Да, пожалуй, в этом фильме самое ценное то, что он снят по рассказам одного из любимых советских фантастов и что одна из его частей — практически бенефис Сергея Пускепалиса. Не картинка, хотя и она местами прекрасна, и не режиссура (она неравноценна). Главное то, что сошлись эти две фамилии — Булычев и Пускепалис.
«Хронос» состоит из трех частей, это экранизация трех рассказов, в каждом обыгрывается тема временных пересечений, в которые попадают герои. Отсюда и название. И во всех трех рассказах красной нитью проходит Великая Отечественная война.
Первая история — на основе рассказа «Поломка на линии», где в основе сюжета — передача предметов из эпохи в эпоху. Но в один момент в этой линии что-то сломалось, и главный герой — хипстер Кирилл (Дмитрий Ендальцев) — стал нечаянным свидетелем необычного процесса.
Сценаристы явно добавили к оригиналу в плане высокотехнологичности условий, в которых живет Кирилл. У него «умный дом», голосовая помощница и просроченный платеж по ипотеке, ему грозит выселение на улицу, где нет розетки и вайфая.
Главный герой в рассказе читает книгу «Проксима Альфа». В фильме процесс чтения книги напоминает компьютерную игру — когда все максимально визуализировано, сплошной экшн в воображении. На самом интересном месте экшн обрывается сообщением, что книга не дописана — писатель умер от голода в блокадном Ленинграде.
Из эгоистического посыла — чтобы узнать, что там было дальше в книге-то, Кирилл решает вмешаться. Но военная часть истории, на контрасте с сегодняшним днем, показалась скомканной, и оценил ли Кирилл происходящее в те годы — мы не знаем. Но мы поняли, что хипстеры хоть и не очень образованные порой, но добрые.
В этой части начало показалось затянутым, можно было быстрее и интереснее подвести зрителя к сути истории (первую и третью части фильма снимал режиссер Роман Просвирнин).
Вторую часть по широко известному рассказу «Можно попросить Нину?» снял режиссер-дебютант Дмитрий Аболмасов.
Ночная неоновая столица с башнями Москва-сити, дорогая машина, бизнесмен Вадим (Сергей Пускепалис) в ослепительно белой рубашке, только что купивший шикарный пафосный ресторан и приехавший, чтобы отметить с друзьями это приобретение. Из машины он звонит жене, но связь пропадает, а когда появляется, он дозванивается до девочки-подростка в 1942 год.
Контраст между современностью и военным временем в фильме максимально заострен, он гораздо сильнее, чем в рассказе Булычева с его скромным бытом 1970-х. Ресторан с огромными холодильниками, где есть все возможные деликатесы, сияющая огнями Москва, шикарные машины, расслабленные гости и их дамы, которые просят унести хлеб со стола (от него толстеют).
И полуголодная девочка в затемненной Москве, которая не верит, что у кого-то может быть еда, и что в доме обычного человека есть холодильник. Да и как можно ходить по дому с телефоном? Он же прикреплен к стене, один на несколько квартир.
Очень по-новому звучит хорошо знакомый рассказ. И вдвойне по-новому он звучит в сегодняшних реалиях.
Сергей Пускепалис потрясающе сыграл, его Вадим — бизнесмен с биографией, не тупой хозяин жизни, а человек, сделавший себя сам и не утративший человечности. Он не просто сочувствует девочке, живущей в Москве военного времени, Вадим — человек действия, он ищет способы ей помочь.
Ради этой новеллы стоит посмотреть фильм, честное слово! Или хотя бы посмотреть ее отдельно — она выходила в 2020 году в виде короткометражки под названием «Временная связь».
Наконец, третья история — по рассказу «Шум за стеной». Очень атмосферно передано место действия — московская коммуналка с ее магией и мистикой, куда в одну из комнат в 1948 году заселяется корректор Лиза с сыном — истощенным войной болезненным мальчиком Петей.
Мистическое место, где сначала возникает один странный сосед Илья (Иван Жидков), который подкармливает Петю рыбой. Но тот ли он, за кого он себя выдает, и откуда у него свежая рыба в голодной послевоенной Москве?
Потом заявляется второй странный сосед (Михаил Горевой), а этот персонаж сохранился с 1937 года со всеми его замашками — подозрительностью, стукачеством. Соседи вступают в конфликт, который обостряется все сильнее.
Но у Ильи есть убежище. «У каждого из нас есть особое место внутри, где живут самые родные люди». А как еще залечивать травмы, нанесенные войной?
Эта часть насколько атмосферна, настолько же и нединамична. Ждала, когда сюжет закольцуется, но дождалась лишь отчасти, когда у Пети, живущего в 1948 году, неожиданно появился игрушечный самолетик явно из наших дней. А можно было бы более органично соединить с первой частью, и вся история смотрелась бы более цельно. По крайней мере, у меня такие ожидания были.
Но самое главное — остался дух рассказов Кира Булычева, человечность героев и финал, дарящий надежду.
«Будущее нельзя изменить. В прошлое нельзя вмешиваться. А где оно… настоящее?» — отличный эпиграф, и так подходит к сегодняшнему дню…
Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру.
Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»
👍👍👍
Ставьте "лайк" и подпишитесь на канал "Кино и книги круглый год", чтобы не потеряться на Дзене!