В Международный день качества, 11 ноября, рабочая группа Российской системы качества (Роскачество) провела обсуждение спецпроекта «Детские мягкие игрушки («Хагги-Вагги»)», который был инициирован в ответ на бешеную популярность игрушки у детей и, вместе с тем, на волну возмущения по поводу монстра со стороны родителей.
Сегодня в ТАСС состоится итоговая пресс-конференция, на которой официально огласят результаты и выводы, полученные в ходе экспертизы, проведённой в отношении зубастой игрушки, и поделятся нюансами ситуации, сложившейся вокруг неё.
Мария Дубинская
О регулировании рынка социально-значимых товаров на примере исследования детской мягконабивной игрушки «Хагги-Вагги» расскажут заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева, первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, председатель «Совета матерей» Татьяна Буцкая, которая ещё с самого начала отнеслась к проблеме с большим вниманием, и председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детства и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко, недавно проводивший в ОПРФ по теме игрушек-монстров круглый стол.
«Публичной порки» Хагги Вагги с нетерпением ожидало огромное количество россиян.
Очень хочется, чтобы это «дело о пучеглазом уродце» получилось максимально открытым, детальным и объёмным, это позволит всем нам чётче понять, что же происходит сегодня в России в сфере товаров для детей, и куда всё это на самом деле катится, к чему ведёт, чем чревато.
В этой связи всем, кому это небезразлично, будет интересно ознакомиться с комментариями экспертов, привлечённых к реализации исследования и приглашённых в рамках ноябрьского обсуждения спецпроекта Роскачества по Хагги-Вагги. Будучи участником этого мероприятия не только в качестве журналиста, но и как автор проекта «Монстры, вон из детской!», посвящённого борьбе с деструктивными образами в сфере детства, могу свидетельствовать: Роскачество провело большую серьёзную работу, в ходе которой игрушка Хагги-Вагги была изучена, что называется, вдоль и поперёк, до самого крохотного шва, фактически, до самых до молекул. Что касается выводов о психологическом воздействии игрушки на детей, здесь, конечно, вопросы остаются, – впрочем, при столь масштабных общественных дискуссиях по-другому и быть не может.
Итак, вот как ажиотаж вокруг Хагги-Вагги прокомментировал директор департамента аналитики и проектного управления Роскачества Василий Смирнов:
«Хагги-Вагги - это мягкая игрушка с недобродушным выражением лица.
На первый взгляд, такой образ должен детей отталкиваться и пугать. Но ситуация демонстрирует обратное: игрушка входит в топ наиболее популярных в 2022 году.
В условиях высокого спроса родители вынуждены приобретать игрушку своему ребёнку, чтобы он был наравне со своими сверстниками. Так объект стал социально значимым.
Ситуацию усугубляет то, что эта игрушка чаще всего выполнена из некачественных материалов, большинство отзывов именно такие. Стоимость её колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, но высокая цена вовсе не означает, что игрушка выполнена на высоком уровне.
Наш Центр изучения потребительского поведения провёл опрос о том, что в связи с этой игрушкой волнует покупателей.
Опасения сводятся к негативному влиянию на ментальное состояние ребёнка и привитие ему неправильных установок поведения, агрессии. Также людей волнует то, что игрушка часто выполнена из некачественных материалов, быстро рвётся, не отвечает гигиеническим требованиям. Изделие может быть токсичным, в том числе, обрабатываться формальдегидом и другими опасными веществами. Встречается производственный брак. Игрушка имеет неприятный химический запах. Распространено отсутствие необходимой сопровождающей документации, сертификата производителя.
Помимо прочего, нашей важной задачей было проведение психолого-педагогической экспертизы, чтобы понять, как эта игрушка влияет на психику ребёнка».
«Действительно, далеко не всегда данное изделие сертифицируется, не всегда игрушка Хагги-Вагги продаётся именно как игрушка. И Роскачество, и Роспотребнадзор в своих выводах отмечает, что значительная часть вот таких модных изделий реализуется под видом сувенирной продукции или текстильных изделий. Это требует отдельной работы с Минпромторгом и Общественной палатой», - пояснила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. Она также назвала полученные результаты «в целом достаточно печальными», игрушки Хагги-Вагги, по её словам, сделаны по принципу «я его слепила из того, что было», большие претензии к качеству изготовления.
