Китайская продукция популярна по всему миру и соответствует международным стандартам качества, а экспорт Китая оказывает большое влияние на мировой рынок и привлекателен для иностранных предпринимателей. Рассказываем, как бизнесу заработать на торговле с Китаем.
Почти до середины XX века Китай был аграрной страной. Экономика почти не развивалась, а богатые природные запасы не разрабатывались. Сегодня это одна из богатейших и перспективных стран с развитой экономикой. Международный бизнес в Китае поддерживается развитием новых перспективных направлений и возможностью закупок по низким ценам.
Товарооборот России и Китая
Несмотря на богатство и разнообразие рынка, экономика Китая нуждается во взаимовыгодном сотрудничестве с другими странами.
Сегодня Поднебесная стала производителем различных товаров в мире и поддерживает активную торговлю с другими странами. Китай не отреагировал на санкции и не прерывал экономических отношений с Россией. Наши страны находятся рядом, и доставлять грузы можно морем или по суше — по железнодорожным и автомобильным дорогам, а также по воздуху. Последний вариант самый дорогой.
Уход западных брендов из России стал возможностью для расширения бизнеса китайских компаний. «Пустоты» на российском рынке заполнились китайскими товарами, предпринимателями и фирмами. Кризисом воспользовались поставщики автозапчастей, продуктов питания и бытовых чистящих средств. Первостепенную роль здесь сыграли именно предприятия малого и среднего бизнеса.
Что китайцы любят в России?
По опросу китайцев, живущих в России, самые популярные продукты в Китае — шоколад (75,6%), мёд (75,3%) и молоко (73,8%).
Россия поставляет в Китай:
- нефть, нефтепродукты, природный газ и уголь — около 70% экспорта (почти 7,4 млрд $)
- медь и медную руду, свинцовую, железную и руды драгоценных металлов (1,1 млрд $)
- руды алюминия и черных металлов (1 млрд $)
- древесину, топливо и морепродукты
- промышленное оборудование
- сельскохозяйственная и целлюлозно-бумажная продукция
- зерновые культуры: пшеница, ячмень, удобрения
- потребительские товары и продукты питания
Какие товары выгодно ввозить из Китая
- техника, смартфоны, электротехническая продукция, бытовая техника
- текстиль, одежда и обувь
- автомобили, аксессуары и автозапчасти
- удобрения, бытовая химия
- косметика и хозтовары
- лекарства и медоборудование
- игрушки
- инструменты
- мебель
- с/х продукция
- драгметаллы и камни
Как построить бизнес с Китаем: товарные тренды
Что будут покупать в 2023 году? Как вычислить товарные тренды? Весь мир покупает у Китая дешевую и качественную продукцию. Малый и средний бизнес Китая пытается занять место ушедших из России западных компаний и брендов.
Что важно знать предпринимателю:
- Отслеживать товарные тренды из Китая — например, на крупнейших международных выставках, в Гуанчжоу, Гонконге, их разделяют по тематикам. Там можно выбрать категорию товаров, найти фабрику-производителя.
- Найти поддержку у государства: в Китае можно покупать оборудование взамен ушедших европейских производителей
- Работа с маркетплейсами стала одним из главных трендов товарного бизнеса в Поднебесной
- Товары из Китая позволяют работать с рентабельностью бизнеса от 20 до 30%
Как выбрать и освоить свою нишу
1. Продажа известного бренда
Товары из Поднебесной давно раскручены во всём мире. Например, раскрученные DJI, Xiaomi или Remax. Также китайцы производят реплики мировых брендов в три раза дешевле оригинала. В пиковые месяцы ваша прибыль может превышать вложения в 2-3 раза. Например, продажа украшений из серебра, похожих на изделия марки Pandora.
Также много компаний на внутреннем рынке РФ, которые производят продукцию в Китае, дорабатывают и делают упаковку товара более европейской, повышая цену товара. Люди привыкли покупать красиво упакованное, похожее на американские, европейские бренды.
