Найти тему
SMM-склад

Telegram в условиях СВО: Российский VS украинский

Оглавление

Авторское исследование блогера Руслана Маслова.

Специальная военная операция поспособствовала тому, что телеграм стал медиаплощадкой №1 для узнавания новостей. В России появилась негласная группа "военкоров", взявших повестку в свои руки, на Украине топами телеграма стали чиновники разного уровня и блогеры/активисты. Посмотрим, как со временем менялась их популярность, и как это связано с состоянием дел на фронте. Анализировал все через сервис tgstat.

Александр Сладков.
Александр Сладков.

При анализе руководствовался популярностью авторов и их постов.

Из российского телеграм взял каналы: Kotsnews, Colonelcassad, Поддубный |Z|О|V| edition, Сладков+, Старше Эдды, WarGonzo, Операция Z: Военкоры Русской Весны, Владлен Татарский, Александр Ходаковский

Евгений Поддубный.
Евгений Поддубный.
Александр Коц.
Александр Коц.

Из украинского: Лачен пише, Zelenskiy/Official, Віталій Кім/Миколаївська ОДА, Pravda Gerashchenko, Arestovich/Official, Євген Карась, Віталій Кличко, Сергій Притула, Андрій Єрмак.

Владимир Зеленский.
Владимир Зеленский.
Віталій Кім/Миколаївська ОДА
Віталій Кім/Миколаївська ОДА

В обоих случаях брал только каналы "с человеческим лицом", поэтому туда не попали ни украинская сетка "Труха", ни российские Readovka или Рыбарь. Отмечу, что в России каналы с понятными читателю авторами более популярны, чем на Украине, где лидируют больше анонимные группы авторов (Труха, Зе Рада, Легитимный и тп)

В начале проанализируем российских военкоров

Для нетерпеливых сначала вывод. Ниже много интересных таблиц.

Военкоры с началом СВО стали главной медиасилой в стране. Практически каждый из разбираемых российских блогеров набирает сотни миллионов просмотров в месяц. При этом ядро людей, которые подробно следят за СВО в телеграме через военкоров равно примерно миллиону человек. В целом оно растет, но даже явления, увеличивающие число невольных интересантов СВО (например, частичная мобилизация и семьи мобилизованных) больше не делают этот рост скачкообразным и равносильном весеннему. Скорее всего на эту группу блогеров суммарно подписано около 2-3 млн уникальных пользователей, для которых военкоры являются топикстартерами сводок с фронта. Отмечу, кроме военкоров есть Медведев, Кадыров и другие ЛОМы, военкоры с небольшими аудиториями и новостные агентства, которые сильно увеличивают число интересующихся СВО, поэтому цифра в миллион относится только к указанным блогерам.

Военкоры за этот год не потеряли лица, скорее наоборот, они приобрели авторитет. Им доверяют. Отписок мало даже в периоды затишья на фронте. Да, скорее всего есть небольшая тенденция заноса их в "архив", но она слабо выражена и скорее связана с обилием однотипной информации, а не с уровнем доверия. Новые лица в этой сфере появляться могут, но кого-то популярнее уже существующих военкоров мы вряд ли увидим.

Разбираем показатели подробно

На начало года на военкоров суммарно было подписано около 450 тыс человек. До конца февраля динамики роста практически не было, но с началом боевых действий и с последующим закрытием ряда соцсетей к 1 июня эта цифра выросла более чем в 10 раз до 5,7 млн. Конечно, аудитория у них сильно пересекается, и её смело можно делить как минимум на 3. Тем не менее очевидно, что это главная медиасила в российском телеграме на начало зимы 2022-2023.

Вплоть до сентября было летнее затишье, но, отход войск в Харьковской и Херсонской областях и частичная мобилизация не только взбудоражили общество, но и добавили указанным военкорам суммарно еще +2 млн подписчиков.

-6

При этом очевидно, что второго роста в разы, как было весной у военкоров не будет. Это понятно и по общему числу пользователей телеграма в России и из нехитрой таблицы ниже. В ней указано сколько % от числа подписчиков смотрит этот тг-канал. Чем больше число, тем больше вероятность роста канала в следующем месяце. Из этого графика пришлось исключить Ходаковского, т.к. его "шип" сделал бы её не такой наглядной. Но суть понятна.

Могут ли появиться новые популярные военкоры? Могут.

Могут ли они стать очевидно популярнее уже действующих? Вряд ли.

-7

Если посмотреть более детализированно на графики числа подписчиков каждого канала, то увидим, что при переходе СВО в стадию рутинизации люди постепенно начинают отписываться от части топовых военкоров, но это все в рамках погрешности. Теоретически это значит, что за это время блогеры не потеряли свою ядерную базу, которая готова их читать.

-8

То что число подписчиков растет при активизации боевых действий и расширении числа задействованных в СВО логично. Но читают ли эти подписчики новости военкоров? Может их каналы просто засовывают в архив? Разберем.