О том, какие конкретно показатели оценивались специалистами в ходе исследования игрушки Хагги-Вагги, оккупировавшей прилавки всей страны (причём далеко не только в детских магазинах), подробно рассказала начальник отдела испытаний Роскачества Лилия Котельникова:
«В исследовании участвовало 18 торговых марок игрушки мягконабивной Хагги-Вагги: три из них – российские производители, пятнадцать из Китая. Закупали игрушку в основном классического окраса – синее тело и жёлтые вставки. Приобретали как на торговых интернет-площадках, включая китайские, так и в торговых точках.
У девяти торговых марок не оказалось информации об изготовителе, производителе или импортере продукции, не говоря о другой обязательной информации.
В общей сложности мы провели исследование по 59 показателям. В части безопасности оценивали микробиологические показатели, общую обсеменённость, наличие плесневых грибов и дрожжей, семейства энтеробактерий, стафилококков и псевдомонов (синегнойной палочки).
В части физико-химических показателей оценивали качество набивного материала, скорость распространения пламени при горении, напряжённость электростатического поля.
В части санитарно-гигиенических показателей оценивали водную среду, выход акрила-нитрила, ацетона, бензола, винилацетата, метилового спирта, тенола, фенола и формальдегида. Похожие показатели оценивали и в воздушной среде. Также оценивали выделение вредных химических веществ в модельную среду, содержащихся в 1 кг любых материалов игрушки, таких, как сурьма, свинец, ртуть, кадмий, хром, мышьяк, барий и селен.
В части токсиколого-гигиенических показателей исследовали раздражающее действие на слизистые оболочки, индекс токсичности в водную и воздушную среды, интенсивность запаха в водной вытяжке и в естественных условиях.
По показателям качества исследовали вид и массовую долю компонентов, длину ворса, поверхностную плотность ворсового покрова, устойчивость к сваливанию в исходном состоянии и после 5 стирок при температуре 30 градусов; раздвигаемость нитей в шве, разрывную нагрузку вдоль петельных столбиков и по петельным рядам. Оценивали также устойчивость окраски после стирки – к поту, сухому трению, мокрому трению и к слюне.
В части требований к внешнему виду оценивали: внешний вид в исходном состоянии, после стирки при +35 градусах; наличие длинных элементов, в которых может запутаться ребёнок; набивочный материал, качество выполнения швов и качество фурнитуры.
Результаты таковы: ни одна из 18 закупленных марок не соответствовала требованиям. В основном это касалось информации на маркировке.
В части несоответствия маркировки не соответствовали 12 торговых марок, то есть они не имели необходимой информации на маркировке.
По безопасности – микробиологические показатели требованиям соответствовали, по физико-химическим требованиям отклонений тоже выявлено не было.
По санитарно-гигиеническим требованиям в водной среде у 16 торговых марок было обнаружено превышение норм по фенолу. Содержание фенола в водной вытяжке варьировалось от 0, 73 тысячных до 0, 212 тысячных.
По остальным санитарно-химическим показателям в водной среде отклонений не было. По санитарно-химическим показателям воздушной вытяжки несоответствия выявлены тоже не были ни у одной торговой марки.
Выделение вредных химических веществ в модельную среду не было зафиксировано, все образцы соответствовали требованиям.
Токсико-гигиенические показатели по индексу токсичности в водную среду: 8 марок не соответствовали требованиям (нормы варьируются от 70 до 120 %), имея значения от 127, 3 до более 150.
По индексу токсичности в воздушную среду: нормируемое значение от 80 до 120 %, все образцы соответствовали требованию.
По интенсивности запаха в естественных условиях несоответствий обнаружено не было, а в водной вытяжке не соответствовал один образец, он имел интенсивность в 2 балла.
Качество швов: четыре образца не соответствовали опережающим требованиям со значениями от 151 до 180.
Разрывная нагрузка вдоль петельных столбиков должна быть, в соответствии с опережающими требованиями и по ГОСТу, не менее 176, 6 – в трёх шифрах это не соответствовало требованиям опережающего стандарта со значением от 150 до 165.
Разрывная нагрузка поперёк тоже должна быть не менее 176, 6 – несоответствий не было. Устойчивость окраски к воздействиям – несоответствий не было зафиксировано ни у одной из марок.
