Военная спецоперация на Украине наглядно продемонстрировала неразрывную связь энергетики и политики, радикальным продолжением которых являются боестолкновения. Учитывая, что военные с широкой публикой обычно не общаются, экспертное сообщество при анализе географии и объектов очередных ударов сразу отметило важную особенность. Не считая сиюминутных отключений света и воды, действия российских военных были направлены на получение кумулятивного эффекта. И он наступил.
По заявлению украинского атомного монополиста, национальной компании «Энергоатом», начиная с 13:00 часов 18 декабря все подконтрольные Киеву АЭС, а это сразу девять энергоблоков находятся в строю. Победа была омрачена уточнением, что после массового ракетного удара 16 декабря все девять реакторов работают в режиме ограниченной мощности.
Известно, что на каждой паре реакторов мощность генерации снижена не менее чем на 600 мегаватт, то есть по три сотни в каждом атомном брате. Поразительно, что оператор смог даже в противовес жесткой информационной цензуре назвать причину спада. Оказалось, что в то время, как разнокалиберные украинские политики, эксперты и блогеры смеялись над «древними и неэффективными» российскими ракетами, которые почти все «сбили», энергетическая инфраструктура все больше уходит в нокаут. Или блэкаут, тут уже кому как больше нравится.
Скорее всего данное заявление «Энергоатома», как это принято на чрезвычайно свободной и демократической Украине, впоследствии исчезнет или сильно изменится в своем смысловом содержании. Но теперь все равно. Этот важный словесный воробей уже улетел.
Наверное, все уже видели фотографии больших городов Украины в раннюю декабрьскую мглу, а также с весьма умеренной температурой радиаторов отопления. Власти могут вести сколько угодно духоподъемных роликов и хвастаться тем, как легко смогут обойтись без благ цивилизации. Но только не с проклятыми москалями.
Фактически же жизнь в таких условиях, да еще и в разгар зимы, будет приводить к нарастанию усталости. На государственном уровне это вызовет (и уже вызывает) миграцию населения из городов в деревни, а также за рубеж. Таким образом, в перспективе уменьшится не только количество городского населения, но и всего населения страны в целом.
Кто не верит в этот вывод и больше доверяет бравым видео, снятому украинцами с большим мастерством, может провести простой эксперимент.
Отключите электропитание в квартире, отключите горячую воду и холодную воды. Закройте канализационный стояк, раз за несколько часов используйте мобильный интернет и отправляйте естественные потребности в пакет или ведро на улице. Запишите время, на которое вам хватит вашего упорства.
Здесь, конечно, нужно оговориться, что украинские энергетики и коммунальщики прилагают титанические усилия, латая древние и изношенные — еще советские — тепло- и электросети. К примеру, мэр Киева Кличко заявил о том, что в столице вновь есть отопление и будет открыто два станции метро. Но они не новые и были запущены еще Виктором Януковичем, но кому это интересно? Тем не менее общая ситуация, дополненная заявлением «Энергоатома», возвращает нас к исходному разговору.
Даже самый поверхностный анализ позволяет с полным основанием констатировать два факта.
Конечно же очевидно, что наше Минобороны не постеснялось обратиться за консультациями к экспертам по вопросам обороны и потому на первый взгляд слабые удары все больше облекаются в видимую оболочку темноты. Во-вторых, подтверждена правильность выбранной стратегии, когда были посрамлены многочисленные сетевые крикуны, недоумевавшие, почему «Калибры» и «Герани» не летят по крупным энергетическим объектам вроде распределительных подстанций АЭС. На фоне того, что самозваные эксперты требовали ударить по самому сердцу в первую очередь, военные и энергетики доказали, что остановить это самое сердце можно, серьезно нарушив работу малых сосудов или распределительных сетей.
Киев в настоящее время имеет три атомные станции — Хмельницкую, Южноукраинскую и Ровенскую. На них греют воду два, три или четыре атомных реактора соответственно. При этом, учитывая отток миллионов граждан и фактический коллапс промышленности, этого должно было с запасом хватить для обеспечения потребностей оставшихся. Но здесь суровая мощь советских АЭС оказалась не благословением, а чемоданом без ручки. Специалисты готовы отправить потребителю тысячи мегаватт энергии, проблема заключается в том, что транспортные системы работают на пределе возможностей или уже выведены из строя.
Для того, чтобы лучше понять происходящее, мы воспользуемся простой и наглядной аналогией.
Представьте, что у вас есть водозаборная башня, в которой скопилось несколько тонн воды. К нему ведет трубопровод большого диаметра, разбегающийся сетью все более мелких труб, по которым жидкость поступает в дома местных жителей. По трубам обычно вода продвигается под воздействием силы гравитации и собственной массы. Размеры трубы строго рассчитаны так, чтобы гарантировать надежную работу. Однако в один момент значительная часть конечных тонких трубочек выходит из строя и более не используется. Количество и объем прокачиваемой воды остались прежними, то есть нагрузка на оставшуюся, конечную сеть все выше с каждой новой потерей. И в конечном итоге это приведет к прорыву, а затем затоплению.
На самом деле аналогия очень условна, и в случае с электроэнергией из-за чрезмерной нагрузки на входе сети произойдет не разлив, а замыкание и возгорания линий электропередачи. При этом электричество нельзя хранить в баках или цистерне, его нужно мгновенно передавать в транспортную инфраструктуру, которая регулярно встречается с изделиями российской оборонки. Вот и получается, что в теории у Киева есть девять реакторов общей установленной мощностью 7800 мегаватт, а на практике можно использовать не более шести тысяч с прогнозом дальнейшего уменьшения.
Украинцы не были бы собой, если бы даже в такой ситуации не попали в коррупционный скандал.
Информационные средства массовой информации Украины (что очень важно) только на протяжении осени несколько раз взрывались публикациями о том, что пока население поголовно сидит без света и затягивает пояса в надежде на эфемерную победу над Россией, киевский режим под шумок наращивают продажи электроэнергии за рубеж. Поскольку энергокомпании (вроде ДТЭК, которому принадлежит Бурштынская ТЭС) давно перестали публиковать данные экспортных перетоков, украинские журналисты провели приблизительные расчеты и сравнили средние производственные показатели в период массовых отключений и средний объем потребления. Цифры все никак не сходились, точнее говоря получалось так: генерация шла в никуда и проходила мимо домов и квартир украинцев. При этом анализировались цены на европейские биржи, из чего следовало, что-либо мегаватты съели мыши, или кто-то без огласки получил сверхприбыль в миллионы долларов. Однако никто не был прямо обвинен, и статьи подобного рода быстро исчезали из широкого поля зрения.
На Украине в ближайшее время ситуация с электроснабжением, от которого зависит работа критической городской и коммунальной инфраструктуры будет планомерно ухудшаться. По двум причинам: «Калибрам» абсолютно все равно, какие сказки рассказывают населению командиры ВСУ. Украинским олигархам интересна лишь текущая цена мегаватт-часов на биржах Евросоюза.
Армия России проводит специальную военную операцию на Украине с 24 февраля.
Активные боестолкновения наблюдаются на всей линии соприкосновения. Политолог Михайлов, например, рассказал о предстоящей катастрофе ВСУ из-за действий армии России. Положение украинских националистов стремительно ухудшается, потому что армия РФ меняется и продолжает наступать.
Американское издание The American Conservative (TAC) заявило, что США готовятся пойти на уступки России по Крыму и Донбассу: в планах Вашингтона — сделать шаг навстречу России. По словам источника, американская сторона «надавила» на президента Украины Владимира Зеленского, и в ближайшее время нас могут ожидать перемены.