В начале XX века в Москве был лишь один памятник Гоголю, который появился в 1909-м году на столетие со дня рождения писателя.
Установили его на частные деньги, да не просто на частные, а на народные! Ведь деньги на него собирали всем миром. Сегодня мы бы назвали сие - "краудфандинг". На открытии памятника собрались 4.000 человек (!), хотя планировалось, что будет не более тысячи. Событие было грандиозное. И ожидался невероятный восторг публики, если бы не одна омрачающая событие деталь. Но обо всём по порядку.
Место для памятника выбрали людное - в начале Пречистенского бульвара, рядом с Арбатской площадью, где жизнь кипела днем и ночью. После установки памятника бульвар переименовали в Гоголевский, который имеет это название и поныне. Вот только памятник там стоит совершенно другой. Впрочем, не будем забегать вперед. В начале века 20 в Москве в целом было не так много памятников, а писателям и подавно. Вот и подошли к делу крайне скрупулезно. Появилась комиссия во главе с Шехтелем, которая должна была утвердить проект памятника к столетию с рождения Гоголя. В течение 4-х лет комиссия никак не могла отобрать оптимальный вариант из десятков проектов. Лишь через четыре года, в 1906 году, был утвержден проект Николая Андреева.
Да и как не утвердить, если Андреев относился к проекту как к чуть ли не главному событию в жизни. Перечитал все произведения, переписки, очерки, воспоминания писателя. На этом он не остановился и предпринял поездку на Украину, ибо еще была жива Ольга Васильевна Гоголь-Головня - сестра писателя. Пообщался он и с другими живыми друзьями писателя. Дальше шла долгая и тяжелая работа, постоянные изменения, поиск того, как передать истинного Гоголя. И Андрееву удалось.
Николай Васильевич тут в момент сильнейшего душевного кризиса. Вот он сидит у камина, куда бросил единственный экземпляр рукописи второго тома «Мертвые Души» и, укутавшись в шинель, погружен в мысли. Это последний период жизни писателя, наполненный творческим кризисом и тотальной депрессией. Вскоре после этого события писатель уйдёт в иной мир. По сей день нет точной информации, от чего именно скончался писатель.
И вот настал момент, который так ждали - открытие памятника! Были сооружены ряды для зрителей, продавались билеты, в ближайших домах за огромные деньги сдавались квартиры с видом на площадь. Да что говорить, если можно увидеть своими глазами фотографии?
В день торжества, 26 апреля 1909 года, Карл Фишер, основатель Русского фотографического общества, запечатлел большое стечение публики на Пречистенском бульваре. И вот заиграла музыка, с памятника сорвали покрывало, и воцарилась тишина…. Автор комедий и наполненных юмором рассказов, вселяющих радость, был угрюм и задумчив. Большая часть публики была не готова к такому образу писателя. Они потребовали убрать памятник, изменить его и наказать автора этого творения. Да просто с глаз долой и с сердца вон!
Но были и высказывающие восторг, а знавшие писателя подчеркивали верность образа. Мнения разделились, но решили уже оставить всё, как есть.
После Революции 1917 года памятник устраивал москвичей. Время было далеко не радостным, и сгорбленная фигура писателя, погруженного в себя, вполне соответствовала настроению. А вот в середине 20-х годов настроение резко изменилось! Люди свято верили, что вот оно, время, когда создаётся новая жизнь! Радость перемен к лучшему маячит в ближайшем обозримом будущем. И грустный писатель-сатирик с этим никак не сочетался.
В 1927 году даже состоялся митинг писателей, требовавших отправить памятник на свалку истории. На этом митинге присутствовал человек, любовь которого к творчеству Гоголя была безгранична. Этим человеком был Михаил Булгаков. Вот только присутствовал он как наблюдатель, никак не митингующий. В итоге он резюмировал: "Их накажут. Нет, не Бог. Их накажет Сатана. Да, явится в Москву и накажет". Эти слова были сказаны задолго до создания романа "Мастер и Маргарита". Прав ли был Михаил Афанасьевич? Определенно лишь то, что те, кто проводил этот митинг, как-то стерлись из истории. А вот Булгаков и Гоголь остались в ней навечно. Кстати, почему Булгаков - фанат Гоголя? Да потому, что он почитал Николая Васильевича своим учителем: "Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью!" Кажется, Булгакову грустный Гоголь был симпатичен.
