Автор Елена Воробьева
Гольшаны – агрогородок в Гродненской области, недалеко от Ошмян. Расположен на реке Гольшанка. Население Гольшан – около семи с половиной тысяч человек. Думается, первая буква этих географических названий – признак влияния белорусского языка. Все-таки просится по-русски писать Ольшаны, а название реки – Ольшанка.
Гольшаны известны множеством легенд, одну из которых (о сбежавшей от тирана-мужа с княжеской казной княгине Ольшанской) взял в основу детективной повести под названием «Черный замок Ольшанский» белорусский писатель Владимир Короткевич.
Впервые Гольшаны упоминаются в древней летописи «Хроники Быховца» при повествовании о том, где обосновались дети Великого князя Литовского, Русского и Жемойтского Романа: «А четвертый брат, Гольшис, перешел реку Вилию и нашел гору красивую между горами над рекой Вильно за милю до впадения ее в реку Вилию, против Роконтишек, и создал город, и назвал своим именем, Гольшаны, и пробыл там немного. И оттуда ездил на охоту в пущу за десять миль от того своего города, и нашел красивую гору, окруженную великими равнинами и наполненную богатствами, и понравилось ему там, и он там поселился, и на той горе создал город над рекою Кораблем, и переселился оттуда, и там начал княжить, и назвался князем Гольшанским». Историки сходятся во мнениях, что это событие относится к 1280 году.
С 13 по 16 век местечко принадлежало князьям Гольшанским, из которых происходила Софья Гольшанская – супруга великого князя и короля Польского Ягайло Ольгердовича.
В 1387 и 1406 годах местечко Гольшаны упоминается в Новгородской летописи: «А се имена градом всем русским дальним и ближним… А се грады Литовские… Гольшаны…». Известно, что в 1440 и 1492 годах в Гольшанах проводились совещания влиятельных шляхтичей Великого княжества Литовского.
С 1525 года местечком владели князья Сапеги, к которым Гольшаны перешли через женитьбу Павла Ивановича Сапеги на последней из Гольшанских - Елене Гольшанской.
В 1618 году внук Елены Гольшанской - Павел Стефан Сапега начал строительство нового каменного замка, костела и жилого корпуса монастыря францисканцев.
(Павел Стефан Сапега - государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, дворянин господарский (с 1588 года), конюший великий литовский (1593—1623), подканцлер литовский (1623—1635), староста тельшевский, ошмянский и гомельский, неоднократно избирался послом на сеймы. Приближенный короля Стефана Батория, а после восхождения на престол и короля Сигизмунда Третьего Вазы, участник многих военных кампаний. Сыграл важную роль в государственной и общественной жизни Речи Посполитой.)
В 18 веке Гольшанские земли Сапег были разделены между кредиторами и находились во владении Кунцевичей, Мосевичей, Пацев и других. В 1746 году местечко перешло во владение рода Жаб.
В 1795 году после третьего раздела Речи Посполитой Гольшаны вошли в состав Российской империи как местечко Ошмянского уезда Виленской губернии.
В 1832 году российскими властями был закрыт монастырь францисканцев, а в здании монастыря расположился российский гарнизон.
В 1871 году в Гольшанах произошел крестьянский бунт против местного горожанина и российских властей.
В конце 19 века Гольшанским замком владел российский военнослужащий Горбанев, который приказал разобрать большую часть замка на кирпич. Кирпич Горбанев использовал для строительства корчмы, а его излишки продавал.
С 1921 года местечко входило в состав Польши, с 1939 года — в состав БССР. Последние жители покинули замок в Первую мировую войну, а после Великой Отечественной войны все, что можно было разобрать, разбирали с целью возведения колхозных построек.
С 1941 по 1944 год Гольшаны, как и множество белорусских земель, находились под немецкой оккупацией, евреи были согнаны в гетто и впоследствии убиты.
Гольшаны не обладают ни развитой инфраструктурой, ни промышленным потенциалом. Богатые на исторические достопримечательности Гольшаны – туристически интересный объект.
