Мы пришли в новый мир и столкнулись с тем, что юридические и этические нормы провалились. У нас нет законов, которые управляли бы этим миром. Никто никому не верит, мы все время говорим о фейках.
Какие эксперименты можно ставить над животными и людьми? Чипы уже вживляют в мозг свиней и обезьян. Мы должны что-то с этим делать — разработать новые этические нормы. Говорят, что мы не позволим играть с геномом, делать детей на заказ. «Хочу, чтобы была девочка, один глаз голубой, другой розовый, ноги росли от ушей, IQ высокий, волосы золотые», — так нельзя, это убийственно. Нужны законы, которые запретят в это играть.
Предположим, генетики узнали, что у человека возникнет наследственная онкология или ранняя шизофрения. Поправим это? Уверены ли мы, что не испортим всю сеть? Мы очень мало знаем. В какой мир мы попали? Текучий, прозрачный, сверхбыстрый, гибридный. Мы умеем в нем жить?
Мы знаем, что есть автономная жизнь цифрового мира, интернет вещей, самоорганизация сетей, что растет недоверие к источникам информации. Цифровая реальность уже стала критерием отбора в социум. При дистанционной жизни одно дело, когда мальчик или девочка сидит в Нью-Йорке, Москве или Санкт-Петербурге, где быстрый интернет. Другое — когда ученику, чтобы получить задание по математике, надо залезть на березу. Есть целые страны, которые выпадают из гонки. Если им недоступен вход в этот мощный, быстрый, дорогой и все время ускоряющийся мир, то можно считать, что их нет? Целые народы могут быть выброшены. Довольно страшная перспектива.
Что делать?
Как не потерять базовые представления о реальности? Виртуальный мир становится более реальным, чем вещественный. Об этом говорят психиатры, детские психологи, мы и сами это знаем. Он становится таким правдоподобным, что фильм «Матрица» — детский сад. Что делать? Притормозить, сесть и подумать. Кто мы? Что мы хотим? Не человечество, а именно я. Только без банальных вещей, всерьез.
Мы должны не потерять контроль над этой реальностью, нам надо научиться жить на этой планете. Поэтому мы должны питаться не копиями, а оригиналами. Слушать живую музыку, а не ту, что компьютер написал. Не потерять человеческое в человеке.
О детях и образовании
Проводился опрос среди школьников и студентов: «Какой преподаватель был бы идеальным для вас?» Никто не говорил, что это тот, кто много знает. Алиса много знает и «Окей, Гугл» тоже. Дети отвечают, что хороший преподаватель — тот, кто понимает, готов выслушать, утешить, тот, кому доверяешь. Не хотят того, кто помнит таблицу логарифмов наизусть. Нам важны человеческие качества. Все загнаны в угол: родители не знают, как воспитывать, учителя мучаются, потому что находятся на передовой и должны объяснить человечеству, как ему жить в этом мире.
Мы должны воспитывать людей, способных к переменам. Нужно учить тому, как проверять информацию и как противостоять высоким скоростям и сохранять человечность.
Что родители и учителя детям говорят? Надо хорошо учиться, выполнять домашние задания, пятерки получать, тогда потом будет хорошая правильная жизнь. То есть сейчас не настоящая жизнь, а черновик — потом исправишь. Я вам напомню, жизнь началась в тот момент, когда материнская и отцовская клетки соединились. Свою единственную жизнь я уже живу, время проходит. Стрелки в обратную сторону двигаются только в механических часах. Жизнь — не черновик. Вы должны ощущать радость, блеск и все опасности прямо сейчас. Потом будут другие.
АВТОР: Морозова Ксения
ЛЮДИ: Татьяна Черниговская