Найти в Дзене
Антиквариат и хобби

Антикварная мафия Максима Горького.

Максим Горький был очень неоднозначным писателем! Из школьной программы нам известны многие его произведения , сама биография представленная нам в школе представляла его идеальным человеком. Но оказывается Максим Горький хорошо разбирался в антиквариате! И неплохо зарабатывал промышляя на этом бизнесе. Да и антиквариат был у него не абы какой, а тот самый, что в наше время называют уникумом! И неудивительно, ведь он был вхож и знаком со многими влиятельными людьми того времени. А одним из видных людей и другом у Максима Горького был сам министр просвещения Луначарский который и сам был не прочь замутить какое либо дельце с антиквариатом, и хапнуть денежек побольше. Да и антиквариата было в то время больше ,чем когда либо. Нет, народ не стал богаче, время было такое. Революция 1917 года и беспредел властей сделали свое черное дело. И этот масштаб был таков, что была разрушена вся экономика России. Начался голод, хлеб и продукты питания резко подскочили в цене, и, чтобы не умереть с гол
Неразлучные друзья  - Луначарский и Горький
Неразлучные друзья - Луначарский и Горький

Максим Горький был очень неоднозначным писателем! Из школьной программы нам известны многие его произведения , сама биография представленная нам в школе представляла его идеальным человеком. Но оказывается Максим Горький хорошо разбирался в антиквариате! И неплохо зарабатывал промышляя на этом бизнесе. Да и антиквариат был у него не абы какой, а тот самый, что в наше время называют уникумом! И неудивительно, ведь он был вхож и знаком со многими влиятельными людьми того времени. А одним из видных людей и другом у Максима Горького был сам министр просвещения Луначарский который и сам был не прочь замутить какое либо дельце с антиквариатом, и хапнуть денежек побольше.

Да и антиквариата было в то время больше ,чем когда либо. Нет, народ не стал богаче, время было такое. Революция 1917 года и беспредел властей сделали свое черное дело. И этот масштаб был таков, что была разрушена вся экономика России. Начался голод, хлеб и продукты питания резко подскочили в цене, и, чтобы не умереть с голоду, народ нес на рынок все, что хоть имело какую ценность, и что у него было. Одним из таких рынков был знаменитый Сухаревский рынок, где можно было купить практически все, в том числе и антиквариат.

Фото Сухаревского рынка тех времен. Рынки были единственным местом где можно было купить пропитание, пусть и дороже в десятки раз-голод не тетка.
Фото Сухаревского рынка тех времен. Рынки были единственным местом где можно было купить пропитание, пусть и дороже в десятки раз-голод не тетка.

Так люди и выживали благодаря вот таким рынкам, а вот Максим Горький , наоборот жил на широкую ногу, и более того был скупщиком антиквариата , сбывая его за рубеж по своим каналам и связям, да еще в самых верхах, чем похвастаться мог далеко не каждый, даже не рядовой перекуп.

В первые годы советской власти 1918 по 1921 жил Алексей Пешков в Петрограде, так он подписывался во всех документах связанные с перепродажей антиквариата. Там он познакомился с М.Ф. Андреевой которая стала его гражданской женой. Вместе они организовали семейный бизнес по покупке и перепродаже антиквариата. Сам Максим Горький и не ходил по базарам и барахолкам, и даже не стоял. Ему просто несли антиквариат со всех уголков Петрограда. Его квартира была известна всем , это квартира 5/16 по Кронверкскому, 23. Там собирался весь высший свет советской аристократии , излить свою душу, пожаловаться приходили профессора, князья, интеллигенты. И многим Горький помогал, заступался за них, выручал и разумеется не бесплатно. Например хорошо известен один из эпизодов где он с женой согласился содействовать отправлению великого князя Гавриила в Финляндию лишь после вручения дорогих сережек которая передала жена Гавриила .

Максим Горький(Алексей Пешков) со своей женой  М.Ф. Андреевой
Максим Горький(Алексей Пешков) со своей женой М.Ф. Андреевой

Жил Максим Горький в 11 комнатной квартире! Которая поражала своей роскошью. Антикварная мебель, старинные картины на стене, дорогой фарфор, а в одной из комнат Горький организовал настоящий склад из антиквариата который потом успешно перепродавался иностранцам. Более того писатель с женой организовали оценочную комиссию Народного комиссариата торговли и промышленности, где он привлек лучших специалистов по оценке антиквариата! Где то же нужно было найти таких людей! Неплохо устроился! Теперь к нему потекли самые настоящие горы драгоценностей, реликвий , часть которого переправлялась за границу и только малая часть оставалась в музеях, часть оставлял себе и Максим Горький продавая все тем же иностранцам, а вырученные деньги через посредников оседали на заграничных счетах. Иначе тяжело объяснить тот факт, что как он быстро сбежал за рубеж, то жил он и там небедно живя в роскошной вилле да еще и с прислугой на острове Капри поражая своей роскошью всех гостей. Значит связи и деньги у него были везде! Кстати вилла эта у него была куплена еще до революции где он проживал в 1909 по 1911 год. Ведь гонорары у него за романы и сочинения были просто фантастическими.

