Широко известен подвиг лётчика Михаила Девятаева, который угнал немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершил на нём побег из концлагеря на острове Узедом (Германия). Единственным и уникальным этот случай не был. За годы войны побег к своим на вражеском самолете совершили не менее десяти человек, и Михаил Петрович был в этом списке седьмым (в хронологическом порядке).
Ст. лейтенант Владимир Москалец, лейтенант Пантелеймон Чкуасели и мл. лейтенант Арам Карапетян 3 июля 1944 года совершили групповой побег – одновременно с одного аэродрома, сразу на трёх немецких самолётах. Два коммуниста и комсомолец.
Девятаев за свой подвиг получил звание Героя Советского Союза (правда, не сразу, а в 1957 году). А Москалец, Чкуасели и Карапетян получили по 10 лет лагерей каждый. Почему так произошло?
До плена Москалец воевал на Карельском фронте в 80-м бомбардировочном авиаполку, летал на самолётах СБ-2М и Пе-2, совершил 66 боевых вылетов. В тот роковой для него день, 10 марта 1943 года, старший лейтенант Москалец повел своё звено на бомбардировку немецкого аэродрома Алакуртти. Это был его 67-й, оказавшийся последним, боевой вылет. Его Пе-2 был сбит огнём зенитной артиллерии противника.
Владимир Москалец спасся на парашюте, но оказался в плену сначала у финнов, а потом у немцев. Потом была тюрьма в Таллине, лагерь в Ангербурге и, наконец, Морицфельде, где собирали лётчиков, давших согласие на сотрудничество с Люфтваффе.
Чкуасели воевал на Калининском и Волховском фронтах, тоже был командиром звена –только штурмовиков Ил-2 703-го штурмового авиаполка, совершил более 100 вылетов. Зимой 1943 года его штурмовик Ил-2 был сбит группой из пяти немецких истребителей Me-109. Причём один из Мессершмиттов нарвался на ответный огонь с Ил-2 и тоже потерпел крушение.
Карапетян летал на дальнем бомбардировщике ДБ-ЗФ, затем переучился на штурмовик Ил-2. Воевал в составе 800-го штурмового авиаполка. 26 Ноября 1942 года, во время штурмовки воинского эшелона противника, самолёт Карапетяна был подбит. Покинуть горящий Ил-2 на малой высоте возможности не было, он совершил жёсткую посадку на брюхо и в плен попал сильно травмированным.
В декабре 1943 года немцы решились на эксперимент – создание авиационных подразделений для Русской освободительной армии Андрея Власова. Начали с формирования вспомогательной транспортно-связной «1-й восточной эскадрильи» из 12 самолётов. Её возглавил (под бдительным присмотром немцев, разумеется) капитан Михаил Тарновский. Не гражданин СССР, а сын белоэмигранта.
Москалец, Чкуасели и Карапетян сидели в одном лагере, держались вместе, и начавшуюся вербовку во «власовские соколы» восприняли как шанс на побег. Дав согласие войти в состав «1-й восточной эскадрильи» Тарновского, они в январе 1944 года попали в город Двинск (ныне - Даугавпилс).
Там их посадили на старые бипланы-«кукурузники» Arado Ar-66C и Gotha Go-145A, в которые бензин всегда заливался в малом количестве – недостаточном для того, чтобы перелететь линию фронта. К тому же, в случае чего тихоходные бипланы мог легко догнать и сбить немецкий истребитель.
В марте 1944 года их перевели на Лидский аэродром. Здесь базировались и боевые самолеты люфтваффе. Они ежедневно вылетали искать и бомбить советских партизан. Москалец, Чкуасели и Карапетян с тревогой ждали, когда и их отправят бить по своим.
Однажды на машине на аэродром заехал немецкий офицер с шофёром-армянином. Карапетян заговорил с ним на армянском - тот с радостью откликнулся. Это был Ованес Тополян, бывший боец 147-го отдельного стрелкового полка, попавший в окружение под Феодосией в 1941 году. Карапетян пошел ва-банк: рассказал Тополяну о планах перелететь к своим, и попросил его через местных жителей установить связь с партизанами.
Тополян не подвёл, и действительно помог. Связь была налажена. Москалец, Чкуасели и Карапетян передавали партизанам сведения о готовившихся авианалётах; вылетая на разведку – приносили немцам неверные данные; вылетая на бомбометание – бросали бомбы в сторону от партизанских баз.
К 3 июля 1944 года партизаны приготовили для них посадочную площадку в 9 км северо-западнее Бакшты, у деревни Белый Берег, куда беглецы и перегнали свои немецкие «кукурузники».
Их самолеты были двухместными, и каждый взял с собой пассажира. Москалец – своего авиамеханика, Карапетян - работавшего на строительстве Лидского аэродрома бывшего штурмана Пе-2, сбитого весной 1943 года, Юрия Лабутина-Горского. Чкуасели – девушку Симу из Ленинграда.
Под меткие выстрелы и угодил его Arado-66C. Не все были в курсе угона. Чкуасели сумел спланировать на луг у деревни Островцы, а повреждённый самолёт скатился прямо в реку Березина. Чкуасели с Симой отделались лёгким испугом, и пошли к месту встречи с партизанами пешком.
29 Декабря 1944 года Москальца, Карапетяна и Чкуасели арестовали. На допросах они заявляли, что на службу к немцам пошли с единственной целью перелёта к своим. Но факта измены присяге и даже номинального участия в антипартизанских операциях это не отменяло.
17 Марта 1945 года военный трибунал Московского военного округа дал им по 10 лет лагерей. Свои сроки они отмотали, а в 1959 году были реабилитированы.
Вот в чём разница: Девятаев не давал согласия служить врагу. Даже номинального, «в целях перелёта к своим».
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!
Как вы насколько справедливо наказали героев статьи?