Найти тему

«Хронос» (2022): фильм по рассказам Кира Булычева с Сергеем Пускепалисом

Да, пожалуй, в этом фильме самое ценное то, что он снят по рассказам одного из любимых советских фантастов и что одна из его частей — практически бенефис Сергея Пускепалиса. Не картинка, хотя и она местами прекрасна, и не режиссура (она неравноценна). Главное то, что сошлись эти две фамилии — Булычев и Пускепалис.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

«Хронос» состоит из трех частей, это экранизация трех рассказов, в каждом обыгрывается тема временных пересечений, в которые попадают герои. Отсюда и название. И во всех трех рассказах красной нитью проходит Великая Отечественная война.

Первая история — на основе рассказа «Поломка на линии», где в основе сюжета — передача предметов из эпохи в эпоху. Но в один момент в этой линии что-то сломалось, и главный герой — хипстер Кирилл (Дмитрий Ендальцев) — стал нечаянным свидетелем необычного процесса.

Сценаристы явно добавили к оригиналу в плане высокотехнологичности условий, в которых живет Кирилл. У него «умный дом», голосовая помощница и просроченный платеж по ипотеке, ему грозит выселение на улицу, где нет розетки и вайфая.

Кирилл (Дмитрий Ендальцев). Кадр из фильма.
Кирилл (Дмитрий Ендальцев). Кадр из фильма.

Главный герой в рассказе читает книгу «Проксима Альфа». В фильме процесс чтения книги напоминает компьютерную игру — когда все максимально визуализировано, сплошной экшн в воображении. На самом интересном месте экшн обрывается сообщением, что книга не дописана — писатель умер от голода в блокадном Ленинграде.

Из эгоистического посыла — чтобы узнать, что там было дальше в книге-то, Кирилл решает вмешаться. Но военная часть истории, на контрасте с сегодняшним днем, показалась скомканной, и оценил ли Кирилл происходящее в те годы — мы не знаем. Но мы поняли, что хипстеры хоть и не очень образованные порой, но добрые.

В этой части начало показалось затянутым, можно было быстрее и интереснее подвести зрителя к сути истории (первую и третью части фильма снимал режиссер Роман Просвирнин).

Вторую часть по широко известному рассказу «Можно попросить Нину?» снял режиссер-дебютант Дмитрий Аболмасов.

Ночная неоновая столица с башнями Москва-сити, дорогая машина, бизнесмен Вадим (Сергей Пускепалис) в ослепительно белой рубашке, только что купивший шикарный пафосный ресторан и приехавший, чтобы отметить с друзьями это приобретение. Из машины он звонит жене, но связь пропадает, а когда появляется, он дозванивается до девочки-подростка в 1942 год.

Герой Пускепалиса - бизнесмен Вадим. Кадр из фильма.
Герой Пускепалиса - бизнесмен Вадим. Кадр из фильма.

Контраст между современностью и военным временем в фильме максимально заострен, он гораздо сильнее, чем в рассказе Булычева с его скромным бытом 1970-х. Ресторан с огромными холодильниками, где есть все возможные деликатесы, сияющая огнями Москва, шикарные машины, расслабленные гости и их дамы, которые просят унести хлеб со стола (от него толстеют).

И полуголодная девочка в затемненной Москве, которая не верит, что у кого-то может быть еда, и что в доме обычного человека есть холодильник. Да и как можно ходить по дому с телефоном? Он же прикреплен к стене, один на несколько квартир.

Очень по-новому звучит хорошо знакомый рассказ. И вдвойне по-новому он звучит в сегодняшних реалиях.

Сергей Пускепалис потрясающе сыграл, его Вадим — бизнесмен с биографией, не тупой хозяин жизни, а человек, сделавший себя сам и не утративший человечности. Он не просто сочувствует девочке, живущей в Москве военного времени, Вадим — человек действия, он ищет способы ей помочь.

Ради этой новеллы стоит посмотреть фильм, честное слово! Или хотя бы посмотреть ее отдельно — она выходила в 2020 году в виде короткометражки под названием «Временная связь».

Наконец, третья история — по рассказу «Шум за стеной». Очень атмосферно передано место действия — московская коммуналка с ее магией и мистикой, куда в одну из комнат в 1948 году заселяется корректор Лиза с сыном — истощенным войной болезненным мальчиком Петей.

Мистическое место, где сначала возникает один странный сосед Илья (Иван Жидков), который подкармливает Петю рыбой. Но тот ли он, за кого он себя выдает, и откуда у него свежая рыба в голодной послевоенной Москве?

"У каждого из нас есть особое место внутри". Кадр из фильма.
"У каждого из нас есть особое место внутри". Кадр из фильма.

Потом заявляется второй странный сосед (Михаил Горевой), а этот персонаж сохранился с 1937 года со всеми его замашками — подозрительностью, стукачеством. Соседи вступают в конфликт, который обостряется все сильнее.

Но у Ильи есть убежище. «У каждого из нас есть особое место внутри, где живут самые родные люди». А как еще залечивать травмы, нанесенные войной?

Эта часть насколько атмосферна, настолько же и нединамична. Ждала, когда сюжет закольцуется, но дождалась лишь отчасти, когда у Пети, живущего в 1948 году, неожиданно появился игрушечный самолетик явно из наших дней. А можно было бы более органично соединить с первой частью, и вся история смотрелась бы более цельно. По крайней мере, у меня такие ожидания были.

Но самое главное — остался дух рассказов Кира Булычева, человечность героев и финал, дарящий надежду.

«Будущее нельзя изменить. В прошлое нельзя вмешиваться. А где оно… настоящее?» — отличный эпиграф, и так подходит к сегодняшнему дню…

Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру.

Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»

👍👍👍

Ставьте "лайк" и подпишитесь на канал "Кино и книги круглый год", чтобы не потеряться на Дзене!