Найти тему
Записки театралки

Нога у уха. Красиво?

Тема эта давняя, и её постоянно обсуждают и балетоманы, и критики.

Когда всё началось? Кто-то утверждает, что трагически ушедшая в семнадцать лет Валентина Семукова первой стала нарушать классические каноны, кто-то - что Надежда Павлова.

Да разве это важно, кто первым решился поднять ногу выше, чем это было принято до него? Вообще, артистки сами на такое вряд ли решились бы без одобрения педагогов и репетиторов.

Вот две фотографии из "Теней" балета "Баядерка". Алтынай Асылмуратова и Константин Заклинский:

Обложка журнала "Советский балет"
Обложка журнала "Советский балет"

В записи "Баядерки" 1977 года с Комлевой в партии Никии балерина тоже поднимает ногу не выше ста двадцати градусов. И в спектаклях, которые я видела с участием Комлевой, она соблюдала этот рисунок.

А это - фото 2016 года. Финский национальный балет. Светлана Захарова и Михаил Крчмар:

 Photo Mirka Kleemola
Photo Mirka Kleemola

Когда я впервые увидела Захарову в партии Никии (а это было ещё в Мариинском театре), меня чрезвычайно удивили её позировки в "Тенях". Всё было "неправильно" :) Но как это было красиво!

Помню два концерта в Кремлёвском дворце съездов в 1981 году. Большой театр давал картину "Тени". В один из вечеров главные партии танцевали Наталья Бессмертнова и Александр Богатырёв, в другой - Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев.

Бессмертнова в начале адажио поднимала ногу примерно на 120 градусов, а Павлова - почти на 180. Получается, театр не придерживался строгих канонов в исполнении классики.

Как вы считаете, так ли уж это важно - соблюдение канонов?