек – страдает аутизмом. Когда мальчик начинает вести себя не так, как другие дети, излишне эмоционально реагируя на свет, шум, родители везут его в медицинский центр, чтобы диагностировать, что с ним не так, где и узнают диагноз.
В стрессовых ситуациях (первый момент из фильма – когда он теряет фрагмент пазла; второй – когда обнаруживает, что все цифры, которые он старательно расписывал на стенах и стеклах в кабинете, будучи аудитором, стерты; третий – когда он оказывается раненным, на клиента, который отказался от его услуг аудитора, потому что Кристиан обнаружил аферу) Кристиан начинает нервничать и успокаивает себя, произнося детскую считалку про Соломона Гранди («Solomon Grundy, Born on a Monday…»). Делая лирическое отступление, должна сказать, что я очень удивилась, услышав ее, ведь мы ее учили в институте на занятиях по английскому. Какая встреча.
Несмотря на то, что родителям мальчика предлагают оставить его в детском центре, отец категорически против и считает, что нужно усиливать раздражители, которых Кристиан так боится, а также компенсировать его особенность развитием других навыков. Мать не выдерживает и оставляет семью.
Возможно, определяющим фактором в настойчивости отца стало то, что он беспокоился, что сын не сможет дать сдачи, если его вдруг обидят, или если другие люди им будут пользоваться. Редко кто из родителей, видя, что их ребенка обижают, привезут его к месту, где будут обидчики и скажут: «Давай сын, покажи им», однако его отец не из таких. Небольшая ремарка: прежде чем это сделать, мальчик занимается боевыми искусствами и изучает стоицизм, одна из основных идей которого заключается в опоре на себя. Это не случайно, потому что отец объясняет сыну, что обидчики плохо относятся к нему, потому что не понимают его, он для них другой и никогда не станет одним из них, однако это не значит, что Кристиан плохой.
Удивительно, что Кристиан, будучи не в состоянии распознать эмоции людей, о чем он признается однажды в беседе с Даной Каммингс, учится их определять из внешних признаков.
В фильме встречаются моменты, когда Кристиан слушает громкую музыку и смотрит на мигающие лампы. Такие действия он предпринимает, чтобы приучить себя к сенсорной перегрузке.
Имея аналитические способности, выросший мальчик становится бухгалтером. Он изучал бухгалтерский учет у Фрэнсиса Силверберга, бухгалтера семьи Гамбино, который впоследствии стал информатором ФБР. Гамбино, заподозрив своего бухгалтера в работе на ФБР, жестоко расправляются с ним, а Кристиан, будучи благодарен ему, как наставнику, не дает, чтобы это сошло им с рук и расправляется с ними.
В своей деятельности Кристиан сначала разоблачает финансовые обманы инсайдеров, часто работая на преступные и террористические организации, позже он решает начать сотрудничество с более чистой фирмой, однако важно не то, с кем он сотрудничает, а то, что он сам дает наводки проверяющим о тех или иных незаконных действиях или планирующихся сделках, а доходы, которые получает от своей работы, направляет на финансирование центра, куда его когда-то привезли родители на обследование.
Также, в процессе фильма можно заметить, что у Кристиана есть некая ассистентка, которая не раз не появилась в кадре, однако типо «ее голос» звучит по телефону, когда они обсуждают дела. Как можно догадаться в конце, это девочка, которая поступила в центр в одно время, что и он, но в отличие от него осталась там жить. Девочка, как тогда помогла маленькому Кристиану найти недостающий фрагмент пазла, так и в последующем оказалась весьма значимым звеном в его деятельности, несмотря на свою особенность и что в отличие от Кристиана у нее сохранились сложности с речью (голос она воспроизводила через компьютер).
Таким образом, подводя итог анализу фильма, можно отметить, что через сюжет красными нитями идут следующие тезисы:
- даже имея те или иные особенности, человек может развить себя, научиться;
- если человека не принимает общество, потому что он особенный, нужно научиться опираться на себя, да и, по крайней мере, в окружении все равно есть люди, которые в него верят;
- нужно помнить тех, кто сыграл важную роль в становлении личности человека (положительные персонажи).
Нашли в фильме какие-то еще тезисы? Поделитесь! Знаете еще фильмы, в которых отражены схожие психологические темы? Буду рада, если поделитесь в комментариях с примерами!
Благодарю за внимание!
P.S. Прочитали статью? Было бы здорово, если бы Вы поставили «лайк», чтобы я могла узнать об этом.