2. Дистрибуция товара-стартапа
Продвигать китайский стартап небезопасно. Основной риск — отсутствие эксклюзивных прав на продажу продукции. Китайцы могут сотрудничать с несколькими посредниками, наблюдая, кто принесет больше денег. Минус такого способа — большие инвестиции в маркетинг.
3. Создание своего OEM-бренда
ОЕМ (original equipment manufacturer) – оригинальный производитель оборудования. Заказываете только изготовление товара на китайском заводе под своей маркой и сами занимаетесь дальнейшим продвижением бренда. Например, OEM-бренд подгузников.
Нужны предоплата еще до запуска производства, выбор завода производства, тестирование оборудования, общение с владельцем завода — придется лично посетить страну. Такой бизнес не сразу окупается. Но он более перспективен и безопаснее китайского стартапа или раскрученной продукции из Поднебесной. Риск потерять свои вложения минимален.
Идеи для бизнеса с Китаем
Одежда, обувь, аксессуары
Популярна продукция как китайских марок, так и реплики всемирно известных брендов. Можно возить то, что будет востребовано из-за ограничений на российском рынке: одежда для детей, обувь, аксессуары, бытовая техника, средства гигиены и т.д.
Автомобили, другие транспортные средства и запчасти
Продажа китайских автомобилей сейчас выгодна. Во втором квартале 2022 года доля импортируемых в Россию новых легковых автомобилей китайских брендов выросла с 28% до 81%. На рынок РФ вышел новый бренд Omoda и готовится выйти Hongqi. Также скоро появится новый китайский внедорожник Tank, а 2023 году Voyah. Доля китайских грузовиков на рынке РФ в июле 2022 выросла до 44%. Также можно ввозить автозапчасти.
Рис или чай, сладости или другие продукты, алкоголь
Рис занимает важную часть в структуре питания китайцев. Его экспортируют во многие страны Китай также является и импортером риса. Урожай риса здесь выше среднего по мировым показателям.
Культ чая в Китае зародился очень давно. Больше всего Китай экспортирует зеленый чай. За ним идут черный, жасминовый, улун, пуэр и другие виды чая. Кроме того, бизнесмены видят новые возможности в торговле в России продовольствием и алкоголем из Китая.
Фарфор
Китайская керамика и традиционная фарфоровая посуда отличается высоким качеством и пользуется огромной популярностью по всему миру, в том числе и в России. На сайте russian.alibaba.com есть описание китайских фабрик и их товаров, отзывы клиентов.
Туризм
Китай — популярное туристическое направление. Когда мы слышим о Китае, то в голове сразу всплывают рис, зеленый чай и Великая Китайская стена. Туры по стране активно рекламируют на популярных ярмарках и выставках. Российские туристы любят Китай. Особенно популярны урбанистический Гонконг и туры к Великой Китайской стене.
Возобновилось авиасообщение между Хабаровском и Харбином. В июне 2022 между Россией и Китаем открыли первый автомобильный мост, соединяющий Амурскую область и провинцию Хэйлунцзян — с ним путь из Благовещенска в Хэйхэ стал короче на 300 км.
Интернет-торговля китайскими товарами
Онлайн-торговля сейчас переживает период бурного развития, и самым популярный стартап —интернет-магазин товаров китайского производства.
- Спрос на товары определить по запросам товара в сервисе Яндекса Вордстат. Также на Wildberries внутренняя аналитика покажет, какие товары в дефиците и пользуются спросом.
