Новый год – первый и, должно быть, самый главный праздник для детей и взрослых в году. Вспомним, как волнуются дети в ожидании елки с подарками. И взрослые, конечно, с легкостью поймут детей, ведь они сами когда-то были детьми.
Традиция встречать Новый год с украшенной елью пришла к нам из Германии. Первая публичная елка появилась в Санкт-Петербурге в 1852 году в здании Екатерининского вокзала. Затем елки стали устраивать в зданиях дворянских, офицерских и купеческих собраний, театрах, клубах, и других общественных местах.
О том, когда и где в Самаре стали устанавливать первые елки достоверно неизвестно. Скорее всего, их начали устанавливать при губернаторе Константине Карловиче Гроте в здании дворянского собрания. Кстати, по национальности он был немцем.
В канун нового 1854 года Константин Карлович пригласил всех дворян и высших чиновников с их семействами в Дом губернатора.
Вот что сообщала об этом газета «Самарские губернские ведомости»:
«В 9 часов вечера (31 декабря) ярко был освещен весь дом, им [Гротом] занимаемый, и скоро наполнился гостями. В 10 часов загремела музыка и мы, два часа, почти беспрерывно, любовались стройностью прелестных дам, зефиром по паркету скользивших в кадрилях, кружившихся в галопах польках, мазурках и вальсах…
Но вот пробило 12 часов. Радушный хозяин приказал подавать гостям шампанское; все поздравляли Его Превосходительство с Новым годом, чокались взаимно бокалами, поздравляли друг друга с Новым годом, с новым счастьем».
Из заметки также можно узнать, что 1851 год в Самаре не встречали по причине того, что «все и вся готовились к открытию губернии», а два последующих года самарское общество встречало в здании Дворянского собрания.
К началу ХХ века встречи Нового года стали для самарцев обыденным явлением. Например, «с бокалом шампанского и со скандалом» горожане встречали 1913 год в театре-цирке «Олимп»:
И мы, самарцы маху не дали. Встретили Новый год, что называется с помпой. С громким «ура»! С бокалом шампанского и со скандалом.
Стены «Олимпа» дрожали от шума и грохота, от безшабанного, безудержного веселья, когда после окончания поставленного в этот вечер фарса «Фиговый листок» в театре начался новогодний маскарад.
Разноцветное домино, клоуны с бубенцами и без бубенцов, причудлиые, ничего не обозначающие костюмы и костюмы оригинальные – все мешалось в пестрой толпе новогодних масок.
По окончании маскарада за костюмы наиболее оцененные публикой были выданы призы.
Мужской приз (золотые карманные часы) получила «балканская война», а женский приз (золотой браслет) был выдан за костюм «Бабочка».
Самарское общество во всех его слоях немало веселилось на елках, танцевальных вечерах и маскарадах. Но все же особое внимание уделялось устройству елок для детей.
Например, программа детского праздника для городских служащих в 1916 году выглядела так:
1) Детские игры, хоровое пение, живые картины, декламация детей.
2) Музыкальные клоуны из труппы самарского общества любителей литературы и искусства.
3) Танцы.
4) Гусляр и квартет балалаек.
5) Рассказчики.
Состоявшийся праздник прекрасно проиллюстрировала газета «Волжский день»:
На третью елку, устроенную 6-го января для детей служащих и рабочих городского самоуправления, собралось до 350 ребятишек. Прекрасно освещенная, высокая думская зала дала маленьким гостям полную возможность на славу справить свой детский праздник. Пройдя процессию со звездой под марш духовой музыки к елке, они, словно вереницей веселых бабочек, закружились в хороводных играх вокруг нарядно убранной елки, похожей на пышный куст волшебных цветов, оглашая зал своими звонкими радостными песнями. Прекрасен был «танец снежинок», выполненный детьми под звуки оркестра. Устав от игр, малыши с любопытством рассматривали картины, которые художник-монументалист изготовил им к их изумлению, в одну-три минуты. Затем играл гусляр, после которого игры продолжались в звериных масках.
В отдельной комнате детям показывали в стереоскопах разнообразные географические картины, а в комнате сказок рассказывали сказки.
По окончании подвесных игр, были показаны с импровизационной сцены весьма удачно обставленные живые картины: «Молитва», «Морозко», «Смерть Сусанина» и др.
В перерывах между развлечениями детям был предложен чай, бутерброды и печенье, а перед уходом домой они были снабжены гостинцами.
По окончании елки, председатель организационной комиссии в прочувствованных словах благодарил от имени организаторов детского праздника, всех сотрудников – воспитателей и воспитательниц.
Пользуясь случаем, уважаемые читатели, хотим поздравить Вас с наступающим Новым годом и привести одну цитату из «Самарских епархиальных ведомостей»:
«Новый год есть для всякого благоприятный случай к новым подвигам, к новым заслугам, благословенный случай к продолжению добрых намерений,... для всех случай к исполнению своих обязанностей».
Познакомиться с книгами можно в Самарской областной универсальной научной библиотеке.