Посмотрим на среднее число просмотров постов в месяц. Средняя цифра растет близко к пропорции роста подписчиков. Заметен огромный взлет Ходаковского осенью и две волны у всех военкоров. Они так же соответствуют активным фазам боевых действий (март-май и октябрь-ноябрь). При этом видно, что почти все утыкаются в некий потолок и дальше не растут. Судя по всему, ядро людей, читающих все об СВО в телеграме от указанных военкоров и живущих этой темой составляет сейчас около миллиона человек. Беру из расчета, что один человек вполне может пристально следить за 2-3 каналами. Больше сложно физически.

-9

Кому-то возможно будут интересны графики суммарного числа просмотров по месяцам, а также частоты постинга военкорами. Можно отметить, что с началом перехода инициативы на фронте к Украине, частота постов в целом немного снизилась, но сумма просмотров стала даже выше.

-10
-11

Анализ украинских ЛОМов

Для нетерпеливых сначала вывод. Ниже много интересных таблиц.

На момент начала СВО украинских ломов в телеграме можно сказать, что не было. У президента страны было лишь 50 тыс. подписчиков, у остальных еще меньше. С началом боевых действий лидерами среди телеграм-блогеров стали украинские официальные лица (президент, мэры). Вместе с тем "очарование" подписчиков у них быстро прошло, и начиная с апреля-мая эти лидеры мнений стали катастрофически терять свою аудиторию. Их с первых мест вытеснили информационные новостные сетки, и другие блогеры ( в т.ч. пророссийские), которые сейчас оказывают огромное влияние на украинскую повестку.

Главными факторами такой ситуации стали языковой вопрос (украиноязычные спикеры отталкивают от себя тех, кто привык думать на русском), стремление людей к объективной и адекватной информации в условиях тотальной цензуры и репрессий по идеологическим мотивам, привыкание и последующее отторжение аудитории к ежедневным почти одинаковым речам первых лиц, ну и, конечно, конкуренция со стороны пророссийской точки зрения, которая, как правило куда более объективна и аргументирована.

Теперь подробнее. Анализ числа подписчиков

На начало 2022 нынешние украинские лидеры телеграма были слабо представлены в мессенджере. Главным блогером был Зеленский, у которого было чуть больше 50 тыс. подписчиков, а суммарно на разбираемых блогеров было подписано лишь 120 тыс. человек. Массовый приход в телеграм случился в марте-апреле, когда стало очевидно, что СВО не закончится крайне быстрым разгромом Украины, а российская медийка обходит украинскую в телеграме. В абсолютных цифрах число подписчиков к маю прибавило 4,5 млн.

Следом за успокоением ситуации на фронте, падением антивоенной горячки у ломов и кризисом украинских блогеров, имеющих отношение к власти, вплоть до октября шло падение числа подписчиков, но успехи на фронте под Харьковым и Херсоном вновь начали возвращать украинских ломов на восходящий тренд по подписчикам.

-12

Если мы разберем каждого блогера по отдельности, то видим, как, начиная с апреля-мая крупные государственные руководители теряют львиную часть своей аудитории. Со своих пиков в апреле мае и до октября они потеряли:

Зеленский - 500 тыс. или 30% своих подписчиков

Виталий Ким (губернатор Николаевской области) - 265 тыс. (30%)

Виталий Кличко (мэр Киева) - 560 тыс. (75%)

Антон Геращенко (советник министра МВД и создатель сайта миротворец, куда поместили и вашего покорного слугу) - 130 тыс. или 20% подписчиков.

Суммарно на четверых они в моменте теряли почти 1,5 млн подписчиков, т.е. около 40% от их общего числа! Это можно связать с падением интереса и доверия к ним, как к источникам информации, и с рутинизацией событий на фронте. В это же время растет интерес к другим блогерам, в т.ч. окологосударственным, которые либо просто пишут новости, либо формируют идеологические установки/занимаются, как активисты помощью укр.армии

-13

Из графиков ниже можно сделать вывод, что "популярность" и виральность блогеров-чиновников велика в кризисные моменты. Посты Зеленского и Кличко относительно их аудитории крайне широко расходились в моменты начала СВО и при начале российской бомбардировки энергообъектов на Украине. Но других ярких всплесков ни у кого нет

-14
-15

На графике ниже видна динамика среднего числа просмотров на пост. По сравнению с мартом больше всего просел Зеленский. В среднем его пост набирает в 3,5 раза меньше просмотров чем весной. Даже Кличко упал всего в 2 раза. При этом постоянный рост демонстрируют блогеры нечиновники. Самый яркий пример 23-летний Игорь Лаченков (Лачен Пише), который, конечно, сейчас пишет далеко не в одиночку, но является лицом канала.

На мой взгляд его популярность отражает мировоззрение значительной части молодой украинской аудитории. Ему 23, его взгляды формировались в послемайданные времена (во время Майдана ему было 14), когда среди части украинских активистов стало модным ненавидеть Россию, говорить на украинском, и желать Украине судьбу Польши или Прибалтики (не подозревая, что она незавидная). В общем яркий пример формирования госполитики ненависти среди молодежи.

-16

Суммарное число просмотров. Обращает на себя внимание, как сдал Зеленский, который пропустил вперед не только Лаченкова, но даже и Геращенко. Все остальные ломы сильно отстают

-17

Отмечу, что в отличии от российских военкоров, на Украине среднее число постов в месяц у ломов величина близкая к постоянной. Исключением стали только Лачен и Карась, чья активность постоянно падает.

-18