Найти тему

Учения авиаторов над императорскими резиденциями

В начале 1910-х годов отечественная военная авиация еще делала первые шаги. Аэропланы первоначально, наряду с аэростатами, рассматривались как средство наблюдения. В 1911 году они впервые участвовали в больших маневрах Петербургского военного округа (район проведения ограничивался на севере: линией Царское Село – Дятлицы - Б. Корчаны; на западе: Б. Корчаны - Молосковицы; на юге: Молосковицы - Дивенская; на востоке: Дивенская – Гатчина - Царское Село).
Военные силы, участвовавшие в маневрах, были разделены на Западный («красный») отряд и Восточный («синий»). Как отмечалось в книге «Воздушная разведка. Сборник военно-исторических примеров», Москва, 1938, составленной комбригом А.Н. Лапчинским, сторонам были подчинены следующие воздушные средства: «Западному корпусу — авиационный отряд из 6 аэропланов (5 Фарманов и 1 гоночный Блерио) с обозом из 2 грузовиков, 1 санитарного и 1 легкового автомобилей.
Восточному корпусу был придан такой же авиационный отряд. Кроме того, ему были приданы управляемый аэростат «Голубь» и змейковый аэростат, расположенные у Сализи.

Е. В. Франциссон за работой в самолете. 1915-1917. На фото изображен биплан «Вуазен».  из фондов ГМЗ «Царское Село
Е. В. Франциссон за работой в самолете. 1915-1917. На фото изображен биплан «Вуазен». из фондов ГМЗ «Царское Село

В западном корпусе на каждом двухместном аэроплане находилось по одному наблюдателю — офицеру генерального штаба; в восточном корпусе каждому летчику на Фармане был придан солдат-механик. Наблюдателями на управляемый аэростат «Голубь» и змейковый аэростат были назначены офицеры генерального штаба» (С. 26).
Для отличия аэропланов разных отрядов были применены специальные обозначения, нанесенные на крылья. Как следует из приказания по лагерному сбору от 12 августа 1911 г. №93, главнокомандующим Петербургского ВО было приказано объявить, «что на корпусном маневре с 20 по 23-е августа в составе отрядов будут участвовать аэропланы.
Отличительные знаки на аэропланах будут следующие:
В западном (Красном) отряде, на левом крыле – номер, а на правом – точка.
В Восточном (Синем) отряде, на левом крыле – номер, а на правом - тире». (РГВИА. Ф. 3612. Оп. 1. Д. 21. Л. 336).
Что касается действий авиации в составе этих отрядов, то известно, что «к 20 августа части заняли исходное положение.
Авиационный отряд «синей» стороны расположился в Гатчине в своих постоянных ангарах на аэродроме, управляемый и змейковый аэростаты — в Сализи, имея, следовательно, постоянную и прекрасно оборудованную базу. Связь воздухоплавательных частей со штабом корпуса, расположенным в Красном селе, поддерживалась как телефоном, так и автомобилями по отличному шоссе. Последнее было весьма важно для непосредственной и широкой ориентировки воздухоплавателей со стороны штаба корпуса.
Авиационный отряд «красных», перелетев вечером 20 августа на ст. Волосово, очутился после 40-километрового перелета в условиях чисто боевой обстановки, располагая вместо удобного для полетов аэродрома небольшой площадкой около ½ кв. км у самой станции, и разместил свои самолеты даже не под кровом переносимых сараев или палаток, а лишь под изготовленными специально для маневра легкими быстро разбирающимися навесами, устанавливаемыми в 10–15 мин.
<…> Состояние погоды в этот период на различных участках района маневров, невзирая на сравнительную близость их, оказывалось совершенно различным: так, 21 августа при перелете начальника авиационного отряда западного корпуса из Гатчины в Волосово в Гатчине утро было хотя и пасмурное, но тихое, в то время как в Волосово был порывистый ветер, затруднявший посадку. Особенно рельефно разница в погоде выражалась 23 августа: состояние погоды в этот день в районе расположения авиационного отряда «красной» стороны исключало возможность полетов, тогда как вылеты самолетов «синей» стороны были возможны.

"Обломки самолета после падения. Около 1917 г" из фондов ГМЗ «Царское Село
"Обломки самолета после падения. Около 1917 г" из фондов ГМЗ «Царское Село

В течение этого времени обеими сторонами был выполнен ряд полетов. В результате этих полетов (между 12 и 13 час. 22 августа в штабе «синей» стороны имелись точные данные о том, что южная группа противника двинулась на соединение с Молосковицкой группой.
Дальнейшей работе авиации помешали неблагоприятные условия погоды. Дирижабль оказался бессильным выполнить порученные ему задачи.
Таким образом, командир восточного корпуса к утру 23 августа, т. е. к началу решительных действий, лишился возможности пользоваться данными воздушной разведки.
Лишь благодаря наблюдениям с змейкового аэростата был обнаружен обход правого фланга «синих», причем командир восточного корпуса, заблаговременно уведомленный об этом маневре «красных», успел для парирования обхода выделить часть своего общего резерва к Войсковицы, чем и предотвратил нежелательные последствия.
«Красную» сторону постигла полная неудача. Задачи, поставленные самолетам этой стороны, вследствие неблагоприятной погоды не были выполнены». («Воздушная разведка…». С. 26-28).