Найти тему
Николай Цискаридзе

Леонид Марков: Такой актер – это же явление на экране

«Элем Климов пробовал его на роль Григория Распутина в свою картину "Агония". Но Леня посмотрел спектакль с Алексеем Петренко – еще одним претендентом на роль – и позвонил Климову: «Берите Петренко. Он моложе меня и больше похож на Распутина». Кто еще из актеров так бы поступил?»
(Римма Маркова о своем брате Леониде Маркове)

Статного блондина с гипнотическим взглядом считали надменным, нахальным, дерзким и отчасти это была правда, но в душе он оставался настоящим ребенком, не мог отстаивать свои интересы, плести интриги и бороться за место под солнцем. Особенно не любил Марков нечестной игры и продвижения любой ценой.

Так, в одном из театров, где служил Леонид Васильевич, актриса стала получать ведущие роли после того, как побывала в «гостях» у главного режиссера. Когда же ей дали звание народной артистки СССР, все коллеги начали поздравлять фаворитку «главного». А Марков, поцеловав актрисе руку, заметил с улыбкой: «Вы-то, я надеюсь, понимаете, что это недоразумение...»

На сцену Леонид попал в 6 лет. Его родители были артистами, и если в спектакле были роли для детей, то их отдавали обычно Римме и Леониду Марковым. Вот как вспоминала их актерское детство старшая сестра Римма Васильевна Маркова.

«Поскольку он был красивым мальчиком, однажды ему досталась роль девочки. А я, наоборот, – не по годам рослая, конопатая и мосластая – играла мальчишку. Может, поэтому Леня невзлюбил актерскую профессию... А дело было так.
В 1934 году в Якутском театре специально под нас поставили мелодраму "Дети улицы". Я играла Кольку девяти лет, он – мою семилетнюю сестру Вальку. По сюжету герои-сироты во время гражданской войны бедствуют. Чтобы купить лекарство заболевшей сестре, брат идет воровать – лезет в карман к рабочему. Возмущенный пролетарий хватает воришку с поличным, но потом, разобравшись, что к чему, забирает детей в свою семью. Но сестра все равно умирает.
Представьте сцену: ночь, все в доме спят. Текст Лени: "Колька, братик, я задыхаюсь!" Я просыпаюсь: "Валька, сестричка, не умирай, я тебя прошу, не умирай!"
Мама рассказывала, что во время этого спектакля у театра дежурила карета "скорой помощи" – женщины падали в обморок. В финале неизменно устраивались обвальные овации, а сердобольные тетеньки с конфетами и пирожками рвались за кулисы нас обцеловывать»
-2

Театры буквально дрались за Леонида Маркова. Он переиграл на сцене весь звездный репертуар. Вот как вспоминал Маркова один из его друзей Леонид Ивтифьев.

«Он умел приковывать к себе внимание на сцене. Можно даже сказать, что у него была своя "Марковская" пауза. В "Царской охоте" была сцена, когда он пытается снять кольцо, которое подарила ему самозванка, выдающая себя за дочь Петра. Он крутил его, пытался стянуть, две минуты он ходил по сцене и снимал это кольцо. Весь зал просто замер в тишине. Но когда сорванное кольцо полетело за кулисы, зал взорвался овацией»

Кстати именно брат и сестра Марковы открыли миру Иннокентия Смоктуновского. Приехав к родителям в Махачкалу, они пересмотрели весь репертуар местного театра, и конечно обратили внимание на талантливого Кешу. Стали приглашать к себе домой. Провинциальные актеры тогда бедствовали. Смоктуновский подрабатывал фотографом на всяких торжественных мероприятиях.

-3

Марковы его привезли в Москву, показали во всех театрах. В итоге он остался в Театре Ленинского комсомола. Получал 7 рублей за выход. Спал у них в комнатке на полу. Впоследствии Римме Васильевне он подписал свою книгу : «Сестра моя, не знаю, что бы со мной было, если бы не ты».

А вот в кино у Леонида Маркова было не все так радужно. Многие роли, которые он мог бы сыграть, прошли мимо него. «Работать локтями» он не умел. Однако в конце 70-х и начале 80-х годов Марков создает галерею запоминающихся героев. В знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Гараж» он играет роль крупного ученого. А в фильме Гавриила Егиазарова «Коней на переправе не меняют» Леонид Марков играет руководителя Анатолия Борисова, в фильме «Красное и черное» играет господина де Реналь, в культовом фильме 70-х «И это все о нем», создает образ человека с ярким отрицательным обаянием Петра Петровича Гасилова.

-4

Одной из самых заметных киноролей Леонида Маркова стал Урбенин в драме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», экранизации повести Чехова «Драма на охоте». Актер создал образ тихого и приниженного Урбенина.

«Думаю, в кино его не смогли "раскрыть" из-за извечной российской безалаберности. Такой актер – это же явление на экране. Талантам нужно давать дорогу, потому что они до обидного не защищены в этой жизни. Да что говорить, если даже Раневская годами сидела без ролей!» – сказала как-то Римма Маркова.

Николай Цискаридзе