В части внешнего вида в исходном состоянии было несколько замечаний: потёки клея возле глаз обнаружены у образцов 12 торговых марок, правильность крепления деталей была нарушена у 10 торговых марок, несимметричность изделия у 6 марок, разное расстояние между глазами у 8 марок, неоднородность образцов у 3 торговых марок, лапы разных цветов у 1 торговой марки, лапы и ворс разного цвета ещё у 1 марки, фурнитура липучки неверно пришита у 1 торговой марки. Всего в целом не соответствовало опережающим требованиям внешнего вида 15 торговых марок.
После 5 стирок при 30 градусах тоже имелись несколько видов несоответствий: шов разошёлся у 9 торговых марок. По качеству набивочного материала мы зафиксировали неравномерное распределение у изделий 11 торговых марок, а у одного из образцов в наполнителе были обнаружены обрезки ткани и нитей.
По качеству швов – тоже выявлен несколько несоответствий: наличие необрезанных краёв было у 13 торговых марок, несоблюдение одинакового расстояния строчек при присоединении липучек – у 5 марок, цвет ниток был разным у одной торговой марки, а ещё у 3 торговых марок был разошедшийся шов ещё до обработки. Всего по качеству швов несоответствия обнаружены в образцах 13 торговых марок. По фурнитуре было 2 вида несоответствий – разные ленты липучки у игрушек 3 торговых марок, а у одной торговой марки отсутствовала липучка на одной лапе.
Также проводилась оценка сертификатов соответствия. У 12 торговых марок такие сертификаты не были найдены, а у 1 торговой марки был сертификат со сроком действия в 4 дня, с подобным мы, к слову, столкнулись впервые».
Переходя к части о психологическом влиянии игрушек-монстров, эксперты напомнили: вопрос о том, в какие игрушки играют дети, относится к сфере взаимоотношений отцов и детей и понимания между поколениями.
Руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ Ольга Рубцова подробно рассказала о данных психолого-педагогической экспертизы игрушки Хагги-Вагги, которая и являлась предметом максимального интереса со стороны россиян, обеспокоенных обилием страшных и уродливых персонажей в детских магазинах:
«Московский государственный психолого-педагогический университет провёл исследование воздействия игрушки Хагги-Вагги на детей. Мы получили достаточно интересные результаты.
Более тысячи родителей приняли участие в нашем опросе. В исследовании также участвовали дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Мы, в частности, просили нарисовать Хагги-Вагги, а также нарисовать человека. С детьми проводилась беседа, они рассказывали о своих впечатлениях, о сюжетах игры с Хагги-Вагги. На основании анализа была проведена экспертиза данной игрушки.
Игрушка Хагги-Вагги и все игрушки этой серии крайне популярны среди дошкольников и младших школьников. И даже если у ребёнка этой игрушки нет, он о ней знает.
В среде детского сада данные игрушки практически не появляются и не используются воспитателями в процессе работы (по наблюдениям в рамках проекта «Монстры, вон из детской!» - дети массово приносят такие игрушки в садики, - прим. автора).
Чаще всего дети узнают об игрушке от других детей на детских площадках, у родственников и, как это ни странно, из роликов, размещённых в ютубе. Ролики с участием Хагги-Вагги стремительно распространяются в различных соцсетях. Если дома у ребёнка есть такая игрушка, в подавляющем большинстве случаев, её приобрели по просьбе самого ребёнка.
Что же можно сказать? В первую очередь, это игрушка «статусная». То есть это игрушка в основном не для игры.
Дети приходят с этой модной игрушкой в детский сад, показывают её, демонстрируют её как статусный предмет, и, в большинстве случаев, о ней забывают. То же самое происходит и дома. То есть дети практически с этой игрушкой не играют, а чаще используют как игрушку-обнимашку – носят на шее. Их интересует тактильный контакт.
Если ребёнок играет с Хагги-Вагги, в большинстве случаев, игровая деятельность не отличается от игр с другими мягкими игрушками. Дети проигрывают с Хагги-Вагги те же традиционные сюжеты.
Интерес к игрушке проявляют и мальчики, и девочки, и примерно одинаково с ней взаимодействуют.
То есть в процессе игры с этой игрушкой не было зафиксировано ярко-выраженных агрессивных тенденций, сюжетов, это было минимально, как и с другими мягкими игрушками.