Визитной карточкой Гольшан можно назвать фестиваль «Гольшанский замок», который уже приобрел свою историю и традиции. Легендарный замок рода Сапег ежегодно собирает у своих стен любителей средневековой культуры, рыцарских турниров, народных ремесел, а также ценителей аутентичной музыки и театрального искусства.
Старые и новые легенды Гольшан.
Местечко Гольшаны – такое место, где на каждом шагу можно встретить или призрака, или привидение, или обоих сразу. Именно здесь прогуливаются Черный Монах и Белая Пани, по ночам работает старая заброшенная мельница и смотрят кошмары журналисты, обрушиваются стены на неугодных, крадущих кирпич из старой кладки, и падают в подвалы телевизионные актеры.
Легенда первая - о Белой пани, бродящей в монастыре францисканцев.
Как говорит легенда, строителям монастыря было обещано большое вознаграждение за возведение объекта в заданный срок. Однако при строительстве одна из стен всё время давала трещину и несколько раз обрушивалась. Тогда рабочие подумали, что для того, чтоб это прекратилось, необходимо принести жертву и решили, что первая женщина, которая придет, станет этой самой жертвой. Этой женщиной оказалась жена одного молодого рабочего, которая принесла обед мужу, - ее и замуровали в злосчастную стену.
Спустя время оказалось, что эта легенда и не легенда вовсе. Во время раскопок, проводившихся в монастыре, был обнаружен скелет девушки. Рабочие, захоронившие останки, в скором времени скончались, а могилу после перезахоронения обнаружить так и не смогли.
По другим данным кости так и не были захоронены, а положены в коробку, которая находилась у одного из исследователей, по еще одним – обнаруженные останки - не девушки, а мужчины. Некоторые исследователи сообщали, что и не человека вовсе.
В последнее время Белую Пани встречают все чаще. Поговаривают, что она недолюбливает мужчин: после встречи с ней мужчины на некоторое время теряют ориентацию в пространстве.
Легенда вторая – о Черном монахе.
Эта легенда рассказывает, что молодой небогатый шляхтич Гремислав Валюженич влюбился в княжну Ганну Гольшанскую. Девушка отвечала ему взаимностью, но ее отец был против этих отношений. Вопреки воле отца Ганны, юноша пробирался в замок ночью в одеянии монаха. Для соблюдения родовой чести князь Гольшанский велел замуровать юного романтика в одной из стен замка в Гольшанах.
С тех пор душа юноши не может найти покоя. И ходит он по подвалам и галереям дворца как тень Черного монаха, наводя ужас на случайных прохожих.
Легенда третья – о том, как ночью оживает старая мельница.
Жители Гольшан говорят, что если (не приведи Господь) ночью вдруг довелось идти мимо старой заброшенной мельницы, то слышно, как скрипят жернова, ржут лошади и ведутся разговоры. Все это наводит на жителей деревни страх и ужас.
Легенда четвертая - снова о Белой Пани.
Однажды в Гольшанах пришлось заночевать двум молодым журналисткам. Так как гостиницы в Гольшанах не было, местом ночлега был выбран монастырь францисканцев. Пока одна девушка спала, вторая любовалась выразительным сводчатым потолком комнаты монастыря. И вдруг в одном из углублений стены стала вырисовываться тень. Когда она разрослась до таких размеров, что полностью закрыла окно, на ней словно мелом нарисовался силуэт худенькой девушки в полуистлевшей одежде. Журналистку охватила паника, но ни бежать, ни кричать она не могла — ее словно парализовало. В этот момент с плачем вскочила с постели спавшая рядом подруга — похожий кошмар преследовал ее во сне! Время как будто остановилось: за окном начало светать, а девушкам казалось, что видение длилось всего несколько минут.
Легенда пятая – современная.
Как–то группой Белорусского телевидения снимался сюжет для новогодней программы. Актеры должны были изображать Черного Монаха и Белую Пани, прогуливающихся по монастырю францисканцев. Сделали 12 дублей — все напрасно, все плохие. А когда после тринадцатого и тоже неудачного дубля актриса, игравшая Пани, возвращалась на «исходную», она, без видимых причин (перила были сделаны надежно), свалилась с лестницы в подвал и сильно расшибла голову. Сама актриса рассказывает, что почувствовала резкий толчок в грудь.
В 2000 году в Гольшанах побывала экспедиция гомельской организации «Парамир», которая занималась исследованиями аномальных явлений, и в том числе феномена гольшанских привидений. В монастыре систематически срабатывали установленные в кельях и коридорах датчики специальных приборов, направленные на обнаружение движения крупных объектов и всплесков энергии, самопроизвольно засвечивалась фотопленка, часы давали погрешность на 10-15 минут, быстро садились аккумуляторные батареи. Но самое главное — практически все участники экспедиции, ночевавшие в монастыре и «башне призраков», либо видели тени, силуэты и световые пятна либо слышали звуки шагов, шорохи одежд, стоны.
В Гольшанах туристам расскажут и другие легенды, и вариации уже имеющихся, но, что примечательно, все они имеют мистически-темный оттенок. Если кого-то всерьез и надолго заинтересовали гольшанские призраки, рекомендую к прочтению статью Ильи Бутова «Гольшанское привидение: разбор по косточкам».
Замок Гольшанский.
Во время владения местечком князей Гольшанских замок, как и многие строения того времени, был деревянным.
Каменный замок в Гольшанах был заложен Павлом Стефаном Сапегой в первой половине 17 века.
Изначально он строился как оборонительное сооружение, но со временем стал играть роль жилья: убрали центральную входную башню, угловые шестигранные башни уменьшили по размеру и увеличили в высоту. Гольшанский замок - один из лучших архитектурных и хозяйственных комплексов своего времени.
Замок не раз перестраивался. В результате археологического исследования в 1981-1983 годах ученые выявили три этапа строительства, которые отличались видом использованного кирпича, известкового раствора и способом кладки.
На замковой территории располагались кухня, винокурня, баня, цейхгауз, изба гайдуков (охранников) и городничего, тюрьма и другие объекты. Кроме жилых помещений в замке находились уникальная библиотека, в которой хранились документы государственной важности, оружейная. Под двумя этажами находились подвалы, каждый из которых имел свое назначение – пивной, медовый, винный.
Внутри дворец был богато украшен и обставлен: живопись на стенах, отделанные кафелем печи, лепнина на потолке и каминах, большое количество богатой мебели и иной утвари.
Рядом с замком создали три прекрасных рукотворных озера, и как будто дно каждого из них было выложено плиткой.
Вероятно, замковый комплекс был таким:
Замок сегодня.
Гольшанский замок сохранился лишь в виде руин, вместе с тем в настоящее время идут работы по его восстановлению (вернее сказать, отстройки заново). В Государственной программе «Культура Беларуси» на 2021 – 2025 годы указано, что за счет средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, средств бюджета, предусмотренных Государственной инвестиционной программой, ведутся ремонтно-реставрационные работы на знаковых памятниках архитектуры Беларуси, и в том числе бывшем замке Сапег с фрагментами оборонительных сооружений в агрогородке Гольшаны Ошмянского района.
В настоящее время восстановлена Северная башня (в ней открыт музей), выполнены работы по консервации и укреплению стены северо-восточного корпуса. Кроме того, можно подняться по металлической лестнице на верх башни и полюбоваться Гольшанами сверху.
На сегодняшний день разрабатывается проектная документация по консервации и музеефикации северо-восточного корпуса – здесь планируют самые масштабные ремонтно-реставрационные работы. А пока каменный цветок (так называют Гольшанский замок) расцветает, растет и его туристическая привлекательность.
Читайте нас в Вконтакте, Telegram и Instagram. Присоединяйтесь!
Наш Портал
NPR.BY