Френк Герберт был человек эрудированный и сюжет самого популярного своего цикла родил из статьи про сберегающие дюны растения.
А вот «Муравейник Хеллстрома», судя по всему, родился из статей про многочисленные закрытые поселения США. Среди них и мормоны, и баптисты, и даже коммунисты. Вот эти ребята как раз зародились в XIX веке и родили общества-коммуны, с полным коммунизмом, без денег и даже семей. Эти коммуны существуют и по сей день, уже в менее коммунистической форме и являя собой артели по производству столовых приборов.
Но роман Герберта начинается как детектив, продолжается как триллер с эротическим налётом и заканчивается... как космическая опера. У меня к автору куча претензий, что же ему пришлось склеивать несклеиваемое? На деле вышел компот, в финал которого особо не веришь.
Во-первых, строить человеческое общество по принципу насекомых... Тут, конечно, зомбиапокалипсисом попахивает. Ну, любимой темой, когда читатель такой умный, а вокруг тонна ходячих мертвецов. С точки зрения биологии, конечно, рывок вниз. И делать эволюцию общества от коммуны до генезиса за триста лет... Это всего 15 поколений... Причём раздают роли и этих ролей люди придерживаются.
Во-вторых, ну, ладно бы сектантский генезис. Но в конце начинается дичь в виде отрезанных от человека средств воспроизводства... точнее, отрезанных остальных частей. А как они поддерживают это всё в жизнеспособном состоянии для получения адекватного потомства.
В-третьих, человейник имеет под землёй большое количество уровней. Там есть упоминание -52 этажа. Следовательно, они уже внедрились на 160 метров где-то. И как копали? Я даже не задаюсь вопросом. Они дже должны были были всю махину человейника укреплять. Нельзя же постоянно копать и копать... Ну ладно, здесь фантастика. Даже то, как люди существуют в холоде и без солнечного света можно не оставлять открытым.
В общем, эксперимент Герберта считаю неудачным. Слишком много вопросов при большом желании построить общество, которое не сильно-то и показывается.