Может показаться, что решение Верховного суда Великобритании против будущего референдума перечеркнуло надежды на независимость Шотландии. Но у шотландцев еще может быть надежда.
Трудно отделаться от мысли, что в последние месяцы в Соединенном Королевстве произошли радикальные изменения. От смерти королевы Елизаветы II, которая возглавила стабильную и единую Великобританию, до отставки архитектора Brexit Бориса Джонсона и опасной авантюры недолговечного премьер-министра Лиз Трасс по внедрению либертарианской экономики.
Совсем недавно возобновились дебаты о сохранении Великобритании в том виде, в каком мы ее знаем.
23 ноября Верховный суд Великобритании постановил, что Шотландия не может проводить референдум без одобрения Англии, перечеркнув план первого министра Шотландии Николы Стерджен провести еще один референдум о независимости в октябре 2023 года.
Хотя это очевидный удар по надеждам Шотландии на независимость, действительно ли это означает, что шотландские националисты будут сидеть, сложа руки и смирятся с результатом?
В конце концов, Шотландская национальная партия (SNP) последние восемь лет изо всех сил боролась за независимость, и ее поддержка привела партию к власти в Шотландии.
Бесплодные попытки добиться независимости…
На протяжении веков Шотландия играла важную роль в качестве члена Соединенного Королевства. После столетий конфликта между Англией и Шотландией обе страны и Уэльс образовали Королевство Великобритания в соответствии с Актом об объединении 1707 года, а затем присоединили Ирландию к Соединенному Королевству.
Шотландия имеет одну из самых децентрализованных парламентских систем в мире благодаря действующему законодательству, которое началось в 1999 году под эгидой Тони Блэра.
В результате шотландский парламент может принимать законы по многим вопросам политики, включая здравоохранение, образование, налогообложение, жилье и правосудие. С другой стороны, такие вопросы, как внешняя политика, оборона и большинство экономических вопросов, зарезервированы для вестминстерского парламента в Лондоне.
Тем не менее, в 2014 году состоялся драматический референдум, на котором 55 процентов проголосовавших "против" независимости одержали победу против 45 процентов проголосовавших "за". Несмотря на провал референдума, SNP, выступающая за независимость, удерживает большинство избирательных округов в Шотландии после всеобщих выборов 2015 года, демонстрируя, что поддержка независимости Шотландии далеко не угасла.
Несмотря на это, после голосования "против" у нас был Brexit, который отрезал такие государства-члены, как Шотландия и Северная Ирландия, от Европейского союза (ЕС) и создал больше политических проблем, таких как вопрос об ирландской границе. Шотландия также оказалась против многих политических мер Англии, включая войну в Ираке, финансовый кризис и жесткую экономию Консервативной партии, и сокращение государственных расходов.
Сторонники независимости Шотландии предполагают, что страна могла бы экономически процветать за пределами Великобритании, особенно если бы ей удалось восстановить свое членство в ЕС, что поддержало большинство шотландских избирателей.
Однако недоброжелатели предупреждают, что заявка Шотландии на вступление в ЕС может занять много лет, что приведет к экономической уязвимости и потере жизненно важной финансовой поддержки со стороны Лондона. Лондон также неохотно отпускает Шотландию.
Во-первых, есть экономические причины, поскольку Шотландия владеет почти семью процентами валового внутреннего продукта (ВВП) Великобритании, а также может претендовать на запасы нефти в Северном море у шотландского побережья.
Во-вторых, концепция Соединенного Королевства усилила мягкую силу Лондона во всем мире, и распад союза может помешать этому. Наконец, с точки зрения обороны, Шотландия не только вносит свой вклад в британскую армию, но и в Шотландии также расположены силы ядерного сдерживания Лондона, в отношении которых Лондон хотел бы сохранить статус-кво на фоне растущей напряженности в отношениях с Россией.
Есть ли еще один шанс?
Если закон на его стороне, Лондон может продолжать говорить "нет" референдуму. Тем не менее, это может создать в Шотландии впечатление, что Лондон не на их стороне. Более того, учитывая решение Верховного суда, ШНП может использовать это для дальнейшего подтверждения своих утверждений, поскольку некоторые критики уже утверждают, что Лондон “недемократичен”.