- Продукция не должна обладать избыточной конкуренцией. И должна быть качественной. Это сохранит ваши деньги и имидж
- Заказывать продукцию — на маркетплейсе 1688. Это внутренняя китайская площадка, прародитель Алиэкспресс
● Второй ресурс для поиска поставщиков — сайт гонконгской выставки Global Sources. Посмотрите раздел «новинок» с предложениями от китайских фабрик, которые предлагают купить образцы товара. На выставке — 35 тыс. фабрик с предложением работать напрямую
● Можно выбрать компании с остатками на складах и сразу купить товар, можно оставить заказ и получить товар позже
Мебель и бытовая техника
В связи с уходом крупных мировых брендов с рынка РФ мебель китайского производства может стать привлекательным товаром. Также российский ассортимент пополняется новыми китайскими брендами техники для дома: Schaub Lorenz и Korting, скоро будут поступления Kimtigo, Akimojeba, Domfy и Chuwi на рынок России.
Химия
Сюда входят все средства и химическая продукция: удобрения, бытовая химия и другое. Потребители уже привыкли к покупке китайской продукции. Ассортимент включает стиральные порошки и жидкости, средства для мытья посуды и др.
Высококвалифицированные кадры и юристы
Постоянно расширяя производство, Китай нуждается в экспертных иностранных кадрах. Инженеры-нефтяники, энергетики, медики, IT-специалисты экспортируют в Китай свои знания и труд. И наоборот, китайские специалисты подходят в качестве новых сотрудников в российскую компанию.
Некоторые юридические фирм из Китая и Гонконга намерены выйти на российский рынок и занять место американских компаний, ушедших из России. Например: Zhong, LT Lawyers и CFN Lawyers.
Производство
в Россию приходят компании Из Китая: металлургическая Xibao Group планирует в Липецке завод; автоконцерн Sokon намерен запустить под Липецком производство электрокаров; строительный концерн CCCC Dredging Group помогает в дноуглубительных работах в Волго-Каспийском канале.
Инновации и «умные» товары
Беспроводной фен, растения с подсветкой, которая стимулирует их рост, йога-сумки, сенсорные ведра, подвесные ведра на кухню — тренды среди новейших товаров 2023 года.
Микросхемы и смартфоны
Поставки микросхем из Китая за первые пять месяцев 2022 года выросли более чем в два раза по сравнению с тем же периодом 2021 года. В дополнение популярных китайских смартфонов, сегодня на рынок приходят и малоизвестные бренды: Realme, Vivo, Mi, Tecno, Infinix, iTel стали лидерами продаж в РФ.
Банкоматы
Российские банки уже начали закупать банкоматы или пока только думают о таких закупках из Китая. Такая перестановка — из-за отказа американских производителей поставлять и обслуживать АТМ.
Шаги по созданию бизнеса с Китаем
- Выбрать схему бизнеса: дропшиппинг, продажи через интернет-магазин, соцсети, маркетплейсы, либо оптовая торговля, совместные покупки
- Выбрать налоговый режим
- Выбрать нишу, товар и наладить контроль за качеством
- Найти поставщика и организовать поставки из Китая
- Проверить партнера в Китае, провести переговоры с поставщиком и заключить договор
- Подготовить все к закупке, отплатить товары поставщику
- Организовать доставку из Китая до склада и пройти таможенный контроль
- Пройти валютный контроль после оплаты товара китайскому поставщику
- Дождаться доставки товаров
- Найти покупателя и выйти для продажи на маркетплейс или другие интернет-площадки
- Нанять эффективную команду по продвижению
Перечислили базовые идеи и шаги для тех, кто хочет построить бизнес с Китаем. Всё это нужно тестировать — анализировать конкурентов в регионе, потребности рынка и ожидаемый спрос, составлять детальный бизнес-план и отслеживать тренды.
Мы поддерживаем российских предпринимателей и готовы помочь реализовать любой бизнес-проект с Китаем.
Чтобы узнавать про возможности для предпринимателей по всему миру и читать полезные новости, подпишитесь на наш канал «Открытие для бизнеса».
ПАО Банк «ФК Открытие» (банк «Открытие»). Генеральная лицензия Банка России № 2209 от 24.11.2014. 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4. Подробная информация о продукте (услуге) — на сайте open.ru/sme. Реклама. 0+