Найти тему
Родительский мост

Чудо Мариуполя

...Сырая, холодная, темная комната, без матрасов, одеял для 10 взрослых, 4 детей и 1 собаки. Там Ира встретила середину первого триместра беременности...
. . .
Когда разговариваешь с Ирой, сразу отмечаешь, что она очень отличается от своих сверстников из Петербурга, Москвы, других больших городов. Ей 25 лет, но житейской мудрости и опыта у нее раза в 2 больше.

Ира родилась в селе Листвянка, Запорожской области. В 8 лет она с родителями и младшим братом переехала в Мариуполь. Детство девочки нельзя назвать счастливым, несмотря на полную семью. Она вспоминает его с грустью, но без обиды – родители были заняты выяснением отношений друг с другом, скандалы подкреплялись алкоголем, поэтому дети всегда были на втором плане. Ира всегда понимала, что хочет другой жизни, самостоятельности, поэтому уже в 17 лет она съехала от родителей. Папа девочки помог найти дом, где она обосновалась. Нам, жителям мегаполисов, где большинство подростков не ходили даже в лес с палатками, трудно представить, что в 17 лет можно жить не просто одной, а одной в частном старом доме, где надо топить печку, колоть дрова, чинить мебель, поддерживать дом в чистоте и делать это, конечно, не с помощью робота-пылесоса. Ира все это делала одна, справляясь с любыми бытовыми проблемами.

Девушка занималась профессионально ушу, увлекалась фаер-шоу, психологией. Закончив колледж с красным дипломом и получив среднее специальное образование, она работала по профессии фотографом в фотосалоне. После этого Ира работала еще в детском саду помощником воспитателя, любила ездить с друзьями на природу, посещать различные фестивали. Но все это было будто в прошлой жизни. До того, как началась СВО…

За 2 недели до этого Ира узнала, что ждет ребенка. Новость эта была неожиданной, будущий отец сказал, что даст деньги на аборт, но больше никакого участия принимать не будет. Ира решила, что она уже достаточно взрослая, самостоятельная и речи о прерывании беременности не может и быть. Началась подготовка к новой жизни. Ира затеяла ремонт в доме, подыскивала работу с официальным трудоустройством. Казалось, что впереди пусть и непростой, но счастливый этап жизни. Но в один день Ира, как и все жители Мариуполя, проснулась от взрыва. Сначала решив, что это взрыв где-то на заводе, а такое уже бывало, все отправились на работу, по своим делам. Но уже днем всех жителей отправили домой, и стало понятно, что жизнь действительно поменялась резко и безвозвратно, но не в ту сторону, как ожидала Ира.

Через несколько дней начались мародёрства. Сначала грабили аптеки и продуктовые магазины, потом волна грабежей и разбоев перекинулась на все вокруг. В город вошла техника, солдаты. Ира переехала в квартиру друзей, где было несколько семейных пар и 4 ребенка. Сначала в городе отключили интернет, потом свет, воду, газ… Ребята жили в коридоре, подальше от окон и поближе к несущим стенам. Хотя все понимали, что в случае бомбежки это не спасет, ведь соседний дом сложился, как карточный домик, но морально так было легче. Готовить на костре выходили по очереди на улицу. Так прошли 2 недели.

Постепенно бомбежки усиливались, в районе, где жили ребята, начались активные военные действия. В один день украинские снайперы согнали всех жителей дома в подвал, чтобы расположиться на крыше. Позже они ушли, но всем было ясно, что оставаться в этом доме – верная смерть, скоро его обстреляют. Жители побежали в соседние подвалы, но те были переполнены. Ире с друзьями повезло, так как у них было 4 детей, им выделили место в подвале соседнего дома. Сырая, холодная, темная комната, без матрасов, одеял для 10 взрослых, 4 детей и 1 собаки. Там Ира встретила середину первого триместра беременности.

В эти страшные дни она впервые задумалась о том, что может отец ребёнка был прав.… Ведь когда ты не знаешь, что ждет завтра, где будешь спать, что есть, будешь ли жив, давать жизнь другому человеку, полностью зависимого от тебя, кажется полным безумием. Слушая рассказ Иры, невольно удивляешься тому, как не случилось страшного, как этот еще совсем маленький человек – будущий сын Иры, смог выжить в таких условиях. Покой, хорошая, полезная пища, сон, положительные эмоции – вот, что советуют все врачи женских консультаций будущим мамам, особенно в самом опасном I триместре. Ира же похудела на 10 кг., спала сидя, как и все взрослые, в один день, когда она пошла в аптеку, ракета прилетела прямо рядом с ней, чудом не задев девушку, а уж про женскую консультацию говорить и вовсе не приходится, туда она, конечно, даже не успела дойти.

Спустя месяц жизни в подвале, ребята услышали об автобусах, которые эвакуируют жителей. Было принято решение спасаться. Целый день потребовался им, чтобы дойти до автобуса, так как с ними пошел еще мужчина с инвалидностью, которому постоянно требовалась помощь и поддержка. Когда ребята были уже почти у автобуса, начался обстрел снарядами Града.

