К актёру Джиму Керри я всегда относилась с предубеждением. У него особое амплуа - "кривляки", так я его называю. Во всех фильмах с его участием, которые я видела, он, как мне кажется, попросту переигрывает. Это фильмы "Маска", "Я, снова я и Ирэн", "Брюс Всемогущий", "Эйс Вентура" и даже "Шоу Трумана". И умом я понимаю, что это жанр такой, и амплуа такое, и даже выглядит он в этих ролях здорово и органично, но отделаться от подобного ощущения не могу - переигрывает, кривляется.
Я полностью пересмотрела своё отношение к актёру поле просмотра "Вечное сияние чистого разума". Керри открылся совершенно с другой стороны. Ни тени кривляния. Ни грамма.
Перед нами обычный, рядовой, живой человек, со своими комплексами, с проблемами, с мыслями, с чувствами и эмоциями. С недостатками и достоинствами. Настолько живой, что кажется - взяли человека с улицы, и он просто жил в кадре.
Жил вместе со своей подружкой - Кейт Уинслет. Про Кейт мне давно всё понятно - она отличная актриса. Ей как-то веришь, словно она играет сердцем, а не лицом. В данном фильме она играет очень странную мадам, на фоне которой Джимми выглядит максимально адекватным и порядочным человеком.
Однако, чем хорош этот фильм - он показывает будни обычных людей. Перед нами простая в доску пара, ни разу не из Голливуда, скорее всего ниже среднего класса, но и не бомжи. Девушка, героиня Кейт Уинслет, которую зовут Клементина - неуравновешенная, несобранная, но очень весёлая и с весьма необычными склонностями встречает весьма занудного и меланхоличного Джоэла (Джим Керри).
Живут они в обычной квартире, при этом Джоэл человек слишком рассудительный, не в меру предупредительный и любит порядок. Клементина оторва, дома у неё вечный сарай, на голове гнездо неприродного оттенка (апельсиновый, синий, зелёный).
У обоих заниженная самооценка, у каждого по-своему. Ему кажется, что он слишком скучный, ей - что она уродина. Неудивительно, что они не ужились вместе и в какой-то момент просто возненавидели друг друга. И решили расстаться.
И тут в фильм вступает фантдоп (фантастическое допущение). Девушка решает проблему кардинально - стирает все воспоминания о бывшем парне. Он, узнав об этом, тоже решает поступить подобным образом. Тут-то и начинается всё самое интересное.
Мы являемся свидетелем того, как копаются в мозгах человека. А он это чувствует. И внезапно осознаёт, что не хочет терять драгоценные воспоминания о любви. Потому что несмотря на негатив, в их жизни было очень много ярких и дорогих ему моментов.
Нам показывают, как старательно и изобретательно он прячет дорогие его сердцу воспоминания в потаённых уголках собственной памяти. Как умоляет оставить хотя бы одно. И это действительно страшно - молча смотреть, как теряешь самое дорогое. Джоэл пытается убежать с воспоминаниями в кармане. Ему это даже удаётся. Силой мысли он помещает возлюбленную в своё детство.
Кстати, интересный момент из детства. В одном крошечном эпизоде показывается, как малыш Джоэл страдает от недостатка внимания со стороны своей мамы. Скорее всего, оттуда его комплексы относительно собственной никчёмности. Перед этим нам показывают одно из его реальных воспоминаний, где Клементина рассказывает о том, что в детствте у неё была любимая кукла - самая уродливая, и она постоянно на неё кричала - "Нельзя быть такой уродиной! Будь красивой!" Потому что сама считала себя очень некрасивой.
Но как бы ни старался Джоэл, успеха он не достигает. Стиратели из агенства призывают на помощь главного по тарелочкам - доктора Мерзвияка, которому хоть и приходится попотеть, но удаётся стереть всё до последнего.
Тут вступает в дело секретарша этого светила, которую играет ни много, ни мало Кирстен Данст. Она, как оказалось, влюблена в своего начальника, и признается ему в чувствах. Но каково ей самой узнать, что это уже не первое её признание к этому самому доктору, и что она сама уже подвергалась стиранию памяти.
Тут-то до нас и доходит главная мысль сего фильма:
Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история.
А тем временем обновлённые наши главные герои, вновь встречаются и надо же - опять влюбляются друг в друга, знать не зная, что они уж два года, как прожили вместе и даже успели расстаться. Они своими действиями подкрепляют основную мысль фильма.
Что было дальше - рассказывать не буду. Вы либо видели этот фильм, и сами всё знаете, либо не смотрели, но тогда я вам очень рекомендую к просмотру. Это фильм не только о любви, но ещё и о том, как изобретателен человеческий мозг в критический момент.
Фильм построен нелинейно, смотреть его очень интересно. Игра актёров впечатляет, Джим Керри просто божественен здесь. И хотя я очень люблю Кейт Уинслет, Джим идёт на шаг впереди, он гораздо убедительнее всех остальных актёров, а здесь, на секундочку, толпа мировых звёзд.
Кто хотел фильм о настоящей любви? Вот он! Это он. Без прикрас, без излишней романтики, без пафоса. Отношения, одновременно простые и сложные, как в обычной жизни. Фильм о том, то не бывает идеальных отношений, что все мы люди, и люди разные, и чтобы существовать друг с другом, нужно друг друга понимать.
Фильм особенно полезен тем, что пережил расставание, или на грани этого. Это не инструкция, следуя которой всё можно наладить, нет. Это возможность подумать и, возможно, изменить свою точку зрения. Ну, хотя бы относительно Джима Керри.