Несмотря на то ,что Максим Горький был крупным игроком в сфере антиквариата, он был не был монополистом в этой сфере. В то время торговля и скупка антиквариата переживала настоящий бум. А там где пахнет большими деньгами ,там появляются охотники и авантюристы всех мастей, желающих сорвать немалый куш. А между крупными игроками началась нездоровая конкуренция. Несмотря на пронырливость и умение наладить отношения с Зиновьевым писателю не удалось . История умалчивает, где и как и что Максим Горький не поделил с Зиновьевым Григорием Евсеивичем , но факт остается фактом . что хозяин Петрограда постоянно исподтишка ему гадил. Люди Зиновьева постоянно перехватывали и арестовывали людей Максима Горького и конфисковывали у них коллекции и антиквариат, не помогала даже охранная грамота Луначарского. В итоге писатель жаловался Луначарскому на него, но все было бесполезно, даже обращение к Ленину не дало результата, Зиновьев увещевания просто игнорировал - он чувствовал себя могущественным хозяином Петрограда и не считался ни с кем.

Зиновьев  Григорий Евсеевич
Зиновьев Григорий Евсеевич

Антиквариатом занимались также и иностранцы. Пользуясь неразберихой и обстановкой в послереволюционной России ,скупали , чуть ли за бесценок настоящие сокровища переправляя их потом к себе домой. Одним из таких людей оказался Эрик Плуме -датчанин. Ему удалось собрать огромную коллекцию из 308 предметов которая стоила десятки миллионов рублей на то время, но вывезти его так и не смог, и был вынужденно уехать из России в 1918 году ,сделав для антиквариата особый тайник. А потом поняв , что вывезти уже никак не получится , решил продать свои сокровища партийной верхушке.

Вот дальше начинается самая настоящая и интересная история, которая вылилась в громкое дело 517. Без этого документа, уважаемые подписчики, мы бы и не знали обо всей этой истории столкновения интересов присвоить богатство себе. Большевики знали, какие богатства утекают за рубеж и поэтому ввели декрет , запрещающий вывоз антиквариата за рубеж частным лицам и теперь монополия на продажу антиквариата принадлежала только верхушке партии. Зная это хитрый Эрик Плуме и решился на такой шаг и подняв свои связи привлек к этому делу А.К. Рудановского и Ю.Б. Гаусмана, ну а те в свою очередь вышли на самого Луначарского. У него были очень доверительные отношения с Горьким и поэтому поняв какие сокровища предлагает иностранец для сделки решил это деликатное дело доверить именно ему. Коллекцию Плуме рассматривали на квартире у Максима Горького, к делу пригласили самого А.К. Фаберже, сына знаменитого ювелира. Ведь и коллекция была не рядовая ,в ней присутствовали ювелирные украшения принадлежавшие императрицам Екатерине второй и Елизаветы. Коллекцию осматривали несколько раз и оценили в сумму 11 млн рублей , из них выбрали антиквариата на сумму в 8 млн рублей. А когда достигли договоренностей по этому случаю устроили торжественный банкет. Из дела 517 известно , что банкет обошелся Рудановским в 15 000 рублей. Вина были как белые ,так и красные ,были даже коньяки времен Наполеона. К ним подавались телятина, кулебяки, яйца, кофе, чай, домашней выпечки печенья, бутерброды с сыром и маслом и это то что известно со слов арестованных. Следователями же было подсчитано, что эти завтраки обошлись в сумму 42000 рублей. И это на фоне голодающего Петрограда!

Но конец этой сказке положил Зиновьев. Неожиданно грянули его люди с арестом и обысками, все кто были на этом банкеты были арестованы и увезены на допрос. Следствием было установлены следующие интересные факты. Общая стоимость антиквариата была оценена в 2 млн рублей. Выяснилась очень интересная схема мошеничества . Оказалось, что Рудановский и Фаберже под эту оценку решили провернуть дело и продать принадлежащие им 2539 предметов антиквариата в музее, но уже по цене за 9 млн рублей, и разницу в 7 млн положить себе в карман. 5% от суммы реализации полагалось получить Ракицкому, поверенному Хесину полагалось 200 000 рублей, Гаусману - 100 000 рублей. Какой был в результате итог? Согласно документам в деле 517 все эти люди должны были быть за решеткой. Луначарскому и Максиму Горькому было предъявлено обвинение в злоупотреблении служебными полномочиями, однако вышло все по другому и птиц высокого полета даже на допрос не повезли, также не пострадали члены комиссии Максима Горького, более того они отбыли в Европу. М.Ф. Андреева уехала в Швецию. А вот крайним как всегда оказались другие люди! Классика! Не правда ли? Гаусмана, Рудаковского и Фаберже в итоге приговорили к лагерям до окончания гражданской войны. Агафону Фаберже повезло чуть больше, но ему в итоге пришлось лишиться своей коллекции. Под давлением чекистов он рассказал о своем тайнике которую он организовал на разоренной большевиками даче. После обнаружения схрона туда немедленно выехали чекисты Зиновьева и забрали его. У Фаберже была очень богатая коллекция в которой были редкие гравюры, иконы древнего письма, 600
нецке, 300 скульптур Будд, и это лишь то ,что мы знаем. Где это все тоже неизвестно, возможно он по сей день хранится где то в тайниках Петрограда спрятанный самим Зиновьевым. Позже из страны Советов свалил и сам Максим Горький . Появился он в СССР он только в1931 году и то ,только после личного приглашения Иосифа Сталина. Но это будет уже совсем другая история.