Найти в Дзене
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Наталия Ивановна Загряжская - Гончарова. Ее тайны и ее жизнь.

(родилась 22 октября 1785 года - умерла 2 августа 1848 года.) …С самого начала ее жизнь была прочно окутана дымкой путаницы и тайны. Она -незаконнорожденная дочь генерал - полковника жуира и повесы, Ивана Загряжского и лифляндской баронессы Эфрозинии - Ульрики де Поссе, урожденной Липгардт, чья редкостная красота поражала всех, видевших ее и порождала неувядаемые легенды. Полковник Загряжский познакомился с баронессою на балу и не захотел больше отпустить от себя. Вспыхнул роман такой силы, что баронесса оставила семью и дочь и последовала за бесстрашным красавцем в неизвестные для нее Тамбовские края. Именно туда привез занемогшую от бремени , растерянную Ульрику, с душою "нежнейшей ундины", беззаботный полковник, представил ее ошеломленной супруге Александре, и отбыл обратно в полк..... Ульрика - Эфрозиния осталась в имении обманувшего ее любимого на правах приживалки и подруги... Александра Загряжская жалела прелестную баронессу и представляла соседям своей дальней родственницей...

(родилась 22 октября 1785 года - умерла 2 августа 1848 года.)

…С самого начала ее жизнь была прочно окутана дымкой путаницы и тайны.

Она -незаконнорожденная дочь генерал - полковника жуира и повесы, Ивана Загряжского и лифляндской баронессы Эфрозинии - Ульрики де Поссе, урожденной Липгардт, чья редкостная красота поражала всех, видевших ее и порождала неувядаемые легенды.

Полковник Загряжский познакомился с баронессою на балу и не захотел больше отпустить от себя. Вспыхнул роман такой силы, что баронесса оставила семью и дочь и последовала за бесстрашным красавцем в неизвестные для нее Тамбовские края. Именно туда привез занемогшую от бремени , растерянную Ульрику, с душою "нежнейшей ундины", беззаботный полковник, представил ее ошеломленной супруге Александре, и отбыл обратно в полк.....

Ульрика - Эфрозиния осталась в имении обманувшего ее любимого на правах приживалки и подруги... Александра Загряжская жалела прелестную баронессу и представляла соседям своей дальней родственницей.... Спустя несколько месяцев Ульрика родила малышку, которую назвали Наталией. Она получила фамилию Загряжская, отчество «Ивановна» и часть родовых земель в наследство, вместе с сестрами по отцу, Софьей и Екатериной. Все это дополнялось в ней красотою и грацией, которой не было сравнения!

Ее мать, баронесса Ульрика фон Поссе, умерла два года спустя после рождения девочки. Родная семья баронессы давно отказалась и от беглянки и от ее незаконного ребенка. Девочка росла в приемной семье, тщательно пряча от посторонних и свое духовное одиночество, и свои мечты, и свои желания.

Александра Степановна Загряжская дала девочкам своим отличное воспитание. Они умели держать себя в обществе, прекрасно рисовали и музицировали, владели русскою и французскою грамотой, легким слогом и основами арифметики.

Умение вести хозяйство и проверять счета за управляющим в те времена считалось едва ли не редкостью для барышни. Но Натали Загряжская именно своим умением играть в шахматы поразила двор императора Александра Первого и его прелестной супруги Елизаветы Алексеевны….

Да. Еще… Натали Загряжская осмелилась быть красивее императрицы. Или же - умнее? За нею тотчас принялся ухаживать негласный фаворит государыни, пылкий и увлекающийся, бесстрашный кавалергард Алексей Охотников. Она так легко его пленила, дочь легендарной ундины -Ульрики!

…И уже вскоре самая красивая из всех фрейлин государыни Элизы выходила замуж в ожерелье и серьгах, подаренных ей императрицею, За прекрасного ликом, как Антиной, московского дворянина, секретаря губернатора, наследника огромного калужского имения и парусиновой фабрики, Николая Афанасьевича Гончарова. Казалось, все случилось по взаимному чувству и влечению.

На свадьбе присутствовал весь Двор, венчание проходило в дворцовой церкви. А затем молодые уехали в Москву. И Наталия Ивановна вмиг оказалась хозяйкою - затворницей в огромном доме, на Малой Никитской, что со всеми службами и строениями занимал собою целый квартал…

А еще были усадьбы в Калужской губернии: Полотняный Завод, Ярополец, фабрика, земли.

Пошла от забот кругом голова. И пошли, один за другим, дети.

Их было семеро. Поначалу Николай Афанасьевич прилагал немалые усилия к ведению хозяйства и все шло хорошо. Но он стал злоупотреблять «простым вином до семи стаканов в день». Впал в меланхолию, что чередовалась гневностью и бурными припадками.

Несчастного пьяницу - барина, по решению домашнего врача, изолировали от семьи в отдельный флигель с прислугою.

В редкие минуты просветления ума он искусно играл на скрипке, писал извинительные письма супруге и строгому отцу и пытался вести домашние счета.

Основная тяжесть управления имениями и воспитания детей легла на хрупкие плечи Натальи Ивановны.Она не растерялась, но стала замкнутой, придирчивой к слугам, властной и строгой с детьми. Могла отхлестать по щекам за малейшую провинность и дерзкий взор.

Госпожа Гончарова старалась до ночи заниматься счетами, писать приказы управляющим, играть сама с собою в шахматы. но иногда могла и выпить вина. С годами - все более и более.

Еще одна извинительная слабость была у Наталии Ивановны - управляющий Душин. Он так образцово управлял ее имением, что к концу жизни она оказалась почти разорена.

Тем не менее, любящая госпожа написала трогательную эпитафию в стихах на его могиле с роскошным памятником…. . О, да…

Она умела писать и элегии, когда хотела.

Детям своим, по традиции семьи, Наталия Загряжская дала хорошее образование. Но к мальчикам более благоволила. Из них, по фамильному устроению, старший управлял неделимым имением: майоратом. Сергей служил в гвардии, что ей совсем недешево обходилось. Но она не жалела…..

С устройством судеб дочерей повезло ей меньше и с зятьями -тоже… Вспыльчивый франт и повеса Пушкин, избранник красавицы Натали, младшей, немного пугал ее - так легко жонглировал словами. И так странно и пристально смотрели на нее его светлые, голубые глаза, цвета летнего неба или спокойного моря.

Бездонные глаза. Они читали и в душе ее и в сердце до самого дна… Иногда она ежилась от взгляда - так неловко ей было.

Но глаз - не отводила.

Напротив, все чаще колко обвиняла Александра в беспечности, ненадежности, азартности в картах, и холодности к дочери, отказывала им в помощи и содержании, словно позабыв, что именно Пушкин дал будущей невесте деньги на приданное: свыше тридцати тысяч серебром, заложив родовое имение Кистеневка.

Долг Гончарова зятю так и не вернула, но когда осиротели дети Натали и Пушкина, предоставила им кров и содержание и настаивала на том, чтобы Ташенька разобралась с долгами по Михайловскому. Чтобы дети могли иметь свой угол и хранили память об отце в собственном, родовом имении.

Вместе они составляли прошения в Опекунский совет и на имя министра Двора и неустанные хлопоты не остались бесполезными. Имение вернули семье, очистив от долга.

-2

Легкий, изящный слог служил безупречную службу Наталии Ивановне и при ее письменном общении с несчастной маленькой смуглянкой Катрин, старшей ее девочкой, женою Жоржа Д Антеса -убийцы мужа младшей….

Неисповедимы пути Господни! Одна лишь Наталия Ивановна из всей семьи Гончаровых поддерживала связь с бароном Жоржем Д Антесом после смерти Катрин и даже предложила зятю привезти детей в Россию - для воспитания.

Барон Жорж почтительно отказался от предложения «дорогой maman», но до самой смерти Наталии Загряжской и долго еще - после - требовал от гончаровского майората выплат содержания для сирот, хотя сам был отнюдь не нищим.

Под грузом жизненных невзгод, испытаний, впечатлений Наталия Ивановна становилась все более замкнутой, нетерпимой к чужим слабостям, религиозной. Всем развлечениям она предпочитала теперь уже не игру в шахматы или писание дневника, а богомолья, поездки в дальние монастыри, обители святых отцов, скиты. Никто не смел ее осуждать.

Семья смиренно принимала ее чудачества и недостатки, ибо понимала сколь тяжело быть незаурядною женщиной в обществе с патриархальными порядками. Прощали ей и неизменное ее пристрастие к вину, увы!

Наталия Ивановна умерла внезапно, от удара (инсульта) во время поездки в старинный Иосифо - Волоцкий монастырь на богомолье. Могила ее утеряна в вихре времени, не сохранилась.

Было ей от роду всего шестьдесят два года,но в поблекшей и грузной женщине с батожком никто бы уже не узнал пленительной и нежной ундины александровского времени, фрейлины Двора, Натали Загряжской…

Увы, времена безжалостны!