Иру эвакуировали сначала в Володарск, а затем в Донецк. Там она жила с другими беженцами в школе 5 дней, а спустя пару недель она узнала, что школу разбомбили, сравняв с землей. Все это время Ира не имела никакой связи с родителями и даже не знала о том, живы ли они. Только в Донецке она наконец выяснила, что родители успели уехать в родное село. Следующей остановкой был уже Санкт-Петербург. Здесь Ира жила у знакомых, вышла работать – убирать квартиры, сидеть с детьми в качестве няни, и делала это вплоть до 7 месяца, когда работать стало уже тяжело.

На пути Иры встречались, к счастью, добрые и отзывчивые люди. Кто-то помогал с работой, кто-то с жильем. Из самых лучших побуждений, желая помочь девушке, Ире рассказали об одном из приютов Ленинградской области, где помогали молодым мамам и беременным в тяжелой жизненной ситуации. Но, к сожалению, там Ира столкнулась с грубым отношением, психологическим давлением. Зато там встретила будущую подругу, которая позвала её с собой на встречу в благотворительный фонд «Родительский мост», куда она планировала обратиться за помощью, чтобы выбраться из приюта и найти более безопасное убежище. Сотрудники фонда помогли обеим девушкам, взяв их на попечение.

Фонд помог Ире материально с покупкой продуктов, необходимых вещей для неё и ребёнка. Наши коллеги из волонтёрского проекта «Служение ближним» православного клуба «Кинония» нашли возможность оплатить несколько месяцев аренды квартиры для Иры, также помогли доноры фонда «Родительский мост», чтобы продлить аренду этого жилья. Юристы помогают девушке с оформлением гражданства, без которого Ира не имеет право даже на выплаты по уходу за ребенком, и другими документами. И, конечно, Ире оказывается психологическая помощь. И до СВО у неё были поводы обращаться к психологу, непростое детство давало о себе знать- у Иры случались панические атаки. Конечно, сейчас, после пережитого и из-за противопоказаний в связи с беременностью принимать необходимые препараты, состояние Иры ухудшилось.

«Ира переживает посттравматический синдром, сейчас его проявления менее заметны для окружающих, но очень ощутимы для самой Иры. Ей снятся тяжёлые сны, бывают слёзы без, казалось бы, видимой причины, она рефлекторно реагирует на громкие звуки, какие-то отдельные слова, фразы. К сожалению, помощь в таких ситуациях нужно оказывать как можно быстрее, но Ира попала к нам не сразу. Постепенно, через совместную работу, мы движемся к улучшению её психологического и эмоционального состояния»,- говорит Нина Суханова, психолог, сотрудник фонда, курирующая Иру.

27 октября Ира стала мамой. У нее родился здоровый мальчик, Матвей. Отчество и фамилию Ира дала свои. Говоря о ребенке, она постоянно повторяет «главное, что здоровый». Этот страх не отпускал девушку на протяжении всей беременности, а «добрые» люди подливали масло в огонь, рассказывая, как стресс может сказаться на ребенке. Но Матвей здоров и спокоен вопреки всему. Такой маленький человек будто уже сейчас опора для молодой женщины, своей мамы.

На вопрос о том, каким Ира видит своего сына в будущем, она не говорит о какой-то головокружительной карьере, больших доходах, признании и чем-то подобном. Ира хочет, чтобы ее сын вырос достойным человеком, настоящим мужчиной. Воспитанным, с добрым сердцем, не избалованным, не закидывающим ноги на стол с криками «хочу». Дать ему лучшее детство, чем было у нее – без алкоголя, без жесткости, иметь хорошую работу, свое жилье, вернуться в спорт, обучиться новой профессии, открыть свой кружок по боевым искусствам для детей – простые и важные желания девочки, которая за один год узнала о том, как близко соседствуют жизнь и смерть. Беременность, война, вынужденное бегство из родного дома, роды в чужой стране, в чужом городе, без близких и родных – как-то слишком много для одной 25 летней души. Но Ира прочно стоит на земле, несмотря на то, что растеряна и пока не понимает, как быть дальше. Как найти работу с грудным ребенком, как быть, если гражданство так и не дадут в ближайшее время, как, как, как…

Сейчас к Ире приехала мама. И хотя у них достаточно холодные отношения, помощь её, конечно, неоценима. Мама души не чает во внуке, планирует выйти работать в ночную смену, чтобы помогать Ире, а днем сидеть с мальчиком. О том, где взять силы на такой режим мама Иры не задумывается – ради внука она готова и на это. Но в дальнейшем мама девушки планирует возвращаться в Мариуполь. Пусть там страшно и нестабильно, но там дом. А Ирин дом теперь там, где Матвей. И везти его в опасный Мариуполь она не готова.

Почему-то, общаясь с Ирой, ты веришь, что все будет хорошо. В её жизни произошло уже не одно чудо – подвал был переполнен, но место нашлось, снаряд упал рядом, но не задел, и, конечно, главное чудо – Матвей. Ни страх, ни ужас, ни сильнейший стресс не смогли сломить волю к жизни маленького человека. И да, пусть он сильно сжимает свои крохотные ручки в кулачки, как и его мама, но внутренний стержень он либо есть, либо нет. А у Матвея он просто стальной. Очевидно, что в маму.

Благодарим за поддержку Фонд Президентских грантов.

Помочь работе фонда "Родительский мост" можете и вы, отправив любую сумму по ссылке -
http://www.rodmost.ru/helpus/ и еще больше мам с маленькими детьми будут в безопасности.

#родительскиймост #сво #помощь #мариуполь #дети