Знаете, надо быть совсем долбанутым, чтобы отрицать тот огромный вклад в математику и астрономию, который внес Иоганн Кеплер (1571-1630). Его законы движения планет, все эти эллипсы и радиусы-векторы, актуальны до сих пор и даже используются в космонавтике при выводе кораблей на орбиту. Но Кеплер не был ходячим калькулятором, он был живым человеком, причем в довольно дремучие времена, когда наука как таковая только формировалась. Тогда не было академий наук, тогда не было Нобелевских премий и индекса Хирша (за последнее вот прям обидно). Люди ощупью подбирались к пониманию того, как устроен этот странный мир, и в таком деле в бой шли все средства изучения.
Ни для кого не секрет, что Кеплер занимался астрологией. Этим фактом сейчас даже ребенка на ночь не напугаешь. Астрология была и остается средством заработка на суеверных гражданах и тех, кто не мамонт… И хоть уже тогда многими астрономами она считалась чем-то маргинальным, если не сказать мракобесным, Кеплер занимался ей довольно много. Кто-то считает, что он делал это по принуждению, только ради заработка, ведь с деньгами у него действительно все было туго на протяжении всей жизни. Но это ни в коем случае не значит, что Кеплер не воспринимал ее всерьез! Один только факт того, что он составлял гороскопы для своих друзей и для себя самого, уже должен обо всем говорить.
Но помимо гаданий по звездам и трактовок, что же произойдет, когда Юпитер войдет в Деву (особенно если ретроградно), многие ученые мужи того времени занимались еще и алхимией. И вот тут вопрос намного тоньше. Если тебя застукают за поиском философского камня, то можно и от папы по шапке получить, от папы римского, само собой. Адептам алхимии приходилось тщательно скрывать свою деятельность, своего рода тайное общество с Блек Джеком и Ребисом Андрогином, так что многие алхимики, дабы не быть опозоренными и отлученными от церкви, унесли этот секрет с собой в могилу.
Сейчас доподлинно известно, что наставник и коллега Кеплера, Тихо Браге, был как раз из этого круга, и положил приличную часть жизни на алхимические исследования. А знаете кто лучший друг алхимика? Конечно же ртуть! Да-да тот самый токсичный металл из категории… ай, ладно, я все равно не химик. Это сейчас ты при виде разбитого градусника прыгаешь от ужаса до потолка, даже если градусник электронный, а тогда ее не просто не боялись, ее могли прям пить! Что? Зачем? Ну тогда полагалось, что с помощью ртути (и многих других интересных веществ) можно и лекарства делать и жизнь продлевать. И тут прям есть момент злой иронии: кто-то разок как следует ей надышался и словил тяжелое ртутное отравление, а кто-то хлебал ее годами и вроде как ничего. Но это самое “ничего” может позже обернуться не самыми очевидными последствиями. Длительный контакт с ртутью может приводить и к почернению зубов, и к помутнению разума и даже к галлюцинациям. И вот Тихо Браге, кажется, и заплатил максимально высокую цену. Одна из основных версий причины его внезапной смерти - отказ почек, вызванный длительным употреблением небольших доз ртути и золота.
Но я вроде собирался писать про Кеплера… Долгое время не было никаких свидетельств того, что Иоганн Кеплер тоже был последователем этого учения. Никаких алхимических записей или лабораторий не было обнаружено. Ну и вроде как круто, зачем теребить прошлое, если можно не теребить? Но нет, в 2019 году в журнале о прикладной и аналитической химии Talanta была опубликована интересная статья “De re metallica. Johannes Kepler and alchemy”. В ней группа химиков из Милана и инженеров из Израиля рассказывают, как провели химический анализ 20 страниц рукописей Кеплера, предоставленных петербургским архивом РАН (да, большая часть его рукописей хранится в Санкт-Петербурге).
В исследовании использовалась специальная пленка EVA (ethylene vinyl acetate), которая реагирует на ионы металлов и позволяет проводить на масс-спектрометре анализ хрупких артефактов, например, рукописей. Так вот, по результатам исследований, на пергаменте были обнаружены следы золота, серебра, мышьяка, многочисленные соединения свинца и… ртути, значительно превышающие фоновые значения. Судя по всему, на бумагу они попали с пальцев и рукавов Иоганна. Это может означать, что как раз во время написания этой рукописи, а это почти 20 лет, он практиковал алхимию причем так активно, что все это оставалось на руках и одежде.
Это, конечно, косвенное доказательство, и кричать “Кеплера уличили в алхимии ъуъ!” пока что рановато. К тому же, это пока единственный аргумент в пользу занятий алхимией великим математиком. В любом случае, даже если так и было, и Кеплер закидывался ртутью так же часто, как я закидываюсь антидепрессантами, это ни в коем случае не отменяет величайшего вклада Иоганна Кеплера, который он внес в естественные науки. И если извлекать из этой истории мораль, то звучать она будет следующим образом: “Мойте руки как следует, иначе кто-нибудь потом проверит, чем вы занимались в свободное от работы время”