Бобат-терапия — это мешок, в который сложили все самое интересное и лучшее!
Почему мы так считаем?
Там есть позиции Войта, есть упражнения из ПНФ, но эта методика построена в первую очередь на когнитивном и ментальном развитии пациента.
Бобат-терапия направлена на понимание того, что ребенок растет, становится тяжелее и выше. Специалисту нужно ставить конкретные цели перед родителями, потому что терапия должна продолжаться дома.
Чтобы ребёнок развивался, его нужно оставить в зоне комфорта и создать подходящие условия, поэтому дом должен стать терапевтической зоной, куда необходимо погрузить и родителей.
Вовлечь родителей — задача физического терапевта.
Стать терапевтом своему ребёнку — обязанность родителей.
Это одна из особенностей данной концепции.
Бобат-терапия делится на два компонента:
1) подготовительная зона
2) и основная зона.
В первую зону включены мягкие растяжки, тэппинг (мягкие постукивания), тракции, компрессии. Делается подготовка, ребенок становится мягче и легче, родители рады, физический терапевт отпускает маленького пациента домой.
Но чему он научился?
Хотим напомнить, что Бобат-терапия — это в первую очередь обучающая методика, в то время как ПНФ — закрепляющая, Войта — сильно закрепляющая.
Специалист может рассматривать подготовку как терапевтическую цель и работать со сколиозом, укладкой таза, тканями.
Во второй — основной — зоне можно поработать с переносом веса тела и фасилитацией. Чтобы ребенок двинулся, нужно уметь переносить вес тела, и необходимо подсказать, как именно это сделать.
Фасилитация — это облегчение, проторение, создание условий для чего-то.
Она делится на локализативную и тотальную — и это все должно быть в одном занятии!
Мы высвобождаем и мобилизируем ткани, чтобы они сдвинулись, чтобы ЦНС смогла выполнить движение, и рефлекторная дуга выполнила свою реакцию.
Нельзя просто взять и сделать 10 упражнений на сеансе:
Бобат-терапевт ставит конкретную цель — находит элементы из классификации GMFCS, которые быстрее дадут реакцию — он знает, к чему идти — выбирает тот уровень, к которому идет — фасилитирует движение — обучает ребенка — обучает родителя, как фасилитировать.
Маленький пациент должен понимать, как двигаться. Он из каждого занятия по методике Бобат должен вынести что-то новое и полезное, какое-то движение.
Бобат-терапевт, который работает только на уровне подготовки, не использует методику полностью. Это обучающая терапия, она должна скользить между физикой, ментальностью и когнитивностью, это самый главный принцип.
Часто на эти моменты либо не обращают внимания, либо не хотят ими пользоваться. Но если Бобат-терапевт не доходит до фасилитации, значит, он делает только 30% работы, это нужно понимать.
Например, если вы добились того, что ребенок идёт не в пассивной стабилизации позвоночника, он может хоть на секунду сделать это движение самостоятельно, то вы обучаете этому движению дальше родителя.
Фасилитация всегда выполняется в двух компонентах:
1) она идет на вертикализацию,
2) и она идет против вертикализации.
Ребенок должен знать, как прийти в вертикализацию, например, сесть, и как вернуться обратно. Когда вы видите, как он фасилитируется, то сразу можете сказать, где есть проблемы, над чем нужно поработать.
Узнать все тонкости, особенности и техники работы Бобат-терапевта можно на авторской программе Леонида Кравцова «Бобат для детей новой генерации».