В Турции детей определяют в первый класс согласно месяцам жизни. Любой сотрудник откроет калькулятор и посмотрит подходит ли он по возрасту для первого класса или детсада.
Дети в возрасте от 36 до 68 месяцев могут начать обучение в подготовительной школе.
Дети в возрасте 66-67-68 месяцев могут пойти в школу только по желанию родителей. Возраст для обязательного поступления в турецкую начальную школу-69 месяцев. Необходимо учитывать, что учебный год начинается в сентябре. Ваш ребенок может поступить в начальную школу без обязательной дошкольной подготовки.
В Турции как и во многих других странах дети идут в первый класс гораздо раньше чем в РФ. И тут родители попадают в ловушку - с одной стороны если ребенка по обычному российскому 7-8 летнему возрасту отдавать в первый класс то он будет переростком таким в классе. А если отдавать по турецкому 5-6 летнему возрасту, то ребенок еще прям совсем неготовый после российских детских садиков. Какое решение тут правильное? Универсального ответа нет, все дети (равно как и амбиции и восприятие родителей) разные. Кто-то спокойно идет в школу в 6 лет, а кто-то и в 7 лет очень тяжело. Директора турецких школ тоже по-разному относятся с этому вопросу. Кто-то агитирует за детский сад, кто-то за первый класс. У нашего старшего ребенка пограничный возраст был и он мог идти и в первый класс и в садик. Решение было за нами. Младший же однозначно в детсад.
Какие плюсы и минусы этих двух решений?
Если ребенок идет в турецкий детский сад , то
✅ легче адаптироваться к незнакомому языку
В детском саду все-таки больше игровой формы чем в школе и проще понять задания. И нет такой критичной важности в понимании заданий. Одно дело понять как клеить фигурки, а другое дело уроки по культуре, где больше слушаешь.
✅ минимум домашних заданий.
В детском саду задания задают деткам на выходные и они максимально простые. В первом классе школы же задают каждый день задания, на выходные, на каникулы. Объем выполняемых заданий огромен, больше направлен на письмо.
✅ больше свободного времени и игровой формы
в детсаду все-таки ребята в основном играют, а школа уже прям учеба-уроки-перемены. для малыша привыкнуть к другому порядку очень и очень сложно. Мало того что он маленький и хочется играть, нет понимания уроков-перемен так еще и незнакомый язык усложняет понимание правил поведения в классе.
✅ детсад дешевле чем школа (если брать частные формы сада и школы)
стоимость детсада и школы отличается. Например в нашей школе детсад в 2 800, а первый класс 3 300. Иногда стоимость отличается на тысячу лир. Если помножить на год обучения то получается существенная сумма.
Из минусов:
❌ большой ребенок для детсада
скорее всего группа будет смешанных возрастов и ваш 6-7летка попадет в группу с ребятами 4-5 летнего возраста. Например в нашей группе 4леток мальчик 5,5 лет. И он явно старше своих младших одногруппников, и ему в какие-то моменты скучновато. Все-таки ориентир на более младших.
❌ директора говорят что старшие группы детсада по программе схожи с первым классом.
многие из директоров говорили о том, что нет смысла терять год в садике поскольку потом дети в первом классе будут проходить тоже самое. и получается потеря года обучения.
Если ребенок идет в первый класс, а не в детсад, то:
✅ находится в одной возрастной категории с детьми
✅ не повторяет программу (последний год детсада по программе схож с первым классом)
с одной стороны это хорошо, а с другой делать одно и тоже утомительно морально и скучно
✅ уроки в игровой форме, интересные и достаточно простые задания
✅ чем ребенок младше тем проще ему адаптироваться в среде и выучить язык. в школе много часов турецкого и английского языка, что в среде туркоязычных детей делает максимальным погружение в иностранный язык и волей-неволей ребенок начинает его понимать и принимать
✅ становится более организованным, чувствует свою важность, взрослость
помогает стать дисциплинированнее и почувствовать ответственность, стать более самостоятельным в обслуживании себя, в бытовых вопросах
✅ проходит экспресс-курс турецкого языка
детям-иностранцам школы проводят уроки по экспресс-изучению турецкого языка. в некоторых школах и для родителей есть такие курсы. во многих школах это бесплатно, в нашей же платно.