А вот Советскому правительству, возглавляемому Сталиным, не очень. В 1952 году в "Правде" писали:
"памятник искажает образ великого писателя, трактуя его как пессимиста и мистика".
Работа Андреева была аттестована как "глубоко ошибочная", и в 1952-м, (уже к столетию со дня смерти писателя) на её месте воздвигли второго Гоголя - Весёлого. Что примечательно: грустный Гоголь простоял 42 года, то есть ровно столько, сколько и прожил писатель. Говорят, с Гоголем бок о бок идет мистика. А может, это банальное стечение обстоятельств? На этом интересное не заканчивается, ведь памятник не сразу обрел место, где он стоит сейчас.
Памятник переехал в Донской монастырь. Впрочем, переездом такое назвать трудно, скорее, ссылка. И лишь в 1959-м году его реабилитировали. Оттепель, все-таки. Может показаться странным, но факт: под реабилитацию попадали не только люди, но и произведения искусства. А быть может, реабилитация связана с иным моментом. Бытует версия, что на самом деле "грустного" Гоголя убрали по личному велению Сталина. Якобы раздражала вождя народов столь угрюмая фигура писателя на пути к Кунцевской дачи. Вот прям портила настроение ко всем чертям. Потому и убрали. А Хрущев вернул, дело принципа... Но точного подтверждения этому нет.
Одной реабилитации мало, нужно было и достойное место найти. Поставить обратно? А что тогда делать с другим, прозванным "Веселым" памятником Гоголя? Его куда деть? Зря что ли ставили, и комиссия приняла ошибочное решение? Да и как уберешь, если там имеется такая запись на постаменте:
"Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от Правительства Советского Союза 2 марта 1952 года".
Ну, прям подарок писателю. Жалко только, что он сам этого не застал. Нет! Никак нельзя убирать его с площади. Вот и решили, что для «грустного» Гоголя оптимальное место, где писатель и был таким. Так памятник «Грустному» Гоголю появился во дворе бывшей усадьбы графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. В аккурат напротив окон, где писатель провел последние годы жизни. Интересно, сие место посчитали оптимальным вариантом, или и здесь есть мистика с примесью иронии Николая Васильевича?
Андреев всего этого не застал. Он скончался в 1932 году и в Советскую историю вошел как автор знаменитой "ленинианы" (около 100 скульптурных и 200 графических портретов). Напишу откровенно. И хорошо, что не застал, ведь он считал этот памятник своим, пожалуй, самым грандиозным проектом. А какого мнения был автор "Веселого" Гоголя о своём творчество?
Николай Томский однажды откровенно признался, что это далеко не самое удачное его произведение, ибо выполнено было в спешке. Но москвичам памятник понравился. Решили оставить всё как есть. И теперь между "веселым" и "грустным" Гоголем всего 350 метров.
"Юмор Гоголя нам мил,
Слёзы Гоголя - помеха.
Сидя грусть он наводил,
Пусть теперь стоит - для смеха!"
Народное творчество.
Правда, кое-что от "грустного" Гоголя досталось "веселому". Это фонари. И не просто фонари, а одни из старейших. Им уже более века. Появились они в 1909 году, но не на торжественное открытие памятника, а немногим позже. Они из бронзы, а она долговечна.
Обратите внимание на львов! В Москве можно найти точь-в-точь с такой же физиономией на воротах бывшего Английского клуба, сегодня имеющим название "Государственный центральный музей современной истории России".
Москва - замечательный город, в котором кипит жизнь так динамично, что и памятники меняют местоположение. Ну прям ничто не стоит на месте в златоглавой! Я думаю, что есть в этом своя прелесть. А какие еще памятники передвигали в Москве?
Подписывайтесь на канал "О Москве и не только"