Проведен осмотр внешней поверхности корабля «Союз МС-22», на котором с помощью манипуляторов Анна Кикина помогла обнаружить повреждение отсека корабля.
Роскосмос проинформировал о последствиях внештатной ситуации на околоземной орбите. Напомним, что 15 декабря при подготовке к выходу в открытый космос было зафиксировано падение давления во внешней системе терморегулирования «Союза МС-22». Визуальный осмотр корабля со станции подтвердил утечку теплоносителя, поэтому выход был отменен. По предварительной информации, повреждение могло быть вызвано попаданием микрометеороида или космического мусора в наружный холодильник-радиатор, расположенный на приборно-агрегатном отсеке корабля. Система терморегулирования корабля состоит из двух контуров — внутреннего (контур жилых отсеков) и внешнего (контур навесных радиаторов). Она предназначена для отвода тепла и охлаждения жилого объема (спускаемого аппарата и бытового отсека) и приборно-агрегатного отсека корабля.
Как ситуация отразилась на экипаже?
— Никак, — утверждают в Роскосмосе. — Стоит отметить, что корабли семейства «Союз» эксплуатируются в космосе с 1966 года и за полвека доказали свою надежность и живучесть. Сейчас их последняя модификация — «Союз МС» — используется для доставки экипажей на МКС и их возвращения на Землю, а также как средство для экстренной эвакуации космонавтов со станции в случае необходимости. Необходимости в экстренной эвакуации в настоящее время нет.
После прибытия на МКС Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Франциско Рубио и до момента убытия со станции работают и отдыхают в жилых объемах российского и американского сегментов МКС. «Союз МС-22 находится в законсервированном состоянии, и космонавты изредка посещают его.
В первые дни после повреждения, информируют в госкорпорации, температура в жилом объеме корабля достигала +30 градусов Цельсия, в его приборно-агрегатном отсеке — +40 градусов Цельсия, однако в последние дни с отключением систем корабля температура в его отсеках стабилизировалась на уровне около +30 градусов Цельсия.
Превышение температурного режима в корабле допустимо и не критично ни для функционирования техники, ни для здоровья космонавтов в случае необходимости их нахождения в корабле. Для поддержания комфортной температуры в жилом объеме «Союза МС-22» используется подача с помощью воздуховодов и вентиляторов охлажденного воздуха с российского сегмента МКС.
Как идет выяснение причин повреждения корабля?
Сформированы две рабочие группы для выяснения причин нештатной ситуации, анализа технического состояния корабля и выработки рекомендаций по дальнейшим действиям наземных специалистов и экипажа российского сегмента станции. Они анализируют всю информацию, поступающую с борта МКС и «Союза МС-22».
Специалисты ЦУП постоянно контролируют и анализируют функционирование систем российского сегмента станции и корабля.
16 декабря был проведен ряд тестов систем «Союза», в том числе проверка его системы управления движением с кратковременным включением двигателей причаливания и ориентации. Тесты показали, что других неисправностей в нем нет. Их планируется продолжить.
18 декабря с помощью камер дистанционного манипулятора была осмотрена внешняя поверхность корабля. Анализ данных позволил обнаружить возможное место повреждения приборно-агрегатного отсека корабля. В конце декабря будут заслушаны выводы рабочих групп и намечены планы на будущее.
Какие дальнейшие действия предпримут космонавты на орбите и специалисты ЦУПа?
Специальная комиссия должна принять решение о возможности или невозможности дальнейшего использования корабля «Союз МС-22» для возвращения космонавтов на Землю, планирующегося в марте 2023 года.
В первом случае предлагается в марте 2023 года выполнить штатную пересменку экипажей российского сегмента МКС, во втором — может быть ускоренно подготовлен к запуску беспилотный корабль «Союз МС-23» для замены «Союза МС-22». «Союз МС-23» находится на Байконуре и уже прошел часть испытаний перед плановым стартом в марте. Кроме того, комиссии предстоит принять решение по дальнейшей программе полета российского сегмента.
В Роскосмосе отмечают, что «информация ряда телеграм-каналов о существовании некоего резервного корабля в полной готовности к запуску, который можно было бы в считанные дни или часы запустить для эвакуации экипажа МКС, не соответствует действительности.
Резервным кораблем специалисты российской ракетно-космической отрасли называют корабль, который уже прошел часть подготовки на космодроме и может быть выведен на орбиту через 45 суток после возникновения нештатной ситуации на станции. На Байконуре есть в наличии такой корабль — это «Союз МС-23».
Вот как охарактеризовал ситуацию на МКС гендиректор корпорации «Роскосмос» Юрий Борисов в интервью корреспонденту «Известий»:
— Ситуация действительно не очень приятная. Конечно, сейчас экипажу ничего не угрожает. Они находятся на МКС. В конце декабря, я думаю, специалисты решат, как будем выходить из данной ситуации.
Тем временем космонавты продолжают работать на МКС. В минувшие выходные Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Анна Кикина выполнили работы после отмененного выхода в открытый космос: открыли переходные люки между модулями «Причал» и «Наука», проложили воздуховод и расконсервировали «Причал», сняли навесное оборудование со скафандров, просушили и уложили их на хранение.