Найти тему
nsknews.info

Несносные ларьки: как борются с незаконной торговлей в Новосибирске

Снести почти 600 киосков в этом году — такую задачу озвучила мэрия Новосибирска в начале 2022-го. Среди них — так называемые вновь выявленные и незаконные нестационарные торговые объекты. Зачастую это не просто павильоны и ларьки, которые стоят не там, где нужно. Они вдобавок портят облик города. Нарушителям выдают предписания, далее — демонтаж. Как это организовано сейчас и насколько удаётся очистить улицы от лишних торговых точек? Об этом «НН» поговорили с начальником управления художественного облика города мэрии Новосибирска Олегом Хорошуновым как раз во время очередного демонтажа.

Марина Аверина

Марина Аверина: Олег Владимирович, буквально несколько лет назад горожане шутили по поводу несносных киосков. А что сейчас?

Олег Хорошунов: Эта работа ведётся очень давно силами администраций районов, департамента инвестиций и предпринимательства, нашего департамента. Мы отвечаем за финальную стадию, за демонтаж. Что касается данного конкретного объекта. Он стоит незаконно с 2019 года, бесхозный, собственника якобы нет, найти его не удаётся. И вы видели, здесь обычная, классическая тактика у предпринимателей — заставить с двух сторон машинами, чтобы не было возможности подъехать и демонтировать. Плюс, очень часто применяется тактика, чтобы там был человек. Мы все эти проблемы знаем, с ними боремся, знаем собственника. Это известный «предприниматель», который считает себя умнее других, что он может играть в такие игры. Но правоохранительные органы, надзорные органы очень внимательно следят за такими объектами. Здесь мы чётко можем сказать всем, кто ставит незаконно: уберите объекты сами.

Скриншот: видео nsknews.info

Марина Аверина: Что вы скажете в претензии к предпринимателям, которые говорят, что сейчас непросто бизнесу. С одной стороны, власти объявили так называемый мораторий, а здесь выходят и сносят ларьки, не дают работать.

Олег Хорошунов: Мораторий объявлен только на часть объектов. Это те объекты, у которых закончились договоры, люди продолжают платить. Мы с вами сейчас говорим о незаконных объектах. И самая главная поддержка для предпринимателей, которые хотят заниматься бизнесом, от нас с вами как от власти — это убрать такие незаконные объекты, которые не несут никаких издержек. И не несут никакой ответственности.

Поэтому мы считаем, что главная поддержка предпринимательского сообщества — это поддержать и убрать все незаконные объекты. У нас их порядка 331 осталось в Новосибирске. Вот это поддержка.

Например, стоит предприниматель, который платит всё и действует законно, и стоит тот, который не платит ничего. Ну, какая же это поддержка бизнеса? Это как раз мы его прищемляем, пока такие объекты у нас есть.

Марина Аверина: Когда незаконные ларьки убирают с городских магистралей, это понятно. Но ведь зачастую такие же ларьки стоят во дворах и доставляют жителям не меньше проблем.

Олег Хорошунов: На самом деле, здесь вести диалог с предпринимателями на нашем уровне уже не о чем. Когда эти объекты пришли к нам, они незаконные, владельцы не платят в бюджет, киоски стоят без единых документов и непонятно, чем торгуют. Разговаривать не о чем — только убирать и никак иначе. Что касается объектов, которые стоят на улицах. Мы давно должны понять: то, в каком виде будет наш город, зависит его инвестиционная, визуальная привлекательность, и привлекательность для молодых и талантливых людей. Не надо думать, что город привлекателен только тогда, когда в нём много денег. Деньги, инвестиции — это то, когда город опрятный, красивый и современный. И пока в городе остаются такие объекты, пока есть предприниматели, которые заставляют их машинами и думают, что они самые умные, инвестиционной привлекательности не будет. Пока у нас на гостевых маршрутах, на центральных улицах города будут стоять ларьки, мы вряд ли можем говорить о какой-то инвестиционной привлекательности. Мы вышли с предложением по запрету установки ларьков на ключевых гостевых маршрутах. Мэр город поддержал, дал поручение, мы сейчас совместно с потребительским рынком прорабатываем этот вопрос.

-2

Олег Хорошунов. Скриншот: видео nsknews.info

Но всё, время ушло — всему своё время. И реклама раньше считалась украшением городской среды. Сейчас мы чётко понимаем, что реклама в тех масштабах, в которых она есть в Новосибирске, это уже неуместно, её нужно сокращать. Это комплексное, совместное отношение к своему городу, сокращение нестационарных объектов, приведение в красивый облик. Такие объекты — это шиномонтажка, где отец с сыном работают вместе много лет, стараются там делать какую-то красоту, гирлянды вешают. И автомойка, где работает молодёжь — в этом нет ничего плохого. Но когда это ларёк, который отвратительно выглядит, стоит на центральной улице города, перегораживает тротуар, проходы жителям, мешает уборке снега — это прошлый век, этого быть не должно.

Марина Аверина: Какое количество времени должно пройти, чтобы убрать 330 объектов, которые ещё остались?

Олег Хорошунов: У нас в планах на следующий год — либо сократить полностью, либо фактически сократить. Мы уверены, что в следующем году число таких объектов будет кратно снижено. Ещё раз призываем всех предпринимателей, они все уведомлены, прекрасно знают, где у них незаконные объекты: уберите сами, чтобы не было никаких проблем.

Марина Аверина: Понятно, что такие избушки на курьих ножках — не украшение наших улиц. А как должны выглядеть нестационарные объекты?

Олег Хорошунов: Есть принятые правила благоустройства, облика объектов. За пример взята Москва. Это большое количество остекления, не заклеенного наклейками. Это единый стиль, формат вывесок, размер и так далее. Всё принято, опубликовано, в открытом доступе. Такие объекты есть у нас в городе. Эта работа продолжается. Единственное, в этом году был введён мораторий на изменение внешнего облика, но эта работа будет продолжена. Как должно выглядеть, все понимают. Осталось сделать так, чтобы осуществилось на практике.

Полную версию интервью смотрите в этом видео: