Найти тему

Задачи вступительных испытаний МФТИ (1991 г). Задача 2.

На наклонной плоскости с углом наклона α = 60 градусов неподвижно удерживают доску. На верхней гладкой поверхности доски лежит брусок, прикрепленный к гвоздю, вбитому в доску. Нить параллельна наклонной плоскости. Если доску отпустить, то она начинает скользить по наклонной плоскости, и сила натяжения нити уменьшается в 10 раз. Найти значение коэффициента силы трения между доской и наклонной плоскостью.

1. Система находится в покое.

Доску удерживают и она нас не интересует сейчас. Рассматриваем брусок.

-2

Сразу обращу внимание на вес P - эта сила не действует на брусок, она действует на опору (доску). В ответ на вес опора действует на тело реакцией опоры N. Но вес нам нужен для дальнейшего решения. Составляем уравнения по II закону Ньютона (правда система неподвижна, и результат уравнений ноль):

-3

Теперь найдем начальную силу натяжения...

-4

... и вес

-5

С уточнением, что вес равен реакции по III закону Ньютона.

2. Система в движении.

И все заново, за исключением появившихся ускорений и изменившейся силы натяжения нити:

-6

По оси y проектировать не будем, т.к. брусок на "гладкой поверхности доски", а значит силы трения, которая зависит от реакции опоры, нет.

-7

Из условия нам известно, что сила натяжения уменьшилась в 10 раз. Значит T1 = 0,1 T0. Получаем:

-8

Сократим массы и чуть-чуть посчитаем:

-9

Можно сказать, что мы теперь знаем ускорение. Разбираемся с доской.

-10

Гвоздь оставил специально, иначе у многих возникают вопросы по поводу силы натяжения. Составляем уравнения:

-11

Разберем вначале уравнение по y:

-12

Смотрите, вес бруска оказал влияние на реакцию опоры, действующую на доску. Реакция опоры повлияет на силу трения скольжения доски о поверхность:

-13

Подставляем трение в уравнение по x:

-14

Чуть выше было найдено и ускорение и сила натяжения T1. Подставим их в уравнение:

-15

То, что с коэффициентом трения, перенесем в левую часть уравнения, а из левой части перенесем вправо (кстати, сократим ускорение свободного падения):

-16

Сокращаем суммы масс и выражаем коэффициент трения:

-17

Ответ:

-18

Наука
7 млн интересуются