Вместе с тем можно говорить о негативной эмоциональной нагрузке, связанной с Хагги-Вагги, которая проявилась в рисунках детей и в сюжетах, которые мы услышали в придуманных ими историях.
Причём здесь прослеживается абсолютно чёткая связь: те дети, которые знают о содержании игры Poppy Playtime, персонажем которой является Хагги-Вагги, и которые смотрели ролики по этой теме в ютьюбе, действительно проявляют вот эту эмоциональную негативную нагрузку и имеют агрессивные тенденции в сюжетах игры с Хагги-Вагги.
Очень важный момент, который бы мне хотелось отметить по поводу самой игры Poppy Playtime. У нас не было задачи проводить экспертизу этой игры, но в рамках исследования мы, конечно, её изучили и выяснили, что там за сюжет.
Это хоррор-игра, которая создана по всем правилам данного жанра видеоигр. На ней не стоит возрастное ограничение. И, таким образом, многие родители, полагая, что возрастного ограничения нет, предоставляют детям доступ к этой игре.
Конечно же, это совершенно неправильно. Эта игра для дошкольного возраста и младшего школьного возраста, безусловно, совершенно не подходит и не предназначена.
Соответствующие организации должны этим заниматься, должны решать вопрос по возрастному ограничению видео-игры.
Самое плохое то, что ролики в ютьюбе и Тик-Токе, которые сняты по мотивам игры Poppy Playtime, доступны детям. То есть они не имеют отношения к самой игре, они не воспроизводят сюжет этой игры, это другие продукты, но там фигурируют персонажи Хагги-Вагги и другие игрушки из этой серии.
И вот этот негативный и агрессивный эмоциональный колорит, вот этот «хвост», который тянется за этой игрушкой, исходит, в первую очередь, от контекста роликов из ютьюба и Тик-Тока. То есть даже не от самой игры.
Итак, наше исследование показало, что взаимодействие с Хагги-Вагги мало чем отличается от взаимодействия с другими мягкими игрушками. Но если ребёнок смотрит вот эти ролики в ютьюбе и Тик-Токе, и если он погружён в этот страшный, негативный цифровой контекст, то это, безусловно, проявляется в его взаимодействии с игрушкой.
И эти данные абсолютно соотносятся с результатами других исследований, которые были по другим игрушкам – например, по Monster High, которое проводилось под руководством Елены Смирновой.
То есть сама по себе игрушка, вне контекста вот этой страшной цифровой игры воспринимается детьми абсолютно нормально, она их не пугает и с ней ребёнок проигрывает стандартные сюжеты. Но как только появляется страшный контекст, идущий, в первую очередь, из социальных сетей, это моментально проявляется и в игровой деятельности.
И здесь, конечно, важно говорить о необходимости призвать родительское, психолого-педагогическое и воспитательское сообщества к ограничению доступа детей к такому страшному цифровому контенту и к регулированию взаимодействия с ним детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Как отметил руководитель отраслевого испытательного центра ОАО «Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности» Дмитрий Гузов, Роскачество при поддержке правительства и Минпромторга смогло сделать по-настоящему глубокую экспертизу игрушки Хагги-Вагги, но проблема в том, что порядок проведения непосредственно психолого-педагогической экспертизы в России пока что не закреплён.
Кстати, пару месяцев назад в Сети появилось детальное исследование влияния игрушки Хагги-Вагги на детей, проведённое профессорами Понкиным и Абраменковой, где вывод однозначный: "это не игрушка вообще".
А кроме того: "воздействие объекта Хагги Вагги объективно направлено на причинение вреда (и реально способно причинить такой вред) здоровью и физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей, направлено на провоцирование крайне негативных последствий (в том числе отложенных и часто необратимых) для психики ребёнка, то есть указанный объект изначально рассчитан на психологическое негативное воздействие на ребёнка.
Объект Хагги Вагги вызывает агрессивные установки сознания и виктимное поведение (поведение жертвы), он противопоказан малолетним (до 14 лет) детям и не рекомендуется более старшим несовершеннолетним детям".
Словом, очевидно, что необходимо выработать единые внятные подходы и механизмы проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек.
Что это означает? А то, что точку в истории с Хагги-Вагги (и компанией) ставить ещё, конечно, рано.