Из минусов первого класса в турецкой школе:
❌ тяжелая адаптация к школьному ритму на фоне незнакомого языка
школьный ритм все-таки отличается от садичного - полноценные уроки, где надо сидеть и слушать, ходят в столовую, некоторые предметы в разных кабинетах, дети должны быть дисциплинированы и не опаздывать на уроки. незнакомые условия школы усугубляются незнанием языка. например если в садике нормально встать и побежать, походить, то в школе это недопустимо и учителю-турку сложнее донести это до ребенка-иностранца
❌ уроки-уроки школьного формата (прописи, более взрослые предметы)
хоть уроки часто в лайтовой форме, игровая подача материала но все-таки это обучающий процесс
❌ не наигрывается в течение дня
нет свободного времени именно для игры в течение дня, перемена не дает такой замены. дома во внеурочное время некогда играть и гулять поскольку много домашнего задания
❌очень много домашнего задания
в нашей школе домашнее задание и каждый день и на выходные и на каникулы задают. есть школы где домашнее задание делают именно в школе как доп.урок. у нас предполагалась такая же ситуация, но по факту уроки практически полностью делаются дома с родителями.
❌ практически нет времени на родной язык и "домашнюю программу"
Конечно, каждый ребенок индивидуален и в зависимости от темперамента может вытянуть-не вытянуть программу.
Наш опыт:
Мы отдали старшего ребенка 6,7 лет в первый класс. Русскоязычных детей не было в первый месяц. Позже стали добавляться и на данный момент их слишком много на класс.
Очень сложно было именно с тем чтобы он не бегал по школе, не опаздывал, не ходил и не занимался посторонними делами на уроке. Именно проблема организации была первоочередная.
Потом появилась вторая - вливание в коллектив русскоязычных детей. Они стали шептаться, баловаться на уроке. Сложно проходил процесс чтобы эти действия прекратить. Впрочем в классе есть и очень тихие, послушные, дисциплинированные ребятки.
Третья проблема - очень и очень много домашнего задания. Искренне жаль детей которые после 8 уроков приходят домой и делают уроки вместо того чтобы носиться-играться-заниматься родным языком.
Из плюсов - сын делает успехи в изучении языка, учитель хвалит его.
Появились турецкие друзья и "любовь"-турчанка. Девочка пишет записки и делает открытки и подарочки с надписью "я тебя очень люблю". Благодаря ей у нас решилась проблема дисциплинированности и адаптация в турецком коллективе прошла достаточно мягко.
Ребенок стал чувствует себя важным и значимым оттого что ходит в школу, а не в садик. Это помогает ему в дисциплинированности и организованности.
Очень способствовали учителя - они окружили его любовью и заботой, очень хорошие отношения с классной учительницей. Интересные занятия, которые очень нравятся. Ребята в классе одной возрастной категории. Поначалу очень сложно было начать делать уроки, но сейчас с удовольствием бежит заниматься и не нужно заставлять делать уроки. Все на добровольной основе. Мне чаще не хочется делать уроки, но выбора нет))) Как и родителям тренировка в изучении языка.
Будь у нас этот опыт отдали бы в садик, а не в первый класс? Сложный, очень сложный вопрос. И пока что на него нет однозначного ответа. Тяжело бесспорно, но тем не менее ребенок тянет программу.
Что касается младшего, он с удовольствием ходит в детсад, делает домашние задания выходного дня. Но у него и не последний год детсада, а вполне себе лайтовый вариант.
Учителя каждый день скидывают отчеты о прошедшем дне. В детсаду интересные, веселые занятия, больше игры и "тусняка".
Расписание уроков для примера. Для себя сделали в первые дни не только в турецком формате, но и с переводом. Чтобы и запомнить названия уроков и проверить все ли взяли на сегодня.
Какую школу мы выбрали нашим детям в этой статье