Найти тему

В Петербурге за год общественных пространств стало больше в 1,5 раза

С точки зрения современной урбанистики общественные пространства — это благоустроенные и доступные городские территории с чётко определёнными функциями — торговой, развлекательной, спортивной. Причём в одной зоне таких функций может быть несколько.

Тренды года

Если в ноябре 2021 года в городе действовали 53 такие локации, то в декабре 2022–го — уже 82. Из наиболее интересных открытых в этом году пространств эксперты отмечают "Флагшток" на Крестовском острове, бизнес–пространство Seno между улицами Ефимова и Гороховой, продолжение обустройства набережной реки Карповки от Барочного моста до Песочной набережной.

За год соотношение общественных пространств в центре города и в спальных районах существенно не изменилось. По–прежнему значительная часть располагается в историческом центре. Впрочем, в последнее время современные объекты появляются и на периферии: в Колпино, Пушкине, Кронштадте.

"Создание общественных пространств, которое изначально осуществлялось на частные средства, стало стимулом для качественных изменений в городской среде. Сейчас всё чаще такие объекты создаются за федеральные и городские средства. Так, по итогам 2022 года на средства бизнеса создано порядка 45% от общего числа общественных пространств. Ещё год назад таковых было 60%", — рассказывает главный редактор портала Retrogradu.net Мария Уралова.

Впрочем, как говорят представители портала, лишь единичные госпроекты становятся точками притяжения для жителей и гостей города. Парки простаивают, во многих из них нет даже комфортной инфраструктуры: туалетов, точек питания.

"Властям необходимо не только вовлекать горожан в выбор проекта будущего пространства, в первую очередь необходим активный диалог с бизнесом. Московские проекты — парк Горького, ВДНХ, Зарядье — показывают, что заинтересованность власти в качественном развитии даёт потрясающий эффект", — считает Мария Уралова.

По данным Retrogradu.net, в планах на ближайшие годы — открытие в Петербурге ещё 57 общественных пространств. Большие объекты заявляются около связанных с "Газпромом" офисных и неофисных проектов — на Охтинском мысу, около "Лахта Центра", у стадиона "Петровский".

Впрочем, и менее крупный бизнес тоже не отстаёт. ГК "БестЪ" не так давно заявила о строительстве общественного пространства "Ре: Карповка" на территории бывшего завода "Ригель". Как говорят представители компании, пока общая концепция формируется, но первый этаж здания точно отдадут под общепит, там разместится не менее 10 ресторанных и барных концепций. Планируется благоустроить набережную реки Карповки.

Всё для людей

Городу общественные пространства позволяют решать массу урбанистических задач. "Ни для кого не секрет, что девелопер, облагораживая территорию, зачастую решает и муниципальные вопросы, например через благоустройство пешеходных и велодорожек вдоль улицы, создание зон отдыха — тех самых точек притяжения, которые позволяют и горожанам, и жителям более комфортно проводить время в локации, в которой они проживают", — говорит Вячеслав Батаков, директор по маркетингу компании Seven Suns Development.

"Мы рекомендуем своим клиентам включать в проекты общественное пространство, если оно будет органично смотреться в проекте и добавит синергии коммерческим функциям. Городу такие пространства нужны для создания комфортной и современной городской среды. Бизнесу — для создания трафика, который обеспечит доход коммерческих функций, являющихся неотъемлемой частью общественного пространства, поскольку объём вложений окупается только после запуска коммерческой инфраструктуры", — уверен Валерий Трушин, партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate.

Впрочем, новые проекты могут потребовать переосмысления. "Очевидно, что направленность многих пространств была на молодую аудиторию, так называемый креативный класс. Поэтому дополнительно предстоит изучить, как последние события в России повлияли на спрос со стороны этой группы. Но в любом случае действующим пространствам необходимо искать новые форматы взаимодействия — как с аудиторией, так и со своими резидентами", — уверен Владислав Фадеев, начальник отдела маркетинговых исследований и аналитики "Главстрой Санкт–Петербург".

Место для жизни

В процесс создания современных локаций активно включились девелоперы жилой недвижимости. Примерно в трети вышедших в этом году комплексов общественные пространства заявлены как дополнительная опция.

"Один из самых ярких и вызывающих уважение проектов коллег, на мой взгляд, — возрождение Левашовского хлебозавода на Петроградской стороне. Отличный пример ответственного подхода к строительству и симбиоза девелоперского бизнеса и общественной жизни. Этот пример показывает, что любой жилой проект может быть успешнее, если рядом с ним расположено одно или два популярных общественных пространства. При правильном позиционировании они оказывают благоприятное воздействие на окружающую инфраструктуру: привлекают капитал и трафик людей, преобразуют территорию. Поэтому они нужны в каждом районе", — полагает Александр Кравцов, управляющий партнёр Fizika Development (девелопер апарт–отеля VIDI).

Об этом говорят и другие эксперты. "Сегодня для покупателей на первый план выходит вопрос комфортной среды, а качество жилого комплекса определяется среди прочего наличием разнообразных инфраструктурных опций, в том числе общественных пространств", — уверена Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость".

"Если говорить о стоимости общественных пространств в рамках жилых комплексов, то цена составляет около 3 тыс. рублей на квадратный метр продаваемой площади", — посчитал Анзор Берсиров, заместитель генерального директора по развитию объединения "Строительный трест".

https://www.dp.ru/a/2022/12/19/Zoni_dlja_progulok?from=dzen-news