Действительно, лидер ШНП (Шотландская национальная партия) Кит Браун заявил, что Лондон “боится” проведения второго референдума, поскольку знает, что проиграет. Такие заявления будут направлены на то, чтобы заручиться поддержкой независимости Шотландии, поскольку Стерджен заявила, что будет рассматривать следующие выборы как фактический референдум - повторяя требования Каталонии о независимости от Испании в 2017 году.
Предыдущий премьер-министр Лиз Трасс в августе продемонстрировала презрение к ШНП и заявлениям Шотландии о независимости, заявив, что лучший способ справиться с Николой Стерджен - “игнорировать ее”, и назвала ее “искательницей внимания”.
Тем не менее, в то время как более прагматичный и действующий премьер-министр Риши Сунак пообещал сделать больше, чтобы помочь “выровнять” и предложить преимущества шотландскому народу, провокационные настроения, подобные Трасс, с большей вероятностью останутся в умах и сплотят сторонников независимости Шотландии.
Возможно, самый ощутимый шанс SNP получить независимость - это присоединиться к коалиционному правительству. Поскольку с 2015 года партия завоевывает места в парламенте Вестминстера, ее называют потенциальным союзником оппозиционной Лейбористской партии, что вызывает предложения о создании коалиционного правительства. В конце концов, лейбористы ранее были самой популярной партией в Шотландии до прихода к власти ШНП.
Хотя Лейбористская партия доминирует в опросах общественного мнения под руководством нынешнего лидера Кейра Стармера и, по прогнозам, одержит уверенную победу большинством голосов на следующих выборах, неспособность сделать это может подтолкнуть его к созданию коалиционного правительства, потенциальным союзником которого является ШНП.
В таком случае ШНП может сохранить переговорные карты и заявить, что сформирует коалицию только в том случае, если Лейбористская партия пообещает провести еще один референдум о независимости.
Хотя шансы на то, что это произойдет, невелики, и поскольку опросы общественного мнения в Шотландии в настоящее время не показывают явной поддержки независимости, победа на референдуме вряд ли произойдет в ближайшее время.
Будущее союза
Хотя амбиции ШНП кажутся мрачными, это не означает, что Великобритания не столкнется с будущими вызовами союзу.
Отношение, несомненно, может измениться. В Северной Ирландии опросы показывают, что в последние годы возросла поддержка объединения с Ирландской Республикой. Нерешенный вопрос о границе с Северной Ирландией усугубил ситуацию, поскольку Ирландская Республика является членом ЕС, в то время как Северная Ирландия не является членом ЕС из-за ее членства в Великобритании.
Наблюдатели отмечают, что за последние десять лет в Северной Ирландии пошло на убыль чувство “британства”. Как и Шотландия, большая часть населения Северной Ирландии проголосовала за то, чтобы остаться в ЕС, как и ее сосед.
Более того, перепись населения 2021 года показала, что все больше жителей Северной Ирландии впервые считают себя католиками, а не протестантами. Это разделение определило напряженность в отношениях с традиционно католическим соседом, Ирландской Республикой, и предполагает дальнейшее отделение от традиционно протестантской Великобритании.
А учитывая растущую поддержку молодежью объединения с Ирландией, неудивительно, что все большее число жителей Северной Ирландии считают возможным объединение Ирландии в ближайшие 20 лет.
В Уэльсе, несмотря на то, что правительство исторически ближе к Лондону, а шансы на независимость еще меньше, ведущая валлийская партия – Plaid Cymru – также выступает за позитивные возможности отделения от Великобритании.
И если голоса сторонников независимости станут громче в Шотландии и Северной Ирландии, аналогичные голоса могут продолжаться в Уэльсе.
Учитывая эти сдвиги, которые мы наблюдали за последнее десятилетие – от Брексита, консервативного правительства, которое расходится со своими государствами–членами, и кончины королевы Елизаветы II - сменяющие друг друга правительства Великобритании не только призваны обеспечить место Великобритании в мире, но и гарантировать, что Соединенное Королевство, каким мы его знаем